Специфика «пацифика», или Голубиная лапка
Арт-директор Стас Жицкий выясняет, должен ли логотип означать хоть что-нибудь и как он становится значимым для множества людей?
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Стас Жицкий
Дизайнер, художник, арт-директор, копирайтер, колумнист, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Обладатель более 30 премий и наград в области дизайна, в том числе Good Design и RedDot. Член жюри фестивалей Cannes Lions, Eurobest, AD Stars.
Автор книги «Притчетерапия, или Книга смыслей о маркетинге» (в соавторстве с Сергеем Кужавским). Был постоянным автором журнала «Сноб», публиковался в журнале о графическом дизайне [кАк), изданиях «Креативный директор», «Ведомости».
Давайте, к примеру, возьмём очень простой и, пожалуй, всем известный значок. В хипповском прошлом (не моём, я не хипповал) он назывался «пацифик». Его нарисовал аж в 1958 году британский дизайнер Джеральд Холтом, когда его попросили сочинить символ для марша Комитета прямых действий против атомной войны (DAC), который собирались провести в Лондоне. И Холтон придумал. Да так ловко придумал, что его «пацифик» был принят после этого Движением за ядерное разоружение (CND), а потом и вовсе стал всемирным символом борьбы за всё антивоенно-хорошее против всего военно-плохого, амулетом, висящим на хипповских грудях, татуировкой на телах и символом, легко воспроизводимым на любой поверхности при помощи граффити: четыре движения кистью или баллончиком ― и готов на стене «пацифик».
Попробуем разобраться в смыслах и нарративах: что нам сообщает этот знак?
Да, собственно, ничего! Есть несколько трактовок, и все они не сильно убедительны.
Версия первая
Сам Холтом писал: «Я был в отчаянии. Глубоком отчаянии. Я изобразил себя, человека в отчаянии, с руками, опущенными и вытянутыми в стороны, как у крестьянина перед расстрельным взводом у Гойи. Я формализовал рисунок в линию и сделал круг вокруг него».
Но, спрошу я вас, а почему у расстреливаемого три ноги, а не три руки?
Версия вторая
Знак представляет собой сочетание семафорных сигналов N и D, которые совпадают с первыми буквами Nuclear disarmament — «ядерное разоружение» (англ.). В семафорной азбуке букву N передают, держа два флага опущенными вниз под углом 45 градусов, а букву D — вертикально подняв один флаг вверх, а второй опустив столь же вертикально вниз.
Ай, бросьте, какой такой хиппи в 1958 году знал семафорную азбуку? И как показать две буквы одновременно? Рук же не хватит. И почему эти совмещённые буквы непременно должны значить Nuclear disarmament, а не, скажем, парадоксальное для тех времён No drugs или вовсе Never dream.
Версия третья
Это голубиная лапка. Совсем смешно. Дескать, неоднократно нарисованный Пикассо голубь оставил свой след на всемирном движении за мир.
Если мы закопаемся в семантические глубины, то что нам откроется? А нам откроется факт, что Пикассо не очень-то разбирался в библейских нюансах. Голубь, которого выпустил Ной из ковчега, принёс ему оливковую ветвь ― это да. Но это означало, что Бог перестал гневаться на оставшийся в живых Ноев экипаж, и где-то из-под воды появилось оливковое дерево… Но там нет ни слова про войну. Это ― не победа, это ― не триумф, это всего лишь подтверждение, что праведники выжили, а неправедники ― нет.
А теперь давайте попробуем разобраться: нам важно значение этого знака?
Тут и разбираться нечего: да нам по фигу! Волшебная, никак аналитически не объяснимая повсеместность этого знака нам гораздо важнее его смыслового объяснения. И пусть он значит что-нибудь, пусть ничего не значит ― неважно, мы им пользуемся, когда хотим сказать, что мы ― за мир.
И пусть он как-нибудь чудесно нас поохраняет в то время, когда нам всем страшно, непонятно, неопределённо и, попросту говоря, хреново. Всех ― и тех, кто носит крест (тоже, кстати, знак и лого), и тех, чей символ ― могендовид, и почитателей полумесяца, и любителей колеса сансары, а также масонов, огнепоклонников, древнерусскоязычников ― да кого угодно!
И пусть в это страшноватое время у нас будет ещё один общий для всех знак (простоватый, да, но действенный) ― эмоджик «сердечко».
Читайте в предыдущих выпусках:
- LONG LIVE THE LOGO! Почему бизнес невозможен без логотипа
- По одёжке больше не встречают, или Похоронное бюро «Русалка»
- Новые ворота для баранов: чем редизайн отличается от рестайлинга и ребрендинга
- Операции на логолицах: нужно ли переделывать логотип, что к этому подталкивает и к чему это может привести