Скидки до 50% и курс в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#статьи

Креативное гетто: как появился и каким стал городок литераторов Переделкино

«Увидеть бы хоть одного человека, который не писатель».

Фото: Jayakri / Shutterstock

То Переделкино, которое мы знаем сейчас, появилось ещё в XVII веке на берегу реки Сетунь и называлось Передельцы. Со временем поселение оказалось во владении дворянского рода Самариных, которые и начали формировать здесь ту самую особую творческую атмосферу, пронизанную искусством, наукой, историей и прогрессивными идеями.

А в 1930-х Переделкино стало первой советской творческой резиденцией — здесь поселились и работали известнейшие писатели своего времени.

Рассказываем, как из идеологии появился городок писателей, какими были интерьеры дач и благодаря чему теперь это модное место.

Село Измалково, в которое фактически входили дворы села Передельцы
Изображение: Переделкино

При чём тут Горький?

Весной 1932 года Максим Горький писал Константину Федину, литератору и чиновнику:

«…в Москву еду с проектом: отобрать человек 20–25 наиболее талантливых литераторов, поставить их в условия полнейшей материальной независимости, предоставить право изучения любого материала, и пусть они попробуют написать книги, которые отвечали бы солидности вопросов времени…»

У Горького эта идея появилась одновременно с инициативой группы писателей во главе с Борисом Пильняком, которые организовали дачное кооперативное товарищество. Дискуссия, зачем и как создавать такого рода резиденции, переродилась в конкретный проект — после того, как писатели встретились с руководством страны на квартире Горького.

Сталин обозначил: «Построить писателям гостиницу под Москвой — этого мало. Писателю не захочется надолго отрываться от семьи… Не гостиницу, а город надо построить для писателей где-то под Москвой, где бы они могли жить вместе с семьями, друг другу не мешая, и интенсивно творить».

Горький в 1920-е и 1930-е был селебрити, инфлюенсером, лидером мнений, махиной и крайне влиятельной персоной в политике
Фото: МАММ / МДФ / История России в фотографиях

Плюс — город писателей помог бы решить квартирный вопрос хотя бы для части интеллектуальной элиты страны. Базис в виде благоустроенного дома очень помог бы созданию идеологической надстройки.

19 июля 1933 года выходит указ «О строительстве „Городка писателей“». Первые списки его резидентов формировали коллективно и обсуждались не один раз. В итоге в них вошли крупнейшие писатели и литературные деятели того времени: Пильняк, Павленко, Бедный, Иванов, Малышкин, Гладков, Леонов, Эренбург, Панферов, Пастернак, Шагинян, Бахметьев, Бабель, Инбер и другие.

Фото: Переделкино

Часть имён первых поселенцев писательского городка и их наследие исчезли в потоке репрессий.

Контекст: соцреализм и идеология

Предложение Горького совпало с усилением роли социалистического реализма — нового официального метода в искусстве. Уже с 1932 года начался знаменитый «сталинский поворот» — из культуры вымывали всё авангардное, экспериментальное, оставляя только «правильное и полезное» для коммунистического государственного проекта.

Писатели теперь должны быть не просто авторами, а «инженерами человеческих душ». Им вручались ордена, квартиры и дачи — но и следили за их текстами и приватной жизнью пристально.

Роман Николая Островского «Как закалялась сталь» относят к соцреализму. На фото его первое издание в журнале «Молодая гвардия», 1932 год
Изображение: mos.ru

Великие дачники и их обычные проблемы

Строительство писательских дач началось в 1934 году и шло сумбурно. Проблемы были во всём: то писательский кооператив запросит выделить невообразимый бюджет, то проекты домов изменятся до неузнаваемости. Строительство начинали до согласований и в некоторых случаях по эскизам от руки. В отчётах проверяющей комиссии отмечено: «Зачастую в указанные эскизы вносятся изменения самими писателями».

Писатели и поэты хотели идеальный город-сад и вовсе не летние дачи, а полноценные дома с центральным отоплением.

Постепенно в посёлке стали селиться Борис Пастернак, Корней Чуковский, Илья Эренбург, Леонид Леонов. Их хаотично построенные дома дали месту особенный дух.

На нашей даче я уже провёл сутки — и мне очень нравится. Тишина абсолютная. Лес. Можно не видеть ни одного человека неделями. Только ремонт сделан кое-как; всюду пахнет скверной масляной краской; денег потребуется уйма. Хватит ли у меня средств завести в ней всё необходимое, не знаю, но если хватит, для вас для всех будет отличная база. <…> Я дал себе слово не встречаться здесь с писателями. Но сейчас у меня был сын Всеволода Иванова, потом пришла мадам Федина, меня зазвал в гости Павленко… Удастся ли удержаться? Прибыла мебель. Мама в хлопотах.

Корней Чуковский в письме дочери, 1938 год

На дачу в Переделкино Чуковские переехали в середине июня — июле 1938 года. Дома в посёлке не раз перестраивали и ремонтировали из-за ошибок при возведении, грунтовых вод и просто из-за быстрого обветшания.

У меня на даче происходит несуразный, сволочной, литфондовский ремонт. Разломали стены, сняли полы… и прекратили работу. Я сижу в разрушенном, загаженном доме, а мои бумаги и книги чёрт знает где.

Чуковский в письме Катаняну, 19 февраля 1955 года

В 1950-е Чуковский превратил свой дом в сказочное царство с детской библиотекой и площадкой для пионеров. Прожил он здесь до конца своих дней.

Года четыре назад я обнаружил, что у меня лишние деньги, получил гонорар за «От 2 до 5», построил рядом со своей дачей детскую библиотеку — весёлый теремок — четыре комнаты, где вся мебель — сказочная (мы сами раскрасили её) и крыша теремковая, дети размалевали фасад, художники Васнецов и Конашевич пожертвовали в библиотеку чудесные картины (своего изготовления) — в библиотеке 12 000 книг, обслуживает она тысячу (немного больше) ребят из семи окрестных посёлков. Я часто бываю в библиотеке. Летом я устраиваю у себя в лесу костры (два костра: «здравствуй, лето!» и «прощай, лето!»), на кострах (или вернее: у костров) бывает около 1500 детей. Плата за вход — 10 шишек. У костра выступают фокусники, жонглёры, а также писатели. И артисты: Рина Зелёная, Сергей Образцов <…>

Чуковский в письме Фесенко, 23 декабря 1962 года

Детская библиотека Чуковского в Переделкине
Фото: Free Wind 2014 / Shutterstock
«Дача у нас такая: два этажа, огромный балкон, терраса, столбики с цветами, терраса». Из письма Чуковского Конашевичу, осень 1945 года
Фото: volkova natalia / Shutterstock
Конашевич по заданию Чуковского изобразил его дачу на иллюстрациях к «Бибигону»
Изображение: издательство «Детгиз»

Марина Цветаева, литературная изгнанница, в предвоенное время бывала здесь у Пастернаков. После возвращения из лагерей в 1953 году в переделкинском Доме творчества жила её младшая сестра, прозаик Анастасия Цветаева.

Анна Ахматова часто приезжала к коллегам по литературе в гости.

Из записной книжки дочери Цветаевой Ариадны Эфрон: «С Ахматовой я познакомилась у Пастернака, в Переделкино, в январе 1957 г.»

В Переделкине тёплое отношение к соседям было в порядке вещей. Обитатели городка писателей регулярно заходили друг к другу в гости, вместе отмечали праздники, поддерживали в трудные моменты.

Проект открыток о дачах в Переделкине и о поселковой атмосфере
Изображение: Alice Yurchuk / Behance

Дорогая Серафима Израилевна! Надеюсь, что Вы все втроём нагрянете в Переделкино. Жду этого дня с нетерпением и очень хочу, чтобы в этот день не было дождя и Вы могли бы увидеть наше Переделкино во всём блеске. Сейчас это — целая держава. Мой ближайший сосед — Валентин Катаев (автор «За власть Советов»), насупротив Вера Инбер; за Катаевым — Кассиль и Вирты, чуть подальше — Леонов. За дачей Павленко начинается Неясная поляна, на которую выходят палаццы Константина Федина, Пастернака, Всев. Иванова, Сейфуллиной. Сейчас поставлено в ближнем лесу ещё 60 дач для писателей — для Кожевникова, Софронова, Ермилова, Штейна и мн. других.

Словом, повторяется та же история, что была когда-то в Куоккала, когда моя жена говорила:

— Увидеть бы хоть одного человека, который не писатель!!

Чуковский в письме Эткиной 22 июля 1949 года

Жалоба писателей на кур в огородах
Фото: аукционный дом «Литфонд»

В 1955 году в посёлке открыли Дом творчества, который служил рабочей резиденцией для поэтов и писателей. Попасть в списки допущенных было непросто — каждого кандидата проверяли и одобряли бюрократы.

Исторический корпус Дома творчества в Переделкине. Отреставрирован в 2020 году
Фото: Переделкино
Модернистская архитектура — клуб-столовая Дома творчества писателей в Переделкине. Здание построено в 1969 году. Стеклянный коридор вёл к стеклянному холлу перед стеклянной столовой и к лестнице, по которой люди поднимались в кинозал, бильярдную, библиотеку и буфет
Фото: «Архитектура Москвы — 75. Работы проектных и научных институтов Москвы» / издательство «Стройиздат» / Pastvu

«Костя, радость моя, — у нас есть немножко пива и водка, и у меня плохое настроение. Приходи, пожалуйста, когда стемнеет»

Такую записку передали из переделкинского дома Пастернака в дом Федина.

По утрам Пастернак копал огород, работал в теплице и вёл жизнь самого обычного дачника. Вечерами — садился за рабочий стол и писал «Доктора Живаго». Роман отказались печатать «Литературная Москва» и «Новый мир», но его с интересом приняли в Италии.

Кабинет Пастернака на даче
Фото: Переделкино

В 1958 году в Переделкино пришла новость о назначении Борису Пастернаку Нобелевской премии. В первый день событие всем посёлком отмечали, во второй — оплакивали. От награды советскому литератору пришлось отказаться, сам он был исключен из Союза писателей. Однако дача в Переделкине осталась при нём, так как участок выдавали до конца жизни.

Борис Пастернак отмечает новости из шведской академии, присудившей ему Нобелевскую премию по литературе. Справа слушает Зинаида Пастернак, слева Корней Чуковский
Фото: Переделкино
Дача Пастернака. Фотография сделана в год смерти писателя. По кадру видно, какими «неэлитными» были забор и подъезд к дому
Фото: Архив Марины Стич / История России в фотографии

Инфлюенсерское Переделкино

В советские годы Переделкино стало символом литературы — не только как сообщества, но и как института. Это было место творческой силы. Дом Чуковского стал центром популяризации детской литературы (и приютом для молодого Солженицына).

Посёлок начал мелькать и в массовой культуре — в кино, книгах, на телевидении. Его образ стал чем-то вроде советского аналога Монмартра: с одной стороны — творцы, с другой — партийные линии, сверху — романтика, а снизу — идеология
Фото: Всеволод Тарасевич / МАММ / МДФ / История России в фотографии

В Переделĸино стали перебираться «шестидесятники» — писатели и поэты нового поколения. Здесь поселились Андрей Вознесенсĸий, Белла Ахмадулина, Василий Аĸсёнов, Булат Оĸуджава и Евгений Евтушенĸо. Традиции советского креативного кластера продолжались и после ухода первых классиков: новые резиденты так же устраивали негородской быт, ходили друг к другу в гости по вечерам и гуляли.

От легенды к забвению

После распада СССР Переделкино постепенно утратило статус «литературно-интеллигентного гетто». Союз писателей больше не был влиятельной структурой, финансирование прекратилось, дачи перешли в полузаброшенное состояние.

Если дом Чуковского ещё оставался работающим музеем, то многие другие здания пустели или превращались в летние дачи случайных владельцев.

В 1990-е и 2000-е сюда приезжали разве что ностальгирующие любители советской эстетики, экскурсионные группы школьников и те, кто помнил, «как всё было». Литературные баталии сменила тишина, а из некогда закрытого Дома творчества — того самого, где в своё время Пастернак читал свои стихи, — сделали базу отдыха с унылыми беседками.

Фото: RG72 / Wikimedia Commons
Трафаретная табличка-призыв у дорожки в Переделкине
Фото: Elena Malykhina / Shutterstock

Переделкино стало чем-то вроде затерянного мифического острова: место с великой историей, но без понятного будущего.

Ну как там с деньгами?

В 2020 началась масштабная реконструкция Дома творчества Переделкина и территории посёлка. Средства поступили от частных инвесторов, и одним из самых заметных источников стал фонд IRIS Foundation Дарьи Жуковой и Романа Абрамовича.

Разворот из отчёта о работе в Переделкине с 2020 по 2024 год
Изображение: Mike Loskov / Behance

В инфраструктуру вернули старую жизнь, но по-новому: здесь проводят выставки, лекции и арт-мероприятия, посвящённые литературе. ​И вернулось основное направление, ради которого когда-то Горький и предложил создать городок, — писательские, переводческие и поэтические резиденции.

Фото: Дарья Хаджиева / Архив Фонда «Айрис»
Фестиваль «Душно» провели в Переделкине летом 2024 года
Скриншот: сайт Переделкино / Skillbox Media

Совместно с музеем Garage в Переделкине запустили резиденцию-лабораторию для современных художников, провели культурные фестивали, а идентичность посёлка осмыслили заново. Дом творчества снова стал арт-кластером, открытым для художников, музыкантов, писателей — и на этот раз для публики тоже.

Фото: Дарья Хаджиева / Архив Фонда «Айрис»
Фото: Дарья Хаджиева / Архив Фонда «Айрис»

В гостиничном корпусе Дома творчества реконструировали номера, где с помощью интерьерного дизайна создали атмосферу 1960–1970-х. В обстановке — знаковые и знакомые предметы, модернистские формы и принципы. Но если писатели и поэты, приезжавшие в резиденцию в середине XX века, ютились в номерах-«пеналах», то при восстановлении эти пространства заметно увеличили.

Фото: Переделкино
Слева семейное кафе «Робин» с «дачным» интерьером, справа восстановленный легендарный бар-буфет в Историческом корпусе Дома творчества с отсылками к эстетике сталинской эпохи и 1950-х
Фото: Переделкино
Ресторан «Библиотека»
Фото: Переделкино

Брендинг и мерч Переделкина

Место преобразилось не только в инфраструктурном плане: у Переделкино появился свой минималистичный брендинг со шрифтовыми отсылками к печатным машинкам и книжной типографике.

Логотип создали Артур Лебсак и команда Contrast Foundry на основе их шрифта CoFo Glassier, вдохновлённого эрой модернизма и типографикой 1950–1960-х.

Фото: Дарья Хаджиева / Архив Фонда «Айрис»
Изображение: Переделкино / Contrast Foundry

Появился актуальный мерч. Например, с цитатой Пастернака: «Талант — единственная новость».

Фото: Переделкино

День в Переделкине

Чем можно заняться в Переделкине сегодня?

1. В любой день — поработать в красивом и тихом месте с историей.

Фото: Переделкино

2. В выходные — сходить на экскурсию с гидом или самостоятельно пройти пешком по одному из пяти маршрутов.

Прогулки посвящены наследию писателей советской эпохи
Изображение: Переделкино

3. Приехать на книжный фестиваль или тематический маркет.

Фото: Дарья Хаджиева / архив Фонда «Айрис»

4. Зайти на спектакль в Кабинет редкостей.

Фото: Переделкино

5. Изготовить собственными руками линогравюру.

Фото: Переделкино

6. Заглянуть в книжный «Дом писателя».

Фото: Переделкино

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!



Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞
За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована