Дизайн Кино
#кейсы

«Жи-Ши» пиши с буквы П: анимация для документального фильма о Пелевине

Как студия «Жи-Ши» создала мультипликацию о самом загадочном писателе современности.

Кадр: фильм «Пелевин»

В ноябре прошлого года студия «Амурские волны» выпустила документальный фильм к 60-летию Виктора Пелевина. Он получил смешанные отзывы зрителей и критиков: одни хвалили ленту за бодрое повествование и эксклюзивные фотографии, другие — ругали за небольшое количество новой информации и неубедительные игровые вставки. Однако многие сходятся в том, что удалась анимация — её сделала студия «Жи-Ши». В этом материале расскажем о ней подробно.

Рекламный постер фильма
Изображение: постер к фильму «Пелевин»

О фильме

«Пелевин» — полуторачасовой документальный фильм, который снял режиссёр Родион Чепель, автор фильмов «Дуров» и «Листьев. Новый взгляд». Его главная цель — проследить жизненный путь Пелевина с детства до «исчезновения», узнать, как менялся характер героя и что сподвигло знаменитого писателя закрыться от публики.

В фильме можно условно выделить четыре формата: интервью, фотографии, игровое кино и анимация.

Среди интервьюируемых — литературный критик Галина Юзефович, художник Гермес Зайготт, бывшая главная редакторка Interview Russia и Vogue Russia Алёна Долецкая.

Анимированный Пелевин и Алёна Долецкая в суши-баре
Кадр: фильм «Пелевин»

Фотографии в фильме — главные документальные материалы, их довольно много, они расставлены по ходу повествования и органично вписаны в общую визуальную линию с помощью коллажной анимации. По большей части снимки уже известные, но авторы нашли эксклюзивную серию фотографий из поездки Пелевина в Китай, где он общается с местными, посещает достопримечательности, спит на пластиковом стуле и выпивает с попутчиками.

Игровые вставки с Родионом Чепелем снимали в библиотеке имени Ленина, Чертаново и Битцевском парке. Как правило, режиссёр в роли актёра зачитывает фрагменты из романов Пелевина, разговаривает со своими копиями и делает неожиданные вещи: рвёт книгу, ест лапшу, пьёт чай из самовара на полу библиотеки.

Родион Чепель зачитывает фрагмент из романа «Числа»
Кадр: фильм «Пелевин»

Четвёртая часть — как раз анимация. Это яркие и динамичные фрагменты, которые иллюстрируют сюрреалистичные фантазии из романов или интересные незадокументированные истории о Пелевине. На протяжении всего фильма они встречаются около десятка раз, а также изредка проникают на документальные кадры — например, во фрагменте с Алёной Долецкой, которая рассказывает, как в 1990-е в суши-баре брала интервью у Пелевина, а он активно налегал на саке.

О студии

Студия продакшена «Жи-Ши», которую основали Артём Щербаков и Алексей Новиков, уже почти десять лет работает на российском рынке. В первое время компания делала в год сотни рекламных роликов, которые ставили в шоу вроде «Квартирного вопроса», а также занималась съёмкой и простой графикой.

Русскоязычный и англоязычный варианты логотипа
Изображение: «Жи-Ши production»

Сейчас «Жи-Ши» больше известна как студия, которая создаёт качественные трейлеры, клипы и синематики с 2D- и 3D-анимацией, занимаются постпродакшеном. CG-художники студии сделали для Земфиры (объявлена в России иностранным агентом) клип «Остин» (совместно со студиями Koshta и Petrick), «1190» для «Аигел», создавали рекламу для «Додо Пиццы», «Яндекса», «Сбера» и других крупных компаний из разных отраслей. Для известных во всём мире игр Dota 2, League of Legend и CS:GO они собирали синематики.

«Жи-Ши» всё ещё продолжает снимать ролики, но уже в меньшем количестве. Сейчас в студии работает 30 человек, все в основном занимаются графикой. Это CG-дженералисты, аниматоры, продюсеры и специалисты по моушн-графике и композитингу. Команда активно привлекает фрилансеров, занимающихся компьютерной графикой, — чтобы расширять экспертность и пробовать новые визуальные решения. Фокус студии в последние годы направлен на патронажную анимацию и постпродакшен для рекламы.

Об анимации

«Вся наша команда была воодушевлена возможностью поработать с „Амурскими волнами“ и Родионом Чепелем над проектом, — говорит Артём Щербаков, креативный директор „Жи-Ши“. — Объёмы графики сначала пугали, но мы хотели найти в визуальном языке дикую эклектику и параллельно запустили в работу сразу несколько эпизодов.

Сценарист проекта Алексей Кобылков давал всем нашим мини-командам фактуру из жизни Пелевина, придумал много easter eggs, которыми насыщены эпизоды. Мы воспринимали каждый анимационный фрагмент документального фильма как независимую короткометражку, которая может жить своей жизнью».

По словам Щербакова, большая часть вставок в фильме была сделана в 2D. У работ в целом минималистичный стиль, персонажи и фоны в контурах проработаны, но цвета почти всегда однотонные, без сложных светотеневых переходов.

Медитирующий Пелевин. Контуры чёткие, но цвет идёт заливкой, отличается лишь в местах попадания лучей
Кадр: фильм «Пелевин»

Хотя простота наложения цвета на самом деле обманчива. Анимация начинает усложняться, стоит только сюжету стать более или менее реалистичным. В самом начале фильма рассказывается, как Пелевин после университета пошёл работать инженером на кафедру электрического транспорта МЭИ. Анимация в этом фрагменте более детальная, тёплая, с налётом ретро, так как посвящена прошлому.

Начальник Пелевина в инженерном отделе
Кадр: фильм «Пелевин»

Следом происходят странные события: Пелевин уезжает на троллейбусе-трансформере и в режиме боевого робота отстреливается от монстров. Оказывается, писатель уснул на работе, а зритель попадает в его сон. И здесь цвета становятся яркими и активными, стилистика ближе к комиксам и мультфильмам о супергероях.

Когда герои фильма фантазируют о том, где сейчас может жить писатель, их версии появляются в разных стилях. Экзотичный Пелевин в Японии окружён девушками в кимоно, которые светятся неоном, как и реклама мегаполиса на фоне.

Пелевин в Японии. Цвета отсылают к эстетике японского киберпанка и аниме
Кадр: фильм «Пелевин»

Пелевин в Италии выглядит романтично, рядом с ним — свеча-купидон, виноградная лоза и Пизанская башня.

Пелевин в Италии. Цветовая гамма хоть и яркая, но более однородная
Кадр: фильм «Пелевин»

Когда же Пелевин появляется в сюрреалистичной версии Битцевского парка, в анимации становится больше резких линий и длинных контрастных теней. Они передают мрачность русского леса.

Пелевин в альтернативной версии Битцевского парка. Изображение грубеет, когда сюжет возвращается в девяностые и нулевые
Кадр: фильм «Пелевин»

В фильме есть ещё и сюжеты вне времени и пространства, их аниматорам «Жи-Ши» помогала делать студия Prand (этим объясняется заметная смена стиля). Для этих сцен выбирали отдельную форму. Если надо связать фрагменты фильма с резкими переходами (например, внезапной поездкой Пелевина в Китай или усиливающееся стремление мифологизировать свою биографию), то появляется сюжет побега от чего‑то или погони за чем-то.

Во фрагменте, когда Пелевин убегает от китайской пагоды, в анимации появляется интенсивный градиент, зернистость и абстрактный чёрный фон с реалистичными потёртостями. Эти элементы вместе с фигурой писателя и полураскрашенной фотографией создают эффект потустороннего мира. Ещё они похожи на заставку или экран загрузки.

Пелевин убегает от китайской пагоды
Кадр: фильм «Пелевин»

Сцены погони повторяются несколько раз. В одной из них аниматоры идут на интересный эксперимент — сохраняют общий вид, но делают сцену полностью чёрно-белой, словно архивной. Пелевин уже сам бежит за пагодой, а все элементы вокруг сделаны как грубый фотографический коллаж.

Пелевин догоняет пагоду. Единственная полностью чёрно-белая анимация в фильме
Кадр: фильм «Пелевин»

«Сценарий каждого ролика диктовал его реализацию и визуальный стиль, — объясняет Антон Чистяков, креативный продюсер проекта „Пелевин“. — Это позволило нам прыгать от „перекладки“ к классической 2D-анимации, а затем и к 3D. Мы хотели сделать фрагменты в стиле стоп‑моушн-анимации и в пластилиновом исполнении, попробовать пиксель-арт и другие стили, но это не вошло в финальный продукт».

Анимация для «Пелевина» показывает разносторонний и продуманный подход «Жи‑Ши» к материалу. Все эпизоды следуют внутренней цветовой логике, которая адаптируется к повествованию и подстраивается под место, время и степень реализма ситуации.

«Мы большие поклонники документального кино и всегда с завистью смотрели на уровень проработки графики и дизайна в доках от Netflix или HBO, — говорит Артём Щербаков. — Приятно было стать частью чего-то схожего на нашем рынке».

Больше интересного про дизайн — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована