Печатная графика в дизайне: техники, которые помогут найти свой уникальный стиль
Зачем дизайнеру нож, как творчески использовать линолеум и для чего в российской студии обмазали батон типографской краской?
: titikul_b / shutterstock
Офсетные машины и принтеры — это, по историческим меркам, совсем недавние изобретения. Люди занимались печатью уже с IV века и вплоть до XX столетия делали это вручную. А многие дизайнеры и сейчас экспериментируют со старыми техниками — чтобы добиться уникальных графических эффектов.
Оттиски продают ограниченными тиражами, сканируют для интернета или для дальнейшей офсетной печати — эта ниша не такая узкая, как может показаться. Предлагаем познакомиться с основными техниками, которые применяют в коммерческих проектах.
Из статьи вы узнаете:
- что такое высокая печать: линогравюра и ксилография;
- что такое глубокая печать, в частности, офорт;
- и что такое плоская печать: монотипия и литография;
- а также как зарабатывают на ручной печати;
- и немного об истории искусства.
Высокая, глубокая и плоская печать
Есть три способа получения оттиска: можно наносить краску на ровную плоскость печатной формы, в углубления на поверхности или на выступающие части. Соответственно, печать будет называться плоской, глубокой и высокой.
Высокая
Это самый популярный способ. Высокая печать наиболее простая в исполнении и позволяет создавать графику с чёткими очертаниями и предсказуемым результатом. На печатной форме делают углубления в тех местах, где нужны пробелы, на оставшиеся выпуклые элементы наносят краску — и прижимают форму к бумаге или ткани.
В качестве печатной формы современные иллюстраторы часто используют линолеум. Эта техника называется линогравюра. Материал мягкий, поэтому вырезание рисунка на нём не требует больших физических усилий. А ещё линолеум гладкий и позволяет избежать нежелательных искажений оттиска.
Альтернативный вариант — ксилография, это печать с деревянных форм. Обычно в работе используют твёрдые породы древесины: грушу, вишню, яблоню, дуб. Мягкие породы тоже подходят для печати, но у них низкая тиражестойкость: после нескольких нанесений краски форма начнёт размокать и разваливаться.
Для печати могут брать спилы дерева вдоль или поперёк ствола — это разные техники. Продольная ксилография технически проще. Торцовая — сложнее, но позволяет передавать более мелкие детали: в ней легче варьировать направления штрихов.
Для цветных иллюстраций берут несколько печатных форм — отдельную для каждого цвета — и оттиски с них делают последовательно.
Глубокая
Способ прямо противоположный высокой печати. На поверхности делают углубления и заливают в них краску, а выступающие части создают пробелы в изображении. Обычно в качестве печатных форм используют металлические пластины. Делать рельеф на них — крайне трудоёмкое дело. Поэтому в наши дни, при всём изобилии художественных техник, глубокой печатью занимаются только отдельные ценители.
Разновидностей глубокой печати много: углубления в металле могут процарапывать резцом, иглой или другими инструментами для получения разных эффектов. А одна из самых известных техник — это офорт, создание рельефа путём травления кислотами.
Плоская
Это способ получения оттиска с гладкой поверхности. Одна из самых популярных техник — монотипия. В качестве печатающей формы используется стекло или пластик, на котором рисуют изображение — монохромное или цветное. Оттиск получается единственным в своём роде: краски растекаются и смешиваются.
Невозможность создания двух одинаковых оттисков делает монотипию скорее художественной техникой, нежели дизайнерской. Но есть и более «предсказуемые» способы плоской печати — например, литография:
Печатной формой служит литографский камень, обычно известняк. Его обрабатывают специальными веществами, чтобы одни участки камня впитывали краску, а другие — отталкивали. Получаются изображения с чёткими контурами, которые можно многократно тиражировать.
Современная офсетная печать тоже основана на принципе литографии: только процесс механический, и вместо известняка используется резиновый вал.
Где востребована ручная печать
Несмотря на безграничные возможности компьютерной графики и современных типографий, у каждой техники ручной печати есть свои приверженцы. Художники и дизайнеры продают свои работы ограниченными тиражами или оцифровывают — в том числе и для проектов крупных компаний.
Для ограниченного тиража
Одежда, аксессуары, предметы интерьера и полиграфия — всё это продают дизайнеры-графики, размещая свои иллюстрации на изделиях. В отличие от обычных принтшопов, у продавцов печатной графики ассортимент постоянно меняется, потому что тираж ограничен несколькими десятками экземпляров. Соответственно, и стоимость ручной работы в среднем выше. Вещи с авторской печатью продают на личных сайтах, в Instagram*, на Etsy и других маркетплейсах.
Оттиски на обыкновенной бумаге приобретают вместо картин. Причём продажей графики занимаются не только свободные художники, но и целые студии, специализирующиеся на авторской печати.
Для больших тиражей и интернета
Оцифровка печатных оттисков применяется в рекламе, фирменном стиле и иллюстрации, чтобы передать естественную текстуру и несовершенства ручной работы. Линогравюры периодически встречаются среди иллюстраций в интернете. Например, в электронной версии The New York Times.
Печатная графика после сканирования превращается в обычные растровые изображения, с которыми можно работать при вёрстке любых макетов. Оттиски обрабатывают в графических редакторах и перепечатывают офсетом — в рекламных материалах или в дизайне упаковки:
Дизайнеры изобретают и новые, экспериментальные способы печати. Например, для фирменного стиля пекарни в студии Free Creative использовали выпечку вместо печатной формы. После компьютерной обработки оттиск с батона превратился в органичный элемент дизайна:
Стилизация под печатную графику
У коммерческих проектов есть фиксированные сроки и бюджеты: ручная печать не всегда вписывается в планы заказчиков. Традиционные техники выбирают крупные бренды или же маленькие концептуальные заведения, для которых визуальный язык особенно важен.
Но, даже работая в графических редакторах, многие дизайнеры вдохновляются печатной графикой и не скрывают этого. Вот векторные элементы айдентики супермаркетов от студии «Дорогобогато», стилизованные под высокую печать:
Иллюстрации и логотипы, стилизованные под гравюры, часто встречаются в современном дизайне: достаточно сделать запрос на Dribbble или Behance.
Для вдохновения: печатная графика в истории
Высокая печать — не только самая популярная техника, но и самая старая: первые образцы ксилографии найдены в Египте и относятся к IV веку. Печатать тексты таким способом начали в Древнем Китае, а в Европе высокая печать стала широко использоваться с появлением печатного станка Иоганна Гутенберга. Формы изготавливали из металла, а позднее из резины.
Сейчас, с появлением более производительных офсетных машин, высокая печать редко встречается в промышленном производстве, но, например, именно таким способом на денежные банкноты до сих пор наносят номер серии.
Ручная высокая печать развивалась как техника иллюстрации: ксилография была основным способом создания картинок в книгах с XIII по XVI век.
Позднее высокая печать полюбилась и художникам — в этой технике выполнены в том числе широко известные картины:
С изобретением линолеума в конце XIX века делать формы для оттисков стало проще. Линогравюрой занимались художники-модернисты. Среди них Матисс и Пикассо.
Глубокая печать была изобретена гораздо позже — в XVI веке. Она стала альтернативой ксилографии в иллюстрировании книг. А Дюрер, Питер Брейгель Старший, Рембрандт и другие художники выполняли картины в технике офорта: портреты, пейзажи и жанровые сцены.
Со временем офорты начала вытеснять литография — более простая и дешёвая техника. Но некоторые художники модерна всё же экспериментировали с гравюрой по металлу — в частности, Пикассо.
Плоская печать — самое позднее изобретение. Первые монотипии начал делать итальянский гравёр Джованни Кастильоне в XVII веке. Литографию изобрёл немецкий типограф Алоиз Зенефельдер в конце XVIII века.
Монотипия не годилась для тиражного производства, но широко применялась как художественная техника. Такие работы делали Анри Матисс, Поль Гоген, Марк Шагал и Эдгар Дега.
Литография стала основным способом печати плакатов на рубеже XIX и XX веков. Она позволила художникам-графикам сравнительно дёшево создавать многоцветные изображения на больших листах. Знаменитые рекламные афиши Тулуз-Лотрека, Жюля Шере и Альфонса Мухи были сделаны именно в технике плоской печати с литографского камня.