Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Дизайн
#статьи

Панк в графическом дизайне: 6 принципов, которые не обязательно соблюдать

Стилевой путеводитель без единого ирокеза.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Панк — это радикальная форма творческого самовыражения и раскрытия индивидуальности.

Подобно хамелеону, панк постоянно меняет свой облик в зависимости от личности художника или дизайнера, который решает выразить своё веселье и злость без предохранителей. Стоит нам только увидеть знаменитый эффект записки с требованием выкупа или драйвовый коллаж, как в голове мгновенно возникает лишь одна мысль: «Это панк».

В этой статье расскажем, какие шесть принципов делают классический панк-дизайн узнаваемым, как они формировались и почему их принятие или отрицание сегодня — это и есть настоящий панк.

Кратчайшее введение в панк

Панк-дизайн возник одновременно с панк-роком в 1970-е годы по обе стороны Атлантики — в Нью-Йорке и Лондоне. Тогда дизайнеры-панки в основном оформляли музыкальные альбомы, афиши и фанзины для молодых и дерзких групп, которые формировали новый звуковой ландшафт.

В Лондоне Джейми Рид создал культовые обложки первых релизов Sex Pistols, Вивьен Вествуд вдохновляла раннюю панк-моду, а в Нью-Йорке Рэймонд Петтибон оттачивал стиль на пластинках Black Flag и чёрно-белых зинах.

В 1980-е панк-дизайн вышел не только за рамки жанра, но и за пределы музыкальной сцены. Самые ранние панк-группы — американская Ramones и британская Sex Pistols — образовались в 1974 и 1977 годах соответственно, а уже в 1979-м группа Crass выпустила трек Punk is Dead, обозначив противоречия между чрезмерной политизированностью панк-текстов и неизбежным превращением жанра в культурный мейнстрим.

Это положит начало бесконечным спорам о панк-аутентичности и дроблению жанра. Однако, в отличие от музыкантов, дизайнеры отреагируют на этот идеологический кризис более осмысленно. Панк-дизайн начнёт двигаться во всех направлениях.

Художники и дизайнеры продолжат оформлять как остросоциальные релизы панк-групп, так и более аполитичные альбомы и синглы представителей постпанка. Многие, в том числе уже упомянутые Рид и Петтибон, будут заниматься творчеством независимо, отчего станут намного ближе к миру современного искусства, нежели к музыке.

За пределами Америки и Великобритании, в спокойной Швейцарии благодаря усилиям Вольфганга Вайнгарта в типографике возникнет швейцарский панк, который сломает строгую сетку доминирующего швейцарского стиля. Позже ученица Вайнгарта Эйприл Грейман станет пионером цифрового искусства и проложит панку одну из множества дорог в информационную эпоху.

Давайте разберём самые частые стилевые приёмы панк-дизайнеров конца прошлого столетия.

Апроприация изображения

Апроприация в изобразительном искусстве — это заимствование и присвоение уже существующих изображений. Эта практика стала знаковым приёмом современного искусства в конце 1970-х и на протяжении 1980-х годов. Обилие массовых медиа — газет, книг, телевидения и кино — делало апроприацию простым и дешёвым способом создать новое произведение на основе чужого. К тому же подобная практика отлично вписывается в левую идеологию панка с её критикой копирайта как одной из форм капиталистического угнетения.

Многие исследователи панка, такие как Грейл Маркус, автор книги «Следы помады», отмечают сильное влияние дадаизма и ситуационизма на эстетику панка, поэтому пародия и творческая кража органично вписываются в метод панк-дизайнеров.

Джейми Рид. Sex Pistols, God Save the Queen. 1977
Изображение: The Museum of Modern Art

Самый яркий пример апроприации — литография Джейми Рида God Save the Queen для одноимённого сингла Sex Pistols. Дизайнер «присваивает» портрет Елизаветы II с денежных купюр, выпущенных к 25 годовщине её восхождения на британский престол. В 1977 году это событие отмечали по всей Великобритании, поэтому изображение королевской особы было буквально повсюду — лёгкая мишень для дизайнера.

Закрытые рот и глаза королевы — максимально дерзкое решение для довольно консервативного британского общества. Этот настрой во многом определит скандальный визуальный стиль британского панка и желание шокировать обывателей.

Джейми Рид. Sex Pistols, Pretty Vacant. 1977
Изображение: Victoria and Albert Museum

Но апроприация панка не ограничивается прямым заимствованием ради скандала. Рид также первым среди панков начал использовать ситуационистский приём под названием «детюрнеман» (détournement) — изменение смысла украденного изображения через помещение его в иной контекст.

В чёрно-белой литографии Pretty Vacant Рид ксерокопирует фотографии обычных британских автобусов, которые каждый день везут людей на работу и обратно, но помещает на них надписи «В никуда» (Nowhere) и «Скука» (Boredom), тем самым заставляя зрителя взглянуть по-другому на свою жизнь.

Коллаж и бриколаж

Логичное развитие метода апроприации — коллаж и бриколаж. Панк-дизайн формировался по времена «ножниц и клея», когда авторам приходилось собирать свои работы вручную, а газеты и журналы выходили огромными тиражами и были важной частью повседневности. К тому же в 1970-е людям оказались доступны ксероксы, художникам стало легче тиражировать свои работы.

Коллаж позволял дизайнерам создавать сложные и неочевидные композиции, которые добавляли в работы сюрреализм, способный выводить зрителя из состояния пассивного наблюдателя и пробуждать в нём любопытство.

Например, дизайнеры Линда Стерлинг и Малькольм Гаррет в оформлении сингла Orgasm Addict для группы Buzzcocks совместили несколько журнальных изображений, чтобы создать образ женщины с утюгом вместо головы и с грудью, которая улыбается парой ртов с идеальными зубами.

Линда Стерлиг, Малькольм Гаррет. Buzzcocks, Orgasm Addict. 1977
Изображение: The Museum of Modern Art

Вместе с необычной и стильной типографикой Стерлинг и Гаррет не только создали свежий образ, но и избежали китча — из-за обнажённой женщины и красивой улыбки появляется нужное настроение соблазна, а утюг как бездушный бытовой предмет работает на раскрытие темы зависимости.

DIY

Возможность быстро и самостоятельно размножить свои работы в более или менее удовлетворительном качестве привело к тому, что панки всех мастей стали заниматься самиздатом, распространять любительские журналы о панк-роке — зины.

Этому также способствовала антикапиталистическая идеология панка — DIY, то есть буквально «сделай это сам». Зинами занимались и музыканты, и профессиональные дизайнеры, и большое количество любителей — они распространяли свои журналы через дружественные площадки, продавали на концертах или просто дарили.

Панк-зины 1980-х годов
Фото: Jake / Wikimedia Commons

Дизайн зинов и флаеров строился на «возвышенном понимании» любительства. Само слово amateur происходит от латинского amator — «влюблённый» — и связано скорее с любовью и страстью, чем с мастерством или профессионализмом. Панк-дизайнеры противопоставляли себя «правильной» элитарной культуре, которая во многом строится вокруг звёздных коммерческих творцов, и взамен чистого выверенного продукта предлагали страстное и живое послание.

Тони Флетчер. Jamming! Magazine No 11. 1980
Изображение: Beatchapter

Каждый мог сделать журнал и быть услышанным. Например, популярный зин Jamming! начал выпускать 13-летний школьник Тони Флетчер, который полюбил панк-рок на фоне подростковых проблем:

Я больше не вписывался в школу. Я стал сомневаться в своих друзьях, а они — всё сильнее сомневались во мне. Я мечтал стать рок-звездой. Но пока вокруг у всех ломались голоса, появлялись прыщи и начинала пробиваться щетина, я оставался рыхлым и нескладным, с писклявым голосом и без намёка на мускулы. Я был самым хилым в классе, и мне редко давали об этом забыть. Отца, который мог бы мне помочь, у меня не было, и я почти не мог разговаривать с мамой. Поэтому моим утешением стал Jamming!

Тони Флетчер

Первый выпуск Флетчер напечатал на школьном копире тиражом всего пятьдесят экземпляров, но это не помешало его зину набрать локальную популярность среди фанатов лондонского панка.

При этом у демократичности DIY-подхода был ещё один интересный феномен — дескиллинг (deskilling). Неверно думать, что среди панк-дизайнеров были только любители — у многих авторов было художественное образование. И если панки-самоучки легко и естественно погружались в новую эстетику, то их более профессиональным коллегам приходилось учиться забывать правила, которые они много лет усваивали.

Арт-ориентация

Помимо дадаизма, сюрреализма и ситуационизма, панк-дизайн испытал сильное влияние поп-арта, особенно Энди Уорхола, чьи решения и практики многие панки позже переосмыслили. Например, дизайнер Барни Бабблз использовал приём «постеризации» и эстетику цветовых блоков Уорхола для оформления музыкальных релизов.

Барни Бабблз. Elvis Costello, Stiff Records. 1977
Изображение: The Museum of Modern Art

Если же смотреть на карьеры разных дизайнеров в перспективе, то в итоге многие из них стали меньше ассоциировать себя с панком и становились частью мира современного искусства. Например, изначально Рэймонд Петтибон в панк-сообществе был известен как автор-иллюстратор зинов и альбомов группы Black Flag, а самым ярким его дизайнерским решением было оформление лонгплея Goo группы Sonic Youth.

Рэймонд Петтибон. Goo. 1989
Изображение: DGC Records / Wikimedia Commons

Антикоммерческая позиция панка имеет много общего с идеологией «искусство ради искусства», поэтому творчество Петтибона легко вышло из берегов чистого панк-дизайна и стало частью современного искусства. Когда в 2017 году в «Гараже» проходила его выставка «Облако ложного прочтения», то кураторы уделили большее внимание его самостоятельным поздним работам, а не тем, что были привязаны к музыке.

Пастиш

Пастиш — ещё один важный приём панк-дизайнеров, он близок к апроприации, но у него есть некоторые важные отличия.

Пастиш — это вторичная работа с изображением, при этом не прямая его кража, а именно акцентированное повторное использование чужого художественного решения. Его можно спутать с отсылкой, но пастиш всегда будет более прямым, а не завуалированным.

Рэй Лоури. The Clash, London Calling. 1979
Изображение: CBS Records / Epic Records

Лучшая иллюстрация этого приёма — постер Рэя Лоури к альбому London Calling группы The Clash. Его украшает знаменитая фотография Пенни Смит, на которой басист Пол Симонон разбивает бас-гитару об сцену. Это оригинальное, а не украденное изображение, но типографика взята с альбома Элвиса Пресли.

В этом контексте пастиш раскрывается на максимум — панк-рок показан как продолжение рок-линии Пресли, но безумное и дикое настроение снимка показывают, что панк-музыка даже круче. Одновременно дань уважения и самопиар.

Elvis Presley. 1956
Изображение: RCA Victor

Лоури не остановился на этом: на постере к альбому он разместил 28 фотографий разных цветов. Так пастиш превращается в произведение искусства, которое не только копирует типографику, но и добавляет эстетику поп-арта.

Рэй Лоури. The Clash, London Calling. 1979
Изображение: Printed Original

Эксцентричная типографика

И напоследок самый узнаваемый элемент панк-дизайна, который вобрал в себя все остальные принципы — эксцентричная типографика. Поскольку панк-дизайнеры работали в духе DIY, апроприировали и коллажировали чужие изображения, а также культивировали в себе любительскую страсть, то и подход к типографике у них был максимально нетривиальным. Они вырезали слова и буквы из газет, писали от руки, добавляли машинописный текст, играли со шрифтами и игнорировали существующие правила вёрстки и композиции.

Не только эффект анонимной записки с требованием выкупа — в панк-дизайне были и готические шрифты, и минималистичные брусковые, и рукописные, и тонкие стильные современные решения.

В Англии одним из первых эксцентричный шрифт использовал Джейми Рид — он экспериментировал с ним ещё когда подростком участвовал в создании независимого журнала Suburban Press.

Джейми Рид. Sex Pistols, Anarchy In The U. K. 1976
Изображение: The Museum of Modern Art

В Америке подобным занималась дизайнер Джулия Гортон: она создавала откровенные чёрно-белые фотографии представителей нью-йоркской даунтаун-панк-сцены, а к ним добавляла неровные тексты.

Джулия Гортон. Teenage Jesus & The Jerks. 1978
Изображение: The Museum of Modern Art

Эксцентричный шрифт — это прежде всего дитя эпохи «режь и клей», органичный способ для любителя сделать нечто крутое, отчего идут мурашки по коже. Но также это и часть более общего постмодернистского движения в дизайне, реакция на однотипное засилье во многом совершенной, но скучной «Гельветики», которая к 1980-м годам была повсюду и ассоциировалась у молодых дизайнеров со строгим корпоративным стилем, максимально чуждым весёлой философии панка.

Послесловие

С 1980-х годов прошло уже много лет, за это время изменилось всё: политика, общество, технологии и дизайнерские инструменты. Панк в том виде, в котором он существовал, уже не актуален. К тому же, как отмечали Crass, а вслед за ними и многие другие критики, капитализм и массовая культура впитали в себя внешние атрибуты панка — ирокезы, нашивки и скандальные выступления, — но обезвредили внутренний заряд. Ситуационисты назвали бы это рекуперацией — превращением радикальной идеи в удобоваримый товар. И это заставило многих панков искать иные визуальные формы.

Радикальные идеи всегда рано или поздно присваиваются мейнстримом. Во многом это связано с тем, что истеблишмент и люди при власти на самом деле не способны к творчеству. Они забирают всё, что могут.<...> Именно поэтому тебе постоянно нужно двигаться вперёд, искать что-то новое. <...> Ты всегда должен переходить к следующему, и ещё к следующему, и так — снова и снова.

Джейми Рид

Но это не значит, что старые приёмы нельзя использовать, если их адаптировал под свои нужды культурный мейнстрим. Глубинное веселье панка как раз в том, что не важно, как и что делает дизайнер, — главное, что делает искренне, дерзко и не боится допустить ошибку.

«Тебе не нужно было быть идеальным, чтобы начать. Думаю, именно поэтому на музыку и искусство того времени люди реагируют настолько эмоционально».

Джулия Гортон

Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞
За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована