Стиль оверсайз: что это такое и как его носить
Когда он появился и почему стал символом свободы.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Сегодня оверсайз уже не просто тренд, а неотъемлемая часть моды. Может показаться, что относительно молодое направление в fashion-истории, но на самом деле это не так.
Попробуем проследить, как появился и как менялся этот стиль и к чему мы пришли, и рассмотрим самые разные образы с оверсайзом — исторические и современные.
Что такое оверсайз
Оверсайз переводится с английского языка как «слишком большой размер». Это означает, что человек надевает одежду, намеренно и заметно выглядящую на несколько размеров больше, чем нужно ему по комплекции.

Фото: Edward Berthelot / Getty Images

Фото: Ushatava
Впрочем, оверсайз — это не только вопрос размера пиджака или пальто. Это целая эстетика, выражающаяся в свободных, струящихся или, наоборот, жёстких силуэтах, которые не сковывают движений, не подчёркивают фигуру или даже создают новый образ тела.

К тому же история оверсайза — это не просто веяние моды, а целый путь — от эмансипации до постиронии через авангард, эксперименты и субкультурные заимствования.
Посмотрим, каким был оверсайз 100 лет назад.
История стиля: когда появился оверсайз
Точкой отсчёта истории этого стиля можно считать тридцатые годы ХХ века. Хотя оверсайз в современном понимании сформировался гораздо позже, элементы свободного кроя и объёмных силуэтов уже тогда присутствовали в женской моде.
Отметим: мы говорим именно о массовой моде и массовом производстве одежды. Королевские платья с гротескно огромными буфами и юбками к оверсайзу мы не относим.
Всё это было далеко не просто творческими фантазиями модельеров: дизайн одежды отражал социальные изменения, борьбу за свободу и практические потребности конфликтного исторического времени.
Пиджаки с подплечниками, широкие брюки, объёмные пальто-коконы, струящиеся силуэты вечерних платьев авторства Эльзы Скиапарелли и Кристобаля Баленсиаги вполне можно назвать ранними примерами того, что позже станет современным оверсайзом.

Изображение: Музей Оскара Нимейера / Google Arts and Culture / Карл Оскар Август Эриксон / Google Arts and Culture

Фото: Вячеслав Комаров / История России в фотографии
В 1940-х из-за Второй мировой войны одежда проще, крой — практичнее, оверсайз — вынужденный.
С одной стороны, в костюмах и пальто подплечники стали ещё массивнее, чем в предыдущее десятилетие, и в целом распространились прямые свободные силуэты — это отражало вдохновение мужской униформой. Такой сдвиг в моде был связан в том числе с ограниченным производством тканей, которые теперь не так строго делились на «мужские» и «женские».
Но ещё — с тем, что женщины стали выполнять тяжёлую, «мужскую» работу, требующую свободы движений.


Женщины, теперь работающие на заводах и на складах, оделись в комбинезоны и рабочие халаты, которые по своей природе были объёмными и свободными: нужна была безопасность среди станков и хотя бы какой-то комфорт во время долгих смен. Это не было модой, но одежда дефицитных военных лет внесла вклад в адаптацию в женском гардеробе достаточно расслабленных силуэтов во всём мире.
Однако после войны появляется New Look Кристиана Диора, а мода снова возвращается к более мягким и конвенционально женственным формам и облегающему крою.

Фото: The Metropolitan Museum of Art / Google Arts and Culture / 1st Dibs
Тем не менее каждый раз, когда женскому гардеробу требовалась демонстрация силы, статуса или независимости, акцент на плечах возвращался в моду.
1980-е: оверсайз для статуса
Power dressing — это стиль, зародившийся в конце 1970-х. Он визуально выражал силу, статус и деловую уверенность женщин, осваивающих корпоративный мир, который долгое время был исключительно мужским.

Фото: Артур Элгорт / Google Arts and Culture / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture
Главные черты пауэр-дрессинга — это:
- Широкие плечи и выраженные подплечники.
Они создают строгий, архитектурный силуэт, символизирующий физическое и статусное превосходство.
- Классические костюмы: пиджаки часто двубортные, с чёткими линиями и минимумом украшений, а брюки широкие.
Это подчёркивало профессионализм и серьёзный настрой.
- Нейтральные или, наоборот, насыщенные цвета и жёсткие ткани.
- Женственность в элементах.
Шёлковые блузы с бантами или мягкие ткани добавлялись в образы, чтобы смягчить их, намекнуть на утончённость и всё-таки обозначить гендер.

Изображение: Warner Books

Читайте также:
Хотя power dressing не был исключительно оверсайзом, в этом стиле объёмный силуэт в женской моде стал системным и это было проявлением нового времени. Акцентированные плечи и свободная посадка давали визуальную агендерность.

Фото: Thailand Creative & Design Center / Google Arts and Culture / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture
Power dressing заложил основу для восприятия объёмной одежды как символа силы и власти.

Читайте также:
Но мода 1980-х — это оверсайз в разных проявлениях: не только корпоративное доминирование, но и богемная расслабленность героини Ким Бейсингер в фильме «Девять с половиной недель», и интеллектуальное творчество в моде.

1980-е: оверсайз как отрицание структуры и формы
Первые заметные воплощения оверсайза как художественного и концептуального явления пришли из Японии. В 1980-х годах Рей Кавакубо (Comme des Garçons), Йоджи Ямамото и Иссей Мияке не просто создавали одежду большого размера — они отрицали традиционные представления о форме, симметрии и контроле над телом.
Одежда из их коллекций, особенно в самые дерзкие годы середины 1980-х, не была привязана к физическим параметрам, а скорее переосмысливала саму идею одевания, делая акцент на агендерности, авангардности и небрежности. Это была не «одежда на размер больше», а радикальное переосмысление силуэта, тела и моды в принципе.

Фото: Guy Marineau / WWD / Penske Media / Getty Images

Читайте также:
1990-е: протест, гендерная свобода и уличная культура
В 1990-х оверсайз перестаёт быть «корпоративной бронёй» и становится символом протеста и способом самовыражения. Огромные плечи выходят из моды — на смену приходит небрежность.
- Эстетика гранжа предполагает мешковатые джинсы, рабочие фланелевые рубашки и свободные свитеры, желательно из секонд-хендов.
Это протест против гламура и поп-культуры, выраженный в намеренной неаккуратности и «недоделанности».

Фото: Folha de S.Paulo / Google Arts and Culture

Читайте также:
- Культура хип-хопа сделала оверсайз своей визитной карточкой.
Рэперы носили очень большие и очень широкие вещи. Скейтеры также активно использовали объёмную одежду, чтобы двигаться свободно и комфортно.
Стиль boyfriend в целом стал основой унисекс-эстетики, а уличная мода, популяризированная через MTV, вывела оверсайз в мейнстрим.

Изображение: Мэтью Ролстон / Next Plateau / Rock & Roll Hall of Fame / Google Arts and Culture
Маржела
Вклад Мартина Маржела в современный оверсайз огромен. Именно под его влиянием Демна Гвасалия выстроил ДНК бренда Vetements и перезапустил эстетический код дома Balenciaga — главного «поставщика» гиперсайз-трендов последнего десятилетия и вирусных уродливых огромных кроссовок. Гвасалия переосмыслил (а где-то даже позаимствовал) идеи Маржелы, выведя на подиумы моделей в огромных пальто и кожаных куртках с акцентированными брутальными плечами.
Маржела известен своим деконструктивистским подходом, который заключался в разборе и пересборке привычных предметов. Он мог выворачивать швы наружу, использовать несоответствующие размеры, накладывать слои друг на друга, создавая ощущение «недоделанности» или «перерастания» одежды.
Это был не оверсайз в чистом виде (в смысле «больший размер»), а скорее интеллектуальная игра с формой, объёмом и эстетикой.

Фото: Музей моды Антверпена / Google Arts and Culture / 1st Dibs
Маржела был противником гламура и показной роскоши, характерных для высокой моды его времени. Он создавал «антимоду», предлагая одежду, которая часто выглядела как «найденная под ногами» или «переделанная».
Оверсайз в его исполнении был частью этой философии: это был вызов fashion-диктату идеальной посадки и идеальных пропорций.

Фото: Martin Margiela / Sotheby’s

Читайте также:
2000-е: когда оверсайз ушёл и вернулся
После гранжа и минимализма в моду вошёл китч, блёстки, яркие цвета и короткие обтягивающие вещи. «Большая» одежда осталась в основном среди гиков от искусства, рэперов и неформалов.
А в 2010-х годах оверсайз вернулся, но уже как атрибут эффектного стритстайла и размытых границ гендера в моде.

Фото: Demna Gvasalia
Объём теперь был не для визуального намёка на власть и доминирование, а для дистанции от системы, самовыражения и переосмысления норм тела — в этот период как раз стали укрепляться идеи бодипозитивности.
И, конечно же, для эффектных кадров в эпоху соцсетей.

Фото: Christian Vierig / Getty Images
Всё это сделало оверсайз остро актуальным трендом, который затем распространился по коллекциям разных модных марок, вплоть до массмаркета с самыми широкими сетями дистрибуции.


Читайте также:
2020-е: расцвет оверсайза
Сегодня оверсайз — это глобальный тренд, элементы которого можно найти в разных стилях и «корах»: от old money, где большие брючные костюмы стали классикой, до противоположного ему по духу loser core («эстетика неудачников»).

Фото: Balenciaga

Читайте также:
Почему оверсайз — это классно?
Оверсайз предлагает свободу движения, эмансипацию и агендерность. Он отражает идеи бодипозитива и новую чувственность, которая не привязана к обязательному обнажению или подчёркиванию контуров тела.
В отличие от пауэр-дрессинга 1980-х, который был визуальной формой социального соответствия, современный оверсайз стал формой неприятия социального бремени и атрибутом свободного выражения индивидуальности.

Оверсайз позволяет женщине чувствовать себя комфортно и уверенно, не подстраиваясь под навязанные стандарты красоты и внешние ожидания, что она будет стремиться к сексапилу. А значит, даёт психологическую устойчивость.
Оверсайз ради хайпа
Как и любой тренд, оверсайз может доходить до абсурда. Гиперсайз и постирония, особенно заметные в некоторых коллекциях Balenciaga или проектах типа Mischief, превращают одежду в чисто «инстаграмный»* феномен. Когда оверсайз становится настолько овер, что теряет свою функциональность и смысл, он превращается в чистую провокацию ради вирусности — но и становится невозможным для повседневной жизни, хотя его и горячо обсуждают.

Как носить оверсайз?
Ключ к правильной адаптации оверсайза — это баланс между широким и узким в одном образе и адекватное понимание пропорций.
- Накладывайте одежду слоями.
Оверсайз идеально подходит для многослойных образов. Наденьте объёмную рубашку поверх чуть более облегающей футболки, а сверху — ещё более свободный кардиган или пальто.

- Учитывайте материалы и текстуры.
Выбирайте качественные ткани, которые хорошо держат форму, но при этом достаточно мягкие, чтобы драпироваться. Это может быть шерсть, хлопок, лён или кашемир.
Помните, что оверсайз — это много ткани. Поэтому если вы выбираете «много» полиэстера, образ может выглядеть недостаточно презентабельно.

- Поддерживайте аксессуарами.
Массивные украшения, яркие сумки и одновременно с этим изящная обувь могут добавить оверсайз-образу индивидуальности и стиля и при этом не потеряться рядом с объёмной одеждой.

А главное правило оверсайза — вы должны чувствовать себя физически комфортно и психологически уверенно.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!