Король, коммунистка и контролёр. История модного дома Prada
От небольшого магазина к одному из сильнейших брендов в fashion: рассказываем о семейном итальянском бизнесе, где создают визуальную культуру.
Фото: Prada / 2x4 / Behance
Prada — один из столпов модного мира. Эта марка известна даже тем, кто не погружён в тему глянца, показов и производства одежды, — благодаря популярным фильмам, современному искусству и выдающимся объектам архитектуры Prada на слуху в техасской пустыне и в космосе, среди интеллектуалов и домохозяек.
Рассказываем, как креативный талант, интерес к общественным процессам и маркетинговая интуиция создали этот люксовый модный дом и распространили влияние Prada на визуальную культуру по всему миру.
Марио Прада
В 1913 году в Милане, в респектабельной торговой галерее около главного собора города братья Марио и Мартино Прада открыли магазин. Fratelli Prada продавали сумки и чемоданы для дальних путешествий — так называемые английские сундуки из ценного дерева с металлическими заклёпками. Часть чемоданов и сумок братья производили в Милане, часть импортировали из Великобритании.
Это были дорогие товары, предназначенные для состоятельных людей, и со временем дорожные аксессуары Прада оценили миланские буржуа и аристократы. Респектабельность бизнеса получила формальное подтверждение, когда в 1919 году итальянский Савойский дом выпустил документ о том, что предприятие Прада — официальный поставщик королевского двора. Благодаря этому на логотипе Prada появились геральдические изображения Дома — герб, ленты и канат.
Эти графические элементы останутся неизменными и дойдут в дизайне Prada до наших дней.
Марио Прада управлял бизнесом до своей смерти в 1958 году. Он придерживался традиционных взглядов на мужские и женские роли, поэтому всегда планировал оставить своё дело исключительно сыну, однако тот оказался не особенно заинтересован и передал предприятие сёстрам Нанде и Луизе.
Его внучка
Луиза Бьянки, в девичестве Прада, обладала менеджерскими способностями и старалась адаптировать продукты семейной марки к изменяющемуся миру: мобильность клиентов росла, а тяжёлые и добротные чемоданы становились не нужны. Однако прорывное развитие не происходило.
В 1970 году к семейному бизнесу присоединяется её дочь Мария Бьянки, которую в 1980-х мир узнает под именем Миучча Прада. В 1973 году Мария — выпускница Миланского университета со степенью в политических науках, участница феминистского движения и член коммунистической партии Италии, актриса-мим в миланском Teatro Piccolo. Осваивать производство модных аксессуаров, одежды и управление компанией она будет самостоятельно, и уже в 1978 году мать передаст ей компанию.
В 2018 году Кейт Бланшетт возьмёт интервью у Миуччи для журнала W Magazine. Дизайнер расскажет: «Тогда я была глубоко погружена в политику и протест. Не появлялась в университете, кроме как на экзамены… Я была активисткой [Союза женщин], но ненавидела выступать и постепенно стала работать в компании своих родителей. Трудиться в модной индустрии — худшее, что могла бы сделать феминистка 1960–1970-х. Мне было стыдно, но мне очень нравилось… Мода считалась дурным делом».
В 1979 году синьорина Бьянки выпустит рюкзаки и тоуты из нейлона. Эту ткань с 1940-х использовали для военных нужд, а Марио Прада создавал из искусственного полотна чехлы для своих дорогих чемоданов. Рюкзаки Prada не сразу — они были дороги, выглядели слишком непривычно, и их мало рекламировали — стали хитом и принесли коммерческий успех. И это был первый заметный образец модной вещи в стиле «уродливый шик», который будет развивать Prada: не фемининный, не гламурный, со сложными концептами и идеями.
Её муж
В 1977 году Мария-Миучча познакомится с Патрицио Бертелли. Сначала он станет её бизнес-партнёром, и они вместе запустят линию люксовой женской обуви в 1979 году. В 1983-м откроют второй магазин в Милане, в 1986-м — расширят сеть в Нью-Йорк и Мадрид. В 1987 году они поженятся.
Бизнес-гений Бертелли идеально дополнил креативный талант и смелость Миуччи. Эта пара стала «родителями» определённой бизнес-модели в индустрии люкса: главная особенность в том, что в Prada прямой контроль над всеми стадиями производства и над качеством. Многие люксовые и премиальные бренды «отдают» процессы подрядчикам и субподрядчикам, где товары производятся по чётким инструкциям, но без тотального контроля.
Сейчас товары Prada Group производят 18 собственных фабрик, а магазинами компания управляет напрямую, без посредников. Патрицио Бертелли, CEO компании, в 2021 году объявил, что в течение ближайших трёх лет передаст управление их с Миуччей сыну Лоренцо.
В 1988 году семейный бизнес Prada стал модным домом: в Милане прошёл показ первой коллекции женской одежды.
В начале 1990-х руководители компании решат, что ориентироваться нужно на рынки США и Азии, а не концентрироваться на итальянской идентичности и европейских локациях.
Её мода
В дизайне первой коллекции Миуччи Прада преобладали тёмные цвета и униформенные мотивы, что резко контрастировало с трендами конца 1980-х — яркими цветами, гламуром и подчёркнутой сексуальностью.
В первой половине 1990-х Prada утвердил свои позиции как люксовый модный дом, который создаёт интеллектуальный, иногда иронично-примитивный концептуальный дизайн и производит вещи выдающегося качества. Но главное, ориентируется в первую очередь на оригинальные и даже экстравагантные идеи, а не переделку классических моделей.
Первый подиумный показ коллекции мужской одежды Prada прошёл в 1998 году, хотя уже с 1995-го Prada Man рекламировали в глянцевых журналах. Эти кампании стали знаковыми для индустрии и самого бренда: они были минималистичны и транслировали идею сильной личности. На фотографиях были не модели, а знаменитые актёры-интеллектуалы — Джон Малкович, Тим Рот, Уильям Дефо, Хоакин Феникс, Норман Ридус.
Самое начало XXI века было периодом, когда родилось понятие It Bags — «люксовые сумки, которые обязаны быть у каждой». Дом Prada сделал свой вклад в этот феномен: в весенней коллекции 2000 года вышла сумка Bowler Bag. Она моментально была распродана, за ней вставали в очереди, и её дизайн вдохновил сотни брендов на копии.
В большинстве модных домов, основанных в начале XX века, дизайн разрабатывают на основе так называемых «кодов» — элементов и деталей, к которым имел отношение создатель дома и которые впоследствии были легендаризированы. Например, в Dior есть код «пятиконечная звезда»: якобы Кристиан Диор шёл по улице, сомневаясь в своей судьбе стать модельером, но увидел на тротуаре звёздочку и посчитал это знаком непременного успеха.
В Prada тоже есть коды, однако в их основе не легенды о предках, а реальные графические элементы, которые создают консистентность дизайна сквозь десятилетия. Разные продукты могут быть визуально связаны изображением фактуры кожи, формой треугольника-логотипа.
Дизайнерский талант Миуччи Прада повлиял не только на эстетику люкса, но и на массовую культуру: она была модельером в фильмах База Лурмана «Ромео + Джульетта» и «Великий Гэтсби». Платье с крылышками Джульетты и бисерные фантазии на тему моды 1920-х стали как минимум популярными образами на Хэллоуин.
В 2020 году к Миуччи Прада в качестве второго креативного директора бренда присоединился бельгиец Раф Симонс — ещё один бунтарь моды и поклонник точности.
К 2024-му в дизайне коллекций Prada стало заметно стремление к агендерности и свободе от ограничений тела одеждой. Например, платья «формального» кроя созданы из легчайших тканей, и это большой вызов конструкторскому мастерству.
Их влияние
Увлечения и внимание семейства Прада-Бертелли распространяются за пределы кроя пальто, отделки кожи и дизайна очков. Дом Prada поддерживает художников, делает совместные проекты с прогрессивными архитекторами и специальные креативные мероприятия и этим влияет на визуальную, материальную и нематериальную культуру во всём мире.
В 1995 году Патрицио и Миучча основали Fondazione Prada — институцию, которая стала организовывать арт-экспозиции, проектировать и возводить концептуальные архитектурные объекты.
В начале 2000-х Prada наняли знаменитую архитектурную студию Herzog & de Meuron и Рема Колхаса: они создавали дизайн бутиков в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Токио. Эти магазины получили названия Epicenter, и они служат не просто местом торговли, а пространством технологичности и выдающихся современных архитектурных решений, где устраивают выставки, проводят лекции, дебаты и специальные кинопоказы.
С 2018 года бренд стал проводить мероприятия Prada Mode. Первое случилось в Майами в рамках ярмарки Art Basel, шестое, в декабре 2021-го, — в Москве. Это были события, в которых объединяли локальную архитектуру, глобальное современное искусство, определённую визуальную тему, а площадка работала пару дней и служила баром с музыкой и танцами, лекторием, «местом моды и опыта».
Ещё один большой интерес Prada — коллаборации, причём не только в модной индустрии. В 2007 году вышел сенсорный смартфон LG KE850 Prada — за шесть месяцев до презентации первого iPhone. В 2023 году частная космическая компания Axiom Space объявила, что привлекает Prada для создания скафандров для лунной миссии Artemis III.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!