Дизайн
#статьи

Король, коммунистка и контролёр. История модного дома Prada

От небольшого магазина к одному из сильнейших брендов в fashion: рассказываем о семейном итальянском бизнесе, где создают визуальную культуру.

Фото: Prada / 2x4 / Behance

Prada — один из столпов модного мира. Эта марка известна даже тем, кто не погружён в тему глянца, показов и производства одежды, — благодаря популярным фильмам, современному искусству и выдающимся объектам архитектуры Prada на слуху в техасской пустыне и в космосе, среди интеллектуалов и домохозяек.

Рассказываем, как креативный талант, интерес к общественным процессам и маркетинговая интуиция создали этот люксовый модный дом и распространили влияние Prada на визуальную культуру по всему миру.

Марио Прада

В 1913 году в Милане, в респектабельной торговой галерее около главного собора города братья Марио и Мартино Прада открыли магазин. Fratelli Prada продавали сумки и чемоданы для дальних путешествий — так называемые английские сундуки из ценного дерева с металлическими заклёпками. Часть чемоданов и сумок братья производили в Милане, часть импортировали из Великобритании.

Это были дорогие товары, предназначенные для состоятельных людей, и со временем дорожные аксессуары Прада оценили миланские буржуа и аристократы. Респектабельность бизнеса получила формальное подтверждение, когда в 1919 году итальянский Савойский дом выпустил документ о том, что предприятие Прада — официальный поставщик королевского двора. Благодаря этому на логотипе Prada появились геральдические изображения Дома — герб, ленты и канат.

Эти графические элементы останутся неизменными и дойдут в дизайне Prada до наших дней.

Раритетный английский дорожный сундук образца 1910-х годов и классическая сумка Prada Cahier (с французского «блокнот») из ассортимента 2024 года
Изображение: 1stDibs / Prada
В нижней части герба Савойского дома, который правил Италией до 1946 года, изображены узлы-восьмёрки. Их называют савойскими или узлами любви: они прочно связывают, но не сдавливают. Справа свитер Prada из шерсти и кашемира с узором в виде канатов и савойских узлов
Изображение: Wikimedia Commons / Farfetch

Марио Прада управлял бизнесом до своей смерти в 1958 году. Он придерживался традиционных взглядов на мужские и женские роли, поэтому всегда планировал оставить своё дело исключительно сыну, однако тот оказался не особенно заинтересован и передал предприятие сёстрам Нанде и Луизе.

Галерея Витторио Эммануэле в 1919 году и в августе 1943-го. Война нанесла урон бизнесу не только физически: состоятельные покупатели товаров Prada оказались разорены, эмигрировали или воевали в итальянской армии
Изображение: Fortunapost / Public Domain

Его внучка

Луиза Бьянки, в девичестве Прада, обладала менеджерскими способностями и старалась адаптировать продукты семейной марки к изменяющемуся миру: мобильность клиентов росла, а тяжёлые и добротные чемоданы становились не нужны. Однако прорывное развитие не происходило.

В 1970 году к семейному бизнесу присоединяется её дочь Мария Бьянки, которую в 1980-х мир узнает под именем Миучча Прада. В 1973 году Мария — выпускница Миланского университета со степенью в политических науках, участница феминистского движения и член коммунистической партии Италии, актриса-мим в миланском Teatro Piccolo. Осваивать производство модных аксессуаров, одежды и управление компанией она будет самостоятельно, и уже в 1978 году мать передаст ей компанию.

В 2018 году Кейт Бланшетт возьмёт интервью у Миуччи для журнала W Magazine. Дизайнер расскажет: «Тогда я была глубоко погружена в политику и протест. Не появлялась в университете, кроме как на экзамены… Я была активисткой [Союза женщин], но ненавидела выступать и постепенно стала работать в компании своих родителей. Трудиться в модной индустрии — худшее, что могла бы сделать феминистка 1960–1970-х. Мне было стыдно, но мне очень нравилось… Мода считалась дурным делом».

В 1979 году синьорина Бьянки выпустит рюкзаки и тоуты из нейлона. Эту ткань с 1940-х использовали для военных нужд, а Марио Прада создавал из искусственного полотна чехлы для своих дорогих чемоданов. Рюкзаки Prada не сразу — они были дороги, выглядели слишком непривычно, и их мало рекламировали — стали хитом и принесли коммерческий успех. И это был первый заметный образец модной вещи в стиле «уродливый шик», который будет развивать Prada: не фемининный, не гламурный, со сложными концептами и идеями.

Чемоданы и сумки Prada на экспозиции в 1980 году. На фреске — трансатлантический лайнер начала XX века
Фото: Fairchild Archive / WWD / Penske Media / Getty Images
Рюкзак Prada на фабрике в Словении. В 2019 году бренд запустил линию Re-Nylon — возрождение образцов знаменитого дизайна
Фото: Prada
Креативный дизайнер дома Prada в 2017 году. Она стала Миуччей Прада благодаря хитрому ходу: чтобы формально унаследовать фамилию деда-основателя марки, она попросила свою бездетную тётю Нанду Прада удочерить себя
Фото: Andrea Raffin / Shutterstock

Её муж

В 1977 году Мария-Миучча познакомится с Патрицио Бертелли. Сначала он станет её бизнес-партнёром, и они вместе запустят линию люксовой женской обуви в 1979 году. В 1983-м откроют второй магазин в Милане, в 1986-м — расширят сеть в Нью-Йорк и Мадрид. В 1987 году они поженятся.

Бизнес-гений Бертелли идеально дополнил креативный талант и смелость Миуччи. Эта пара стала «родителями» определённой бизнес-модели в индустрии люкса: главная особенность в том, что в Prada прямой контроль над всеми стадиями производства и над качеством. Многие люксовые и премиальные бренды «отдают» процессы подрядчикам и субподрядчикам, где товары производятся по чётким инструкциям, но без тотального контроля.

Сейчас товары Prada Group производят 18 собственных фабрик, а магазинами компания управляет напрямую, без посредников. Патрицио Бертелли, CEO компании, в 2021 году объявил, что в течение ближайших трёх лет передаст управление их с Миуччей сыну Лоренцо.

Интерьер магазинов Prada отличает особенный оттенок зелёного. Впервые он появился в дизайне бутика на Via della Spiga в Милане в 1983 году. На фото — Prada в торговом центре в Сингапуре
Фото: Sorbis / Shutterstock
Экстерьер «исторического» бутика Prada в Galleria Vittorio Emanuele II в Милане. Эта торговая галерея — старейшая в мире
Фото: Daniele Aloisi / Shutterstock
Рекламная кампания аксессуаров Prada 1987 года: противопоставление фемининного образа и агендерного, утилитарного, интеллектуального дизайна
Фото: Albert Watson / Prada

В 1988 году семейный бизнес Prada стал модным домом: в Милане прошёл показ первой коллекции женской одежды.

В начале 1990-х руководители компании решат, что ориентироваться нужно на рынки США и Азии, а не концентрироваться на итальянской идентичности и европейских локациях.

Рекламная кампания 1998 года
Фото: Glen Luchford / Prada

Её мода

В дизайне первой коллекции Миуччи Прада преобладали тёмные цвета и униформенные мотивы, что резко контрастировало с трендами конца 1980-х — яркими цветами, гламуром и подчёркнутой сексуальностью.

На первом показе 1988 года были плотные жакеты с чистыми линиями кроя и белыми отложными воротничками — позднее этот дизайн повторяли не раз. Модели с отсылками к униформам и рабочей одежде вообще стали почерком Prada
Фото: Saks Fifth Avenue / Prada
Ещё одно значимое слагаемое «уродливого шика» Prada — «невинтажный винтаж». В коллекциях часто появляются образы, в основе которых будто бы лежат дедушкины и бабушкины вещи — шерстяные носки и вязаные жилеты, плотные рубашки в цветочек и клеточку, шапки-петушки. Однако благодаря технологической проработке и дерзкой стилизации все эти предметы выглядят современно
Фото: Prada / 1stDibs

В первой половине 1990-х Prada утвердил свои позиции как люксовый модный дом, который создаёт интеллектуальный, иногда иронично-примитивный концептуальный дизайн и производит вещи выдающегося качества. Но главное, ориентируется в первую очередь на оригинальные и даже экстравагантные идеи, а не переделку классических моделей.

Слева формальный жакет и прозрачная юбка, показ 1995 года. Прозрачные юбки в 2024 году станут одним из главных модных трендов. Справа коктейльное платье из шерсти альпака, 2017 год
Фото: Davide Maestri / WWD / Penske Media / Getty Images / 1stDibs
В Prada большое внимание уделяется технологическим экспериментам и разработкам. В этой кампании 2007 года можно увидеть сложное соединение фактур разных тканей в одном изделии, филигранную работу с вязкой и тонкую отделку кожи
Фото: Steven Meisel / Prada

Первый подиумный показ коллекции мужской одежды Prada прошёл в 1998 году, хотя уже с 1995-го Prada Man рекламировали в глянцевых журналах. Эти кампании стали знаковыми для индустрии и самого бренда: они были минималистичны и транслировали идею сильной личности. На фотографиях были не модели, а знаменитые актёры-интеллектуалы — Джон Малкович, Тим Рот, Уильям Дефо, Хоакин Феникс, Норман Ридус.

Кампания Prada 1996 года с Тимом Ротом
Фото: David Sims / Prada
Приглашать для рекламы знаменитых актёров бесспорно крупного таланта стало стандартом для бренда. Кампания осень-зима — 2013 с Кристофом Вальцем
Фото: David Sims / Prada

Самое начало XXI века было периодом, когда родилось понятие It Bags — «люксовые сумки, которые обязаны быть у каждой». Дом Prada сделал свой вклад в этот феномен: в весенней коллекции 2000 года вышла сумка Bowler Bag. Она моментально была распродана, за ней вставали в очереди, и её дизайн вдохновил сотни брендов на копии.

Классика Prada в рекламной кампании 2020 года: нейлоновый рюкзак и «боулинговая сумка»
Фото: Drew Vickers / Prada

В большинстве модных домов, основанных в начале XX века, дизайн разрабатывают на основе так называемых «кодов» — элементов и деталей, к которым имел отношение создатель дома и которые впоследствии были легендаризированы. Например, в Dior есть код «пятиконечная звезда»: якобы Кристиан Диор шёл по улице, сомневаясь в своей судьбе стать модельером, но увидел на тротуаре звёздочку и посчитал это знаком непременного успеха.

В Prada тоже есть коды, однако в их основе не легенды о предках, а реальные графические элементы, которые создают консистентность дизайна сквозь десятилетия. Разные продукты могут быть визуально связаны изображением фактуры кожи, формой треугольника-логотипа.

Сумка из кожи с текстурой сафьяно, помада с треугольным срезом и фактурой сафьяно, полоска сафьяно на флаконе парфюма Prada Candy
Фото: Prada
Смелые и ироничные паттерны — ещё один важный атрибут дизайна Prada
Фото: Prada photo-lime / Shutterstock / Cavallienastri

Дизайнерский талант Миуччи Прада повлиял не только на эстетику люкса, но и на массовую культуру: она была модельером в фильмах База Лурмана «Ромео + Джульетта» и «Великий Гэтсби». Платье с крылышками Джульетты и бисерные фантазии на тему моды 1920-х стали как минимум популярными образами на Хэллоуин.

Кадр: фильм «Ромео + Джульетта» / 20th Century Fox
Кадр: фильм «Великий Гэтсби» / Warner Bros.

В 2020 году к Миуччи Прада в качестве второго креативного директора бренда присоединился бельгиец Раф Симонс — ещё один бунтарь моды и поклонник точности.

К 2024-му в дизайне коллекций Prada стало заметно стремление к агендерности и свободе от ограничений тела одеждой. Например, платья «формального» кроя созданы из легчайших тканей, и это большой вызов конструкторскому мастерству.

Коллекция одежды для мужчин и женщин, весна-лето — 2024. Креативные директора Миучча Прада и Раф Симонс
Фото: пресс-служба Prada Group

Их влияние

Увлечения и внимание семейства Прада-Бертелли распространяются за пределы кроя пальто, отделки кожи и дизайна очков. Дом Prada поддерживает художников, делает совместные проекты с прогрессивными архитекторами и специальные креативные мероприятия и этим влияет на визуальную, материальную и нематериальную культуру во всём мире.

В 1995 году Патрицио и Миучча основали Fondazione Prada — институцию, которая стала организовывать арт-экспозиции, проектировать и возводить концептуальные архитектурные объекты.

Фонд Prada занимает территорию бывшего спиртозавода на юге Милана. Над комплексом с 2008 по 2018 год работала студия OMA
Фото: Prada / Oma
Арт в Fondazione Prada, 2022 год
Фото: Todamo / Shutterstock

В начале 2000-х Prada наняли знаменитую архитектурную студию Herzog & de Meuron и Рема Колхаса: они создавали дизайн бутиков в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Токио. Эти магазины получили названия Epicenter, и они служат не просто местом торговли, а пространством технологичности и выдающихся современных архитектурных решений, где устраивают выставки, проводят лекции, дебаты и специальные кинопоказы.

Магазин Epicenter Tokyo
Фото: Herzog & de Meuron
Архитектурный объект — вращающийся Prada Transformer Рема Колхаса открыли в Сеуле в 2009 году. Он работал шесть месяцев
Фото: Prada / OMA
Совриск у дороги в Техасе — фейковый бутик Prada. Его возвела арт-группа в 2005 году, и объект должен был со временем естественным образом распасться и исчезнуть без следа. Однако после ограбления строение восстановили так, чтобы инсталляция стала постоянной
Фото: Jo Hunter / Shutterstock

С 2018 года бренд стал проводить мероприятия Prada Mode. Первое случилось в Майами в рамках ярмарки Art Basel, шестое, в декабре 2021-го, — в Москве. Это были события, в которых объединяли локальную архитектуру, глобальное современное искусство, определённую визуальную тему, а площадка работала пару дней и служила баром с музыкой и танцами, лекторием, «местом моды и опыта».

Prada Mode Moscow, 3–4 декабря 2021 года. В проекте работал художник Дэмиен Хёрст: он оформил фасад старинного здания разноцветным неоном и создал инсталляции на тему аптеки внутри
Фото: пресс-служба Prada Group

Ещё один большой интерес Prada — коллаборации, причём не только в модной индустрии. В 2007 году вышел сенсорный смартфон LG KE850 Prada — за шесть месяцев до презентации первого iPhone. В 2023 году частная космическая компания Axiom Space объявила, что привлекает Prada для создания скафандров для лунной миссии Artemis III.

Первая и третья версии Prada Phone
Изображение: Prada Group / LG
Коллаборация Prada и Adidas 2019 года. Этот модный дом первым представил совместный проект с массмаркет-брендом, после него были Gucci и Balenciaga. Рекламный имидж подчёркивает тему технологичности, высокого качества и профессионализма
Фото: Prada

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована