Единственный кутюрье, который умел кроить и шить. История модного дома Balenciaga
Рассказываем о знаменитом бренде: от платьев для маркизы до ниспровержения haute couture.


Фото: Hollie Adam / Bloomberg / Getty Images
Идеи профессиональных модельеров и конструкции, которые они создают, не только определяют, как мы одеваемся. Эта сфера дизайна переводит искусство, архитектуру, даже инженерию на язык выкроек, тканей и драпировок. Убеждения кутюрье и эстетика их брендов служат вдохновением для графических дизайнеров, создателей мебели и проектировщиков цифровых продуктов.
Рассказываем о модном доме Balenciaga: об основателе — портном из Страны Басков, о его отношении к трендам и о том, как связаны идеальные конструкции платьев середины XX века и нечеловечески огромные пиджаки из 2023-го.
Сан-Себастьян
Кристобаль Баленсиага родился в 1895 году в Гетарии, городке на севере Испании, на берегу Бискайского залива. Здесь издревле ловят рыбу и занимаются виноделием, говорят на испанском и баскском.

Фото: Fernando / Flickr
В семье было трое детей. Они рано потеряли отца, и их в одиночку поднимала мать, работавшая белошвейкой. Кристобаль проводил рядом с ней много времени и помогал по мере своих детских сил. К 1908 году женщина поняла, что у мальчика есть и явный интерес к портновскому делу, и способности, и она отдала его на обучение в мастерскую в Сан-Себастьяне — фешенебельном курорте в 30 километрах от Гетарии.

Фото: julia.mlozano / Shutterstock
Юному Кристобалю покровительствовала маркиза де Каса Торрес — видная аристократка из Гетарии. Она заказывала ему наряды, носила их на публике и даже помогла Баленсиаге отправиться в Мадрид, чтобы тот прошёл формальное обучение кройке и шитью.

Фото: пресс-служба Cristóbal Balenciaga Museoa
В 1919 году в Сан-Себастьяне Баленсиага открыл дом моды своего имени, и его клиентами стали богатые и знаменитые гости курорта — аристократы, члены королевской семьи и состоятельные люди. Чуть позже появились отделения и ателье в Барселоне и Мадриде.

Фото: Carlos Octavio Uranga / Flickr

Фото: Carlos Octavio Uranga / Flickr
Баленсиага отличался от коллег — владельцев других модных домов и ателье того времени — тем, что игнорировал сезонные тренды. Создавая модели, он фокусировался только на клиентах: их потребностях, фигурах, ситуациях. Он щепетильно, как архитектор, относился к крою и конструкциям, и как художник экспериментировал с драпировками и совмещением тканей.
А ещё — исследовал работу конкурентов. Так, в начале карьеры Кристобаль с пристрастием следил за тем, что делали Эльза Скиапарелли и Мадлен Вионне: посещал показы, покупал ансамбли и копировал их для своих клиентов в Испании. Также Баленсиагу вдохновлял принцип работы Габриэль Шанель — в первую очередь создавать простые и удобные вещи для повседневной жизни.
Сама Коко выделяла испанского мастера среди прочих. Она говорила: «Баленсиага — единственный настоящий кутюрье в прямом смысле этого слова. Только он способен самостоятельно моделировать, кроить и шить; в отличие от него все остальные — просто модные стилисты».
Гражданская война в Испании
В 1936 году в Испании началась гражданская война. Кристобалю пришлось закрыть свой дом и покинуть страну.
В 1937 году он переехал в Париж и уже в августе провёл первый показ моделей в новом ателье в престижном районе, на авеню Георга V.

В первой парижской коллекции Баленсиаги были отсылки к эстетике испанского Ренессанса. Эта тема вообще часто появлялась в его моделях: например, он использовал мотивы с красными гвоздиками, переосмысливал образы тореадоров, сочетал фактуры и ткани, будто в сутанах католических служителей. Кружева, складки, вышивка и цвета могли напоминать торжественные наряды с картин Эль Греко, Гойи и Веласкеса.

Фото: The Metropolitan Museum of Art

Изображение: Public Domain

Фото: Museo Nacional Thyssen-Bornemisza

Фото: The Metropolitan Museum of Art
Во время Второй мировой войны дом моды Balenciaga работу не прекращал, но из-за дефицита тканей — и, конечно, из-за того, что многие клиенты покинули Европу, а состоятельные американские покупательницы приехать не могли, — ансамблей производили в три раза меньше.
В послевоенный период у кутюрье сложился новый фундаментальный подход к формам. Его модели стали визуально проще, он строил их на прямых линиях и скульптурной, но не традиционно «женственной» геометрии. Это провело эстетический раздел между домом Balenciaga и его конкурентом, Christian Dior: его главный модельер тогда ввёл в моду New Look — форму платьев, жакетов и юбок, которые создавали силуэт песочных часов и позволяли девушкам выглядеть утончённо и кукольно — так, как они не могли одеваться в военные годы.
Например, в одежде от Balenciaga могли быть широкие плечи, или рукава, создававшие форму квадрата, в районе талии мог быть добавлен объём, а подол или ворот могли быть скроены с заметной асимметрией. В 1953 году модный дом представил жакет-баллон — куртку, которая придавала верхней части тела силуэт шара.

Изображение: Harper’s Bazaar

Babydoll
В 1958 году вышло одно из самых знаменитых произведений дома — платье babydoll, в переводе на русский — «куколка». В нём была необычно отрезана талия, а пышный подол и спущенные плечи отсылали одновременно и к образу инфанты, и к ампирному наряду юной аристократки.
Модель была революционной. Но для Баленсиаги её создание было логичным решением его главной задачи — создавать новые силуэты для женских тел.
И этот силуэт babydoll стал одним из самых копируемых во второй половине XX века. Такие платья выходили буквально у всех марок — от Burberry до Adidas.


Изображение: Victoria and Albert Museum / Yasuhiro Wakabayashi / Harper’s Bazaar

Фото: MoMu ― Fashion Museum Antwerp / Arts and culture
В этом мире победила готовая одежда
Одежда Balenciaga стоила значительно дороже, чем вещи от других модных домов того же времени. Сам кутюрье контролировал весь процесс создания и презентации моделей бренда — от эскизов до показов. Он был плоть от плоти haute couture: постоянно совершенствовал своё искусство, черпал вдохновение в истории, создавал тщательно продуманные конструкции, использовал дорогие ткани и декор, ориентировался на потребности высшего класса. В каждой коллекции обязательно была модель, которую Кристобаль шил собственноручно, от начала до конца.
В 1968 году Баленсиага закрывает свой модный дом. Он не видит будущего Высокой Моды в мире, где победил pret-a-porte — массовое производство готовой одежды, в том числе дорогой. К тому же к этому времени накапливаются проблемы в бизнесе: всё сложнее оплачивать труд высококвалифицированных рабочих, всё сложнее приобретать роскошные материалы, всё меньше клиентов ценят уникальную ручную работу.
Правда, из-за объявления о закрытии начался ажиотаж: некоторые клиентки бросились заказывать модели впрок, не представляя, как им обходиться без одежды Balenciaga. И это было разумно: она в любом случае оставалась актуальной по многу лет и не выходила из моды, благодаря той самой позиции кутюрье не следовать трендам.

Фото: Balenciaga

Фото: Wikimedia Commons

Фото: Pierre Cardin
Кристобаль Баленсиага умер в 1972 году и был похоронен в Гетарии. Его модный дом пребывал в забвении до 1986 года, когда этот актив приобрела компания Jacques Bogart SA.
Никола Гескьер и Та Самая Сумка
В 1997 году креативным директором бренда Balenciaga стал молодой француз Николя Гескьер, который решил возвращать к жизни принципы великого мастера и богатейшее наследие, которое тот оставил. Модный дом стал возрождаться благодаря его работе — а ещё благодаря тому, что в 2001 году его приобрёл концерн Kering, где профессиональные менеджеры и маркетологи формировали стратегии инвестиций в люкс.
Под руководством Гескьера в 2000 году была выпущена сумка Balenciaga, которая стала знаменитой и даже породила особенную концепцию в моде — It Bag, «сумка-которая-должна-быть-у-каждой». Модель называлась Motorcycle Lariat: объёмная, мешковатая, но лёгкая, с декором из металлических клёпок, зеркальцем, ручками и длинным ремешком, которые позволяли носить её в любой ситуации. А желанным объектом её сделало маркетинговое решение, которое впоследствии станет стандартом в модной индустрии: первую партию из 25 сумок разослали знаменитым моделям и актрисам, которые часто появлялись на ковровых дорожках и на снимках папарацци.

Фото: Mark Mainz / Getty Images

Фото: 1stDibs / Byronesque

Фото: Chris Moore / Catwalking / Getty Images
В 2012 году Гескьер покинул должность креативного директора. Ему на смену пришёл молодой американец китайского происхождения Александр Вэнг, который продолжил разрабатывать архивы дома и интерпретировать знаковый визуальный стиль, сформированный основателем.

Фото: Kirstin Sinclair / FilmMagic / Getty Images
Подрывная деятельность пуховиками
В 2015 году креативным директором Balenciaga стал Демна Гвасалия. Эстетикой респектабельного модного дома с давней историей и собственной философией начал управлять enfant terrible, любящий эстетику восточно-европейского быта, рэп и «Симпсонов».
Демна — сын грузинского отца и русской матери, который бежал с родителями от военного конфликта в Абхазии, получил образование в Тбилиси и Антверпене и к 2015 году уже руководил собственным брендом Vetements, воспевавший стиль подпольных техно-клубов.
Первую коллекцию для Balenciaga Гвасалия представил в 2016 году. Модели демонстрировали его современную, дерзкую интерпретацию изысканных силуэтов Баленсиаги. Элегантные линии и сложная архитектура кутюрных платьев и пальто «приземлились» на пуховики, ветровки, унисекс-пиджаки. Все эти на первый взгляд странные, даже маргинального вида предметы воплощали стремление к экспериментам с формами — ценность, которую в ДНК бренда заложил основатель.

Фото: Balenciaga

Фото: Balenciaga

Фото: Balenciaga
Благодаря Гвасалии Balenciaga к 2020-м годам стал супержеланным брендом и ярким явлением культуры. Показы, вещи и рекламу стали замечать и обсуждать даже далёкие от моды люди. Например, ярким событием стало сотрудничество с Канье Уэстом и участие Демны в работе над его масштабным шоу Donda.
Креативный директор обратился к аудитории, для которой «тихая» роскошь скучна, а вещи должны в первую очередь доносить идею, а не подчёркивать достоинства и скрывать недостатки. Один из главных интересов Демны как дизайнера — ниспровергать статус высокой моды, размывать границу между люксом и улицей.
«Для меня мода — это зеркало, отражение происходящего вокруг. Я манифестирую это своими коллекциями. У людей находит отклик обыденность, каждодневная жизнь. И это всё выражают архивы Balenciaga, перенесённые из 1950-х в сегодня, адаптированные к 2018 году, 2019-му, к будущему».

Фото: Gilbert Carrasquillo / GC Images / Getty Images

Фото: Balenciaga

Фото: Balenciaga
Balenciaga Spring 2024
30 мая 2023 года модный дом презентовал коллекцию весны-2024: в пятиминутном видео показана обыденная жизнь, и она идёт своим чередом. Одежда работает как визуальная рамка для тела и лица, а в образах моделей есть и новые вещи, и предметы из предыдущих сезонов.
Всё это имеет прямое отношение к эстетической и ценностной ДНК Balenciaga.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!