Мем, твит и разноцветная колбаса: самые громкие NFT‑продажи
Рассказываем, что такое токены и почему продавать то, чего нет, особенно выгодно.
tesla / youtube
Криптоискусство стало трендом этого года и новым способом заработка для художников и коллекционеров. Арт-объекты продают и покупают в формате NFT. Аббревиатура расшифровывается как non-fungible token или «невзаимозаменяемый токен» — это виртуальный сертификат, который гарантирует подлинность произведения и даёт на него эксклюзивные права. Самые дорогие токены стоят десятки миллионов долларов.
Однако критерии успеха на этом рынке непредсказуемые. Продавать в NFT можно не только собственные картины — на ура идут старые мемы, сканы классических полотен, виртуальная одежда и недвижимость. А многие бренды уже используют NFT-маркетплейсы как новую PR-площадку. Рассказываем о неочевидных идеях криптобизнеса.
Из этой статьи вы узнаете:
- как продаётся классика;
- как монетизируют мемы;
- зачем покупают цифровую одежду, обувь и недвижимость;
- когда идея в цифровом искусстве важнее красивой картинки;
- как NFT применяют в маркетинге.
Как продаётся классика
В начале сентября на рынок NFT-искусства вышел Эрмитаж. На криптобирже Binance музей выставил на аукцион пять цифровых копий картин из своей коллекции — работы Кандинского, Ван Гога, Моне, да Винчи и Джорджоне. Стартовая цена одного NFT составляла десять тысяч долларов. Скан «Мадонны Литты» Леонардо да Винчи ушёл дороже всего — за 150 тысяч долларов.
Это не первый случай, когда копии музейных экспонатов покупают на крипторынке: в качестве инвестиции — чтобы позднее продать токен дороже — или в знак поддержки музею. Ранее Галерея Уффици выставила на торги цифровую копию «Мадонны Дони» Микеланджело — её купили за 170 тысяч долларов. В своём интервью Art Insider директор музея Айк Шмидт отметил, что рынок NFT позволяет компенсировать музею финансовые потери, возникшие из-за пандемии.
Создание токенов с музейными экспонатами становится тенденцией. В конце сентября Британский музей по случаю открытия выставки Кацусики Хокусая выпустил токены с открытками на основе его работ.
Готовится более 200 цифровых версий разных произведений Хокусая — от самых популярных до малоизвестных. Некоторые выставят на аукцион, а другие планируют продавать по фиксированной цене. Токены будут представлены на новой NFT-площадке LaCollection, созданной чтобы помочь музеям и галереям приобщиться к крипторынку.
Как монетизируют мемы
Одно из самых известных произведений в формате NFT — мем с летающим котом. Гифка, которую называют Nyan Cat, впервые покорила интернет в 2011 году. Это она:
В феврале её автор, Кристофер Торрес, в честь десятилетнего юбилея своего триумфа продал произведение как арт-объект в NFT-формате. Токен купили за 590 тысяч долларов.
Вопреки всеобъемлющей моде на «котиков», более коммерчески успешным оказался мем с собакой Doge.
Мем появился в 2010 году: японская учительница Ацуко Сато выложила в интернет снимок своей собаки, и он быстро разошёлся по социальным сетям. Пик популярности Doge пришёлся на 2013 год, а спустя пять лет в честь мема была названа криптовалюта Dogecoin.
NFT-токен Сато выставила на аукцион этим летом. Его купили за четыре миллиона долларов, часть вырученных средств отдана на благотворительность. А новый владелец перепродаёт произведение криптоискусства по частям — технология позволяет делить токены между покупателями. Doge поделён на 17 миллиардов единиц, из которых пятую часть продают по цене меньше доллара.
Спрос на мемы в формате токенов пока не падает: в сентябре эту известную фотографию девочки её семья продала на криптобирже за 74 тысячи долларов.
Всё для жизни: цифровая одежда, обувь и недвижимость
DIgital-одежда появилась ещё в 2019-м — это были 3D-костюмы, которые можно было «надеть» на фотографии. Эту услугу вручную выполняли дизайнеры-производители нарядов. Так выглядит результат этой работы:
Предполагалось, что технология станет популярной среди блогеров, которым нужно регулярно появляться в новом образе. Но широкого распространения такие цифровые костюмы не получили: в частности из-за того, что «надеть» костюм на модель можно было только вручную.
Тем не менее сейчас на цифровую одежду и обувь есть спрос на NFT-платформах. Известные модные дома и отдельные дизайнеры продают вещи, которые можно надеть на персонажа компьютерной игры или на себя.
При этом одеть в цифровую одежду непосредственно себя можно только на своём фото и с помощью дизайнера. Он делает так, чтобы ткань повторяла фигуру, а все складки при выбранном ракурсе были правдоподобными. С обувью дело обстоит технически проще: «примерка» доступна в приложениях дополненной реальности. Одно из самых популярных — Wanna Kicks для iOS или Android.
Существуют целые компании, специализирующиеся на цифровой одежде. Большую популярность весной приобрёл бренд виртуальных кроссовок RTFKT Studios за счёт успешных продаж на крипторынке. На аукцион было выставлено три NFT-пары, которые по частям раскупили 600 человек (конечно, все они получали кроссовки целиком, могли их «надевать» в приложении, просто владели частью токена). Ещё до начала торгов велась рекламная кампания и люди заранее могли «примерить» виртуальную обувь. Раскупили лоты быстро, за семь минут, а выручка компании составила больше трёх миллионов долларов.
За 2021 год несколько брендов сделали коллаборации с производителями игр при запуске виртуальных вещей в NFT. В августе Burberry совместно с Mythical Games выпустила в ограниченной серии целого персонажа. На него можно надевать разные аксессуары, разработанные модным брендом специально для игры.
Помимо отдельных предметов гардероба или экипированных персонажей, на NFT-платформах можно купить или продать целый дом. Цифровой, конечно. Весной за 500 тысяч долларов был приобретён Mars House, спроектированный художницей из Канады Кристой Ким. Покупатель получил файл, который может просматривать в виртуальной реальности.
Когда идея важнее красивой картинки
Что считать произведением искусства — философский вопрос: необязательно это картина, фотография или 3D-модель. Например, создатель Twitter Джек Дорси продал в формате NFT свой первый твит. Его приобрёл генеральный директор одной из блокчейн-компаний за 2,9 миллиона долларов.
Эдвард Сноуден продавал в формате NFT собственное произведение под названием Stay Free — портрет-коллаж из страниц постановления суда, в котором деятельность Агентства национальной безопасности США признана нарушающей закон. Токен продан за 5,5 миллиона долларов.
Маркетинг на рынке NFT
Бренды активно используют NFT-платформы как ещё один канал коммуникации с аудиторией. Токены предлагают покупать в благотворительных целях или выигрывать во время различных акций. К продвижению через криптоискусство уже прибегли Audi, Lay’s, DKNY, Pizza Hut и другие.
Летом курьерская служба «Самокат» совместно с креативным бюро «Золотые тигры России» выпустила изображения с творчески переосмысленными продуктами питания. Пельмени, колбасу, выпечку и крупы раскрасили в яркие цвета и снабдили логотипом службы доставки. Эти токены разыгрывали среди покупателей: для участия нужно было оформить заказ на определённую сумму.
В Coca-Cola использовали NFT для геймификации благотворительной акции. Людям предлагали купить токены, а взамен получить доступ к виртуальному ларцу. Из него в случайном порядке выпадал виртуальный мерч, подготовленный компанией. Деньги, вырученные в ходе продажи токенов, перечисляли в благотворительный фонд всемирной Специальной Олимпиады.
Burger King этой осенью начал разыгрывать свои токены. Проверить удачу клиентам предложили по QR-кодам, размещённым на коробках с заказами. Сеть фастфуда предлагает победителям не только виртуальные 3D-объекты, но вместе с ними реальные сувениры, подписанные музыкальными исполнителями, и возможность поговорить с кумирами по телефону.
Будут ли NFT стабильным источником дохода для художников, средством для геймификации в маркетинге или станут никому не нужны через год-другой — трудно судить. Продажи на рынке криптоискусства бывают действительно неожиданно впечатляющими, но речь идёт о единичных случаях. 18 сентября Bloomberg опубликовал анализ рынка, согласно которому лишь малая часть токенов пользуется спросом: 3% выставленных NFT занимают 97% объёма торгов. Большинство успешных продаж осуществляют медийные личности и крупные компании. И учитывая, что продаётся почти что угодно — от мемов до твитов, можно предполагать, что большие деньги платят не столько за художественную ценность, сколько за бренд.