Дизайн
#Мнения

Нереально: как дизайнеры обустраивают виртуальный мир

Историк искусства Мария Савостьянова рассказывает о домах, гостиницах и рабочих пространствах в метавселенной.

Иллюстрация: Daniel Arsham / The Row / Аня Макарова для Skillbox Media

Цифровой век приучил нас к компьютерному проектированию архитектуры и предметов. Уже лет тридцать никого не удивишь ни параболическими зданиями, ни сложной структурой стульев и столов, «выращенных» в недрах передового софта.

Сегодня только профи (и то не всегда) могут отличить фотографии реальных интерьеров от искусных визуализаций, а реальные здания и предметы всем своим внешним видом подчёркивают компьютерное происхождение. Соотношение сил изменилось, когда в жизнь сотен тысяч людей вошло понятие «метавселенная».

Ещё в середине пандемии многие проектировщики обнаружили, что пространство проектирования как минимум удвоилось за счёт альтернативного пространства, которому потребовалось практически всё то, что есть в мире реальном: города, улицы, дома, интерьеры, предметы, объекты коллекционирования. Метавселенная требовала шопинг-моллов, офисов, отелей, баров, ресторанов, квартир, домов и всего, что в них есть.

В этом материале расскажу, как выглядят интересные предложения проектировщиков в метавселенной.

Дома и рабочие пространства

Раз метавселенная — пространство, ею не могли не заинтересоваться девелоперы. Более того, появились игроки на рынке, которые существуют исключительно в виртуальном мире. Например, так работает агентство недвижимости The Row. Не очень давно компания инициировала создание 30 виртуальных зданий, их сделали именитые художники: Даниэль Аршам, Андрес Райзингер, Миша Кан, Алексис Христодулу, студии Six N. Five и Hard Architects.

Поскольку художники априори создают не функциональность, а сильный образ, каждое из 30 зданий оказалось эффектным. Например, Андрес Райзингер создал прозрачную виллу, которая меняет цвет в зависимости от времени суток. Таким же эффектом обладает дом в виде консольной конструкции, предложенный греком Алексисом Христодулу. В Hard Architects предложили виллу в форме гигантской чёрной пилюли на белом основании посреди водной глади. Студия Six N. Five же придумала бесформенный дом-нарост, опасно висящий над пропастью между двух скал.

Изображение: Six N. Five / The Row
Изображение: Andrés Reisinger / The Row

На рынке уже много приложений для совместной работы в расширенной реальности (XR). Они нужны, чтобы объединить команды и сделать их сплочённей. Компания Morpheus X, созданная в Нью-Йорке московским архитектором Михаилом Крымовым, как раз создаёт такие рабочие пространства для распределённых команд: не только саму среду, но и интерьеры, аватары сотрудников.

Отель

Гостиничный бизнес видит собственные перспективы в метавселенной. Сеть CitizenM стала первым брендом, анонсировавшим постройку отеля CitizenM в виртуальной реальности. Бизнес-схема выглядит мудрёно: сначала приобретается участок «земли» на игровой платформе Sandbox, затем CitizenM продаёт 2000 NFT — для финансирования строительства отеля. Покупатели NFT должны получить скидки или бесплатные напитки в реальных отелях сети.

Изображение: CitizenM

Все NFT будут стоить одинаково, однако покупателям рандомно присвоят уровни: 1500 станут «обычными» гражданами, 450 — «особыми» и 50 — «легендарными». Пусть и случайно, но противная иерархия снова образуется сама собой.

«Космические» здания

Какие ещё функциональные постройки уже реализованы в метавселенной? Архитектурная студия Voxel Architects создала виртуальное здание для финального показа коллекции «Биомимикрия» бренда Auroboros на Metaverse Fashion Week. Здание похоже на космическую ракету, вокруг — синее свечение и слабые разряды электрического тока.

Изображение: Auroboros / Voxel Architects

Художница Криста Ким заставила разволноваться любителей NFT, придумав роскошную виртуальную виллу, которую назвала «Марсианский дом». Её идея была в том, чтобы атмосфера интерьеров оказывала медитативный оздоравливающий эффект. Ким работала с архитектором над визуализацией дома с помощью Unreal Engine — программного обеспечения, которое обычно используется для создания видеоигр. Недавно дом (точнее, трёхмерный цифровой файл) продали за 288 эфиров (512 000 долларов США).

Изображение: Krista Kim studio

Город

Чем больше споров в реальных геополитических пространствах, тем больше возможностей в виртуальном мире. На территории, оспариваемой Хорватией и Сербией, британская студия Liberland Metaverse создала виртуальный город. Его надо было обустроить, для чего пригласили архитекторов из Zaha Hadid Architects (компания, основанная Захой Хадид). Они хотели создать киберпространство, в котором людям было бы удобно и интересно покупать участки земли за криптовалюту. Одно из условий — у покупателей должно получаться входить в цифровые здания с помощью своих аватаров.

Что сделали архитекторы? Мэрию, городскую площадь, выставочный центр. Всё выглядит так, как если бы проектированием занималась сама Хадид. Преемственность идей и стиля обеспечивает Патрик Шумахер, который был правой рукой Захи Хадид.

Изображение: Zaha Hadid Architects

Вселенная

Российский дизайнер Тарас Желтышев, который прославился малотиражными предметами мебели, с 2020 года создаёт собственную арт-вселенную Yoomoota.

«Я постепенно стал заниматься живописью, скульптурой и предметами. Yoomoota — вселенная, объединяющая несколько планет и их обитателей. Сейчас я делаю большую коллекцию из 30 объектов для персональной выставки, максимально полно демонстрирующей концепт. Написал множество сценариев. У каждой планеты своя история, устройство, экономика, всё это должно быть продумано, каждый персонаж описан до мельчайших реакций.

Например, планета „Любопытство“ населена персонажами с пустыми головами, поэтому надо было продумывать и придумывать им всё — например, шлем и перчатки. По сути, каждая из 30 планет — это бесконечное множество сценариев. Я продал 3084 персонажа, а их могло быть и 10 тысяч. Поэтому Yoomoota — бренд, в котором могут трудиться сотни художников», — говорит Тарас.

Изображение: предоставлено Тарасом Желтышевым / yoomoota.com
Изображение: предоставлено Тарасом Желтышевым / yoomoota.com
Изображение: предоставлено Тарасом Желтышевым / yoomoota.com

* * *

Метавселенная приковала внимание художников, архитекторов, девелоперов и представителей гостиничного бизнеса. Мы следим за их усилиями и принимаем собственное решение — оставаться ли в обычном мире или начинать сочетать мир физический с виртуальным пространством.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Дизайнер интерьеров Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована