«Не ждать от звука традиционного „события“»: как слушать саунд-арт
Рассказывают художники и куратор выставки «Умный дом. Звуковое искусство в пространстве музея».

В Московском музее современного искусства на Петровке, 25, прошла выставка «Умный дом. Звуковое искусство в пространстве музея», объединяющая звуковые инсталляции, скульптуру, графику, фотографии, видео, партитуры и работы из коллекции музея.
Мы попросили художников проекта и куратора выставки Глеба Глонти поделиться советами о том, как понимать и «слушать» звуковое искусство, чтобы не убегать от саунд-арта, когда посещаешь музей, — и теперь делимся этими рекомендациями с вами. И не ставим точку в вопросе о том, чем саунд-арт отличается от музыки. (Внимание: мнение редакции может не совпадать с мнениями героев).
Глеб Глонти:
— Необходимо провести границы между саунд-артом и музыкой и перестать переносить на саунд-арт привычные модели отношений между слушателем и музыкальным произведением. В саунд-арте работают другие художественные задачи и типы экспериментов.
В музыкальной сфере трек пишется с учётом системы ценностей и финансовых моделей шоу-бизнеса — принимаются во внимание тренды, чарты. Авторы рассчитывают на признание зрителя.
В арт-мире, традиционно, другие финансовые инструменты и модели: они не подразумевают максимально широкий круг. В музыке в такой парадигме живут более маргинальные течения: исполнители, которых никто никогда не услышит кроме 20 человек, пришедших на концерт.
Сложность в том, что само понятие музыки сегодня расширяется: музыка постепенно осваивает пространство саунд-арта, а саунд-арт, в свою очередь, проникает на территорию музыки. Эти взаимные пересечения дают разные способы «входа» в материал.
Исторически любую новую и непонятную музыку изначально называли «шумом» и не принимали. Вспомним Стравинского, Шонберга, Кейджа, который смотрелся очень одиозно. Из этого авангардного крыла музыки и вышел саунд-арт, получив развитие в проектах на территории искусства. Отличить одно от другого очень сложно, я даже показываю студентам такую схему.
Есть саунд-арт в формате музыки, но который ставит перед собой задачи произведения искусства, а не музыкальной композиции. Важно, с одной стороны, воспринимать такие работы как современное искусство и применять к ним соответствующие методы трактовки.
А с другой — не ждать от звука традиционного «события» или рассказа, а просто жить вместе с ним, прислушиваться к собственным ощущениям.

Саунд-арт — это полноценная часть современного искусства
Роман Головко:
— Начнём с того, что саунд-арт — это полноценная часть современного искусства, его можно и нужно воспринимать как самодостаточную дисциплину. Как и в других медиумах, это может быть как абстракция, так и фигуративная работа.
У человека хорошо развита способность различать тембры, так что вы можете получить сильное аудиальное впечатление, но необходимы концентрация и фиксация на звуке — будь то звуковые события как часть перформанса или отдельное произведение.
Постарайтесь погрузиться в пространство композиции, возможно, вникнуть в партитуру, если она есть, конечно. Определите, какая часть вам ближе — технологичная или нарративная. Это поможет сконцентрироваться на более интересных для вас аспектах. Ну и главное: развивайте свой слух, повышайте опыт слушания и слышания.

Margaritki (Ольга Зубова, Мария Карпович):
— Слушание — это способ понимать реальность.
Чтобы понять саунд-арт, нужно перестать ждать звука как события и начать слышать мир как процесс. Слушание — не пассивное восприятие, а способ мышления.
Слушайте не источник, а само становление звука: его тишину, пространство и время.
Прислушайтесь телом к вибрациям пола, к дыханию комнаты, к тому, как воздух меняет плотность. Это не о «музыке» в привычном смысле, а о внимании как художественном жесте. Когда ты начинаешь слушать так, звук перестает быть просто сигналом, а слушание становится способом понимать реальность.

Влад Добровольский:
Где проходит граница между одним звуком и произведением?
— Возьмём один звук — например, короткую осцилляцию на 440 герц длительностью одну секунду.
Затем добавим ещё один звук — чуть позже, чуть выше.
Потом третий… и так далее.
На каком шаге это перестает быть «набором звуков» и становится произведением?
Мне приходит на ум парадокс кучи, или соритес, — древнегреческий логический парадокс, который ставит под сомнение возможность чётко определить границу между двумя состояниями.
Границы нет — есть лишь плавающая точка перехода восприятия.
В концептуальных работах эта точка смещается в сторону идеи: произведение возникает не с добавлением звуков, а в тот момент, когда мы начинаем слушать его по-другому — вследствие изменения отношения.

Фото: предоставлено пресс-службой Московского музея современного искусства
Виктор Глазунов:
— Постарайтесь представить, что ваши руки и уши поменялись местами, и вы пытаетесь потрогать трясущиеся молекулы воздуха и услышать свет.

Коллектив «Тоншум» (Иван Ерофеев):
— Закройте глаза.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!