Не просто заставка: титры фильма как искусство и жанр в моушн-дизайне
Разбираем лучшие титры в истории кино — рассказываем про типографику, спецэффекты и приёмы, которые перевернули представление о моушн-дизайне.
Вступительные титры (opening titles, credits, title sequence) — первое, что зритель видит в фильме. Они задают атмосферу, намекают на развитие сюжета и знакомят с самыми важными участниками кинопроизводства.
История кинотитров началась практически с появлением кинематографа, но в середине ХХ века отношение к этому жанру поменялось. Показываем самые эффектные примеры, разбираем удачные приёмы и анализируем типографику.
Вы узнаете:
- какими были самые первые в истории кинотитры;
- как добиться динамики без анимации;
- за счёт чего создаются пугающие титры;
- как создать настроение только типографикой;
- как сделаны крутые титры, снятые в Zoom с минимальным бюджетом.
С чего всё начиналось
Первым фильмом, оформленным вступительными титрами, считается «Санта-Клаус» британского режиссёра Джорджа Альберта Смита, снятый в 1898 году. Он вышел через два года после «Прибытия поезда» братьев Люмьер.
В «Санта Клаусе» титры выглядят как сменяющийся набор надписей, которые раскрывают предысторию действия. Информации о самом фильме мало — только название ленты, имя режиссёра и год создания. С этой же картиной возникает традиция и финальных титров — именно из них зритель узнаёт, кто над фильмом работал. Что интересно, текст идет снизу вверх.
Искусство создания титров стало самостоятельным жанром в 1950-х годах. Именно тогда графический дизайнер Сол Басс выпустил титры к фильму Отто Премингера «Кармен Джонс». Басс одним из первых начал рассматривать кинотитры как самостоятельное направление киноискусства.
Значимые работы того периода — титры для первой серии бондианы, сделанные дизайнером Морисом Байндером, а также титры Пабло Ферро для фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». С этого времени появляется моушн-дизайн — отдельное направление в дизайне.
Приёмы: свобода и отсутствие правил
Моушн-дизайнеры используют разные приёмы — от киносъёмки, стоп-моушн-анимации и мультипликации до кинетической типографики. Выбор всегда за дизайнером. Именно он определяет визуальное исполнение и концепт титра, исходя из содержания фильма, трендов, технологий и своего видения.
Этот самобытный жанр соединяет в себе кино, анимацию и графический дизайн. Не существует единого регламента, по которому строятся титры. Они могут начинаться в любое время (обычно первая четверть, реже — конец картины), их может не быть вовсе, не существует и единого устоявшегося хронометража.
Нередко в сериалах используют даже такой приём: полные титры появляются в первой серии, а в последующих показывают их урезанную версию — только с названием.
Мы собрали для вас девять дизайнерских работ, повлиявших на всю индустрию кинотитров с шестидесятых годов до наших дней.
From Russia with love / «Из России с любовью»
(1963)
Дизайнер: Роберт Браунджон.
В титрах к фильму «Из России с любовью» Браунджон проецирует набор на тело танцовщицы. Браунджон добивается динамики без анимации — за счёт движения женского тела, на котором он высвечивает статичные имена участников съёмок.
Главный приём: дизайнер экспериментирует с ракурсами, композицией и текстурами. Световые надписи «заигрывают» со зрителем — фокусируются на участках тела танцовщицы, засвечивают её крупным расфокусированным набором, проецируются на стену позади героини, скользя по её формам. Всё это создаёт запоминающийся образ, сохраняющий дух бондианы, — «пушки, девушки и дым». Но типографика здесь вынесена на первое место. В работах Роберта Браунджона прослеживается сильное влияние Ласло Мохой-Надя, у которого он учился в Чикагском отделении Баухауса.
Типографика: Браунджон соединяет в шрифтовых проекциях более десятка цветов световой палитры. Яркие буквы танцуют вместе с танцовщией. Отказ от смешанных оттенков можно объяснить как дизайнерским решением, так и техническими требованиями. Простые цвета и гротеск хорошо читаются на теле модели, а палитра обогащается за счёт цвета кожи, одежды, текстур.
Se7en/«Семь»
(1995)
Студия: R/Greenberg Associates (R/GA).
Дизайнер: Кайл Купер.
Фильм вышел почти 30 лет назад, но до сих пор влияет на индустрию создания титров ― приёмы из него заимствуют триллеры и хорроры.
Главный приём: титры фильма «Семь» позволяют зрителю с самого начала заглянуть в разум серийного убийцы, который появляется на экране только в последней трети картины. Примечательно, что титры не предваряют фильм, а начинаются уже после экспозиции. Благодаря этому они контрастируют со спокойным началом ленты, в первых кадрах которой зритель только знакомится с двумя детективами.
Типографика: шрифтовое решение строится на контрастном сочетании гельветики и надписей, сделанных вручную. Имена актёров и съёмочной команды Кайл Купер выполнил в технике граттажа, а затем их пересняли на плёнку так, как если бы их коряво написал сам преступник. Буквы на грани читаемости, рваный монтаж и имитация повреждений киноплёнки превращают вступительные титры в проекцию дневников серийного убийцы.
Enter the Void / «Вход в пустоту»
(2009)
Дизайнер: Том Кам.
Работа Тома Кама — редкий и интересный пример титров, построенных исключительно на типографике.
Главный приём: титры к фильму «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ с первых кадров доставляют зрителю дискомфорт. Яркая мигающая типографика на чёрном фоне впечатывается в сознание, а трек Freak британского электронного коллектива LFO в сочетании с визуальным рядом заставляет зрителя прочувствовать бешеный ритм тяжёлого наркотического прихода.
Выбор гарнитур происходил довольно естественно. Сделав большую выборку, соответствующую настроению фильма, мы просто отобрали те, которые лучше всего подходили персонажам и личностям членов команды. Гаспар хотел, чтобы каждый титр отражал человека, к которому он относится.
Том Кам, дизайнер титров
Типографика: секвенция разделена на две части. В первой, напряжённой только за счёт бесконечного мерцания цвета, используется простой гротескный шрифт. По количеству информации она соперничает с завершающим фильм барабаном. Вторая часть «взрывная» ― гарнитуры здесь меняются одна за другой, отсылая к флаерам, названиям кинолент, неоновым вывескам.
True Detective / «Настоящий детектив»
(2014)
Креативный директор: Патрик Клэр.
Дизайнер: Рауль Маркс.
Производство: студия Elastic.
Титры первого сезона сериала «Настоящий детектив» построены на приёме двойной экспозиции. Они произвели фурор в дизайн-сообществе, и это графическое решение стало особенно популярным.
В последующих сезонах титры сериала, созданные по тому же принципу, не получили развития графического языка и выглядят лишь копией предыдущего успешного решения.
Главный приём: в заставке персонажи сериала раскрываются через места, в которых переживают ключевые моменты своей жизни. С помощью мультиэкспозиции графичные человеческие фигуры становятся фоном для депрессивных, а порой и пугающих пейзажей американской Луизианы.
На композиционные решения дизайнера вдохновила отстранённая красота фотографий Ричарда Мисраха — безлюдные пейзажи, промзоны, дикая природа побережья Мексиканского залива. Титры выглядят очень цельно и отвечают основному настроению сериала, где пейзаж становится таким же персонажем, как и актёры.
Типографика: шрифтовое решение в этих титрах не такое зрелищное, как картинка, но приобретает глубину и вписывается в пейзаж за счёт эффекта смены фокуса и лёгкого параллакса. Сочетание антиквы и оригинального гротеска заставляет выглядеть текстовые блоки современно и подчёркивает идею двойственности, на которой строится сериал.
The Young Pope / «Молодой Папа»
(2016)
Производство: студия Elastic.
Для режиссёра Паоло Соррентино живописные полотна — не декорации, а важный элемент повествования. Они содержат метафоры, расставляют акценты, раскрывают мысли персонажей. Студия Elastic в титрах делает картины основой повествования, приводя их в движение средствами моушн-графики.
Главный приём: приевшийся многим профессионалам приём «оживления» живописи в титрах «Молодого Папы» смотрится гармонично. Пока в полотнах через библейские мотивы разворачивается история христианства, зрителю предлагают прочитать «неоновые вывески» с именами каста и насладиться образом Джуда Лоу в роли понтифика. Изображение на экране собирается в трёхчастную композицию, а лёгкий эффект параллакса добавляет ей глубины.
Типографика: мерцание надписей, имитирующее огни неоновых вывесок, создаёт как визуальный, так и смысловой контраст с религиозной направленностью сюжета. Выбор антиквенной гарнитуры отсылает к классическим образцам римского капитального шрифта.
Dark / «Тьма»
(2017)
Дизайнер: Луц Лемке.
В титрах запутанный сюжет сериала предстаёт перед зрителем в виде зеркального калейдоскопа из мест и событий.
Главный приём: эффект калейдоскопа превращает привычные предметы то в пятна с теста Роршаха, то в ужасных чудовищ. Нарезка из зеркально соединяющихся фрагментов предвосхищает сюжет и вызывает дискомфорт. Для придания большей глубины картинке дизайнер Луц Лемке использует эффект двойной экспозиции, имевший немалый успех тремя годами ранее.
Типографика: шрифтовые композиции поверх изобразительного ряда выглядят статично, но два цвета, которые использует дизайнер, усиливают ощущение двойственности.
Split/«Сплит»
(2017)
Производство: студия Filmograph.
Креативный директор: Аарон Бекер.
Заставка «Сплита» ― новое прочтение минимализма культовых титров к фильму «Психо» (1960) Сола Басса. В основе обеих работ лежат три простых компонента: чёрный экран, контрастный белый шрифт, гротеск Helvetica.
Главный приём: имена участников команды проявляются из 24 идентичных модулей, многократно дублирующих надпись тем же, но более мелким шрифтом. Такое решение ― расщепление и повторение ― символизирует раздробленность разума главного героя картины. Добавленные цветные съёмки усложняют темпоритмику, сбивая монотонную смену шрифтовых блоков. Титры создают зловещую, гнетущую атмосферу ― визуальный ряд дополнен соответствующей музыкой.
Типографика: простая, казалось бы, и давно наскучившая всем Helvetica создаёт напряжение в пустом чёрном поле экрана. А хаотичные кадры из начала фильма, цветными пятнами разрывающие чёрно-белые композиции, не разрушают заданное настроение, а ещё более усиливают его.
Glow / «Блеск»
(2017)
Производство: студия Shynola.
Концепция: Лиз Флахив и Карли Мэнш.
Дизайнер: Ричард Кенуорти.
Заставка сериала «Блеск» — идеальный пример качественной графической стилизации. Титры, как и сам сериал, основаны на визуальном коде 1980-х годов, но не копируют его досконально.
Стиль переносит зрителя прямо в 80-е, отсылает к спорту и силе и даёт возможность поностальгировать, но при этом не слишком раздражает.
Лиз Флахив, соавтор концепции
Главный приём: визуальный язык титров основан на графике из телевизионных заставок для спортивных мероприятий 80-х годов. Основное движение в заставке выполнено техникой ротоскопинга кадров борьбы из сериала. Это придаёт фигурам динамику и реалистичность движений, которых сложно было бы добиться анимацией с нуля. Упрощённость фигур, яркие геометрические элементы, а также эффект эхо в движении отсылают к неоновым вывескам ― характерному тренду того времени. В сочетании с классической рок-балладой «Воин» Патти Смит в качестве саундтрека «Блеск» — яркий оммаж ушедшей эпохе.
Типографика: в титрах дизайнер использует несколько непохожих акцидентных шрифтов — ещё один тренд дизайна 80-х. Простой гротеск с обводкой и эффектом эхо, которым выполнено название, становится визитной карточкой сериала. Именно эту короткую секвенцию будут использовать вместо титров в последующих сериях, а неоновый образ — для трейлеров и афиш фильма.
Playgrounds Festival 2020 / Фестиваль Playgrounds
(2020)
Производство: студия The Panics.
Титры, предваряющие фестивали, ― гибридный жанр, он находится между классическими кинотитрами и тизером. В таких титрах представляют самых интересных участников программы, а графически они поддерживают и развивают айдентику события. Голландская студия The Panics подготовила, пожалуй, самые яркие титры карантинного сезона — 2020.
Главный приём: титры фестиваля Playgrounds целиком подготовлены в Zoom-конференции и иллюстрируют одно из главных правил хорошего дизайна — максимальная выразительность минимальными средствами. 962 напечатанные страницы, восемь картриджей для принтера и 22 человека — всё, что понадобилось студии для создания яркой заставки на злобу дня.
Типографика: цветная типографика оживает на экране, соответствуя молодёжному духу всего ролика. Приём растягивания букв задаёт нужное настроение, а последовательная анимация надписей привлекает к ним внимание и выделяет на фоне мозаичных экранов Zoom-конференций.
Вдохновились и хотите попробовать создать собственные кинотитры?
Читайте, как анимировать текст в After Effects.