Дизайн
#кейсы

Мерч для «МИРА». Графика и формы к 1000-летию Суздаля

Портал в историю, река времени и душа.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

В 2024 году Суздалю исполняется тысяча лет. В честь этого события команда «МИРА центра» разработала айдентику и выпустила коллекцию мерча.

«МИРА центр»

«МИРА центр» существует в Суздале с 2022 года и развивает культурный ландшафт города и его окрестностей. За несколько лет было создано творческое пространство, где художники, музыканты и режиссёры могут реализовать свои замыслы: «МИРА» проводит выставки, концерты, спектакли, поддерживает исследования и просветительские программы.

Фото: Юрий Пальмин / «МИРА центр»

Митрий Гранков:

— Я был знаком с сообществом «МИРА» давно, когда ещё не было культурного центра в Суздале — впервые мы с женой были здесь как художники в 2013 году.

Если оценивать «изнутри», для меня важно то, что я делаю дизайн для культурных мероприятий, взаимодействую с творческими людьми, работаю на искусство.

И приятно думать, что мы делаем дизайн не просто для какой-то огромной и уже сформировавшейся институции, например в Москве. А формируем культурное и творческое пространство в небольшом городе с большой историей — вместе растём и развиваемся. К тому же, в отличие от крупных институций, здесь есть поле для творчества, эксперимента, можно придумывать, предлагать что-то новое.

И сам Суздаль — это такая очень богатая копилка для художников и дизайнеров. Здесь можно много чем вдохновиться!

Диана Литницкая:

— Для меня «МИРА центр» уникален и ценен своей камерностью, в нём есть жизнь — какая-то творческая, спонтанная, многогранная, есть душа, характер.

Сейчас благодаря многим техническим возможностям и популярности удалённой работы ничто не мешает погрузиться в атмосферу проекта, который находится в другом городе или стране. Но мне всё же необходимо оказаться в Суздале, чтобы делать дизайн для «МИРА»: живьём соприкоснуться с «материалом» для полноты впечатлений, почувствовать энергетику места и людей.

На лето 2024-го запланирована большая программа. В июне открылась выставка Ирины Затуловской, которую курирует Марина Лошак. Она задумана как тотальная инсталляция и проходит на разных площадках по всему городу.

Помимо насыщенной концертами, перформансами, лекциями афиши, есть и центральное событие сезона: в августе пройдёт «Сенокос» — ежегодный театральный фестиваль. Это арт-резиденции, творческие лаборатории, читки, дебаты, показы эскизов и спектаклей, образовательная программа. Тема фестиваля в этом году — «1000 лет за 10 дней»; пять драматургов и пять режиссёров пытаются осмыслить, что такое 1000 лет для человека, города, культуры, истории.

Архитектура знака

В основу айдентики легли графические формы, многократно повторяющиеся в архитектуре города и природе, его окружающей. Знак 1000 составлен из колонны и арок, которые есть в здании «МИРА центра», а также характерны для исторических зданий Суздаля в целом.

Изображение: «МИРА центр»

Аркату́ра (нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок), аркатурный пояс, аркатурный фриз, аркатурно-колончатый пояс […] представляет собой непрерывный или расчленённый ряд декоративных, или «ложных» арок-углублений на поверхности стены, фасада здания или на стенах внутренних помещений, скомпонованных в виде фриза. […]

Именно этот приём был привнесён в древнерусскую архитектуру артелью мастеров из Кракова, итальянскими мастерами из Комо в Ломбардии, прежде всего в Кидекшу, Переславль-Залесский, и в постройки владимиро-суздальской школы.

Из «Википедии»

Митрий Гранков:

— Кажется, что «МИРА» — это такой европейский проект. Там это давно распространено: в маленьких городках проходят фестивали, открываются культурные центры, резиденции.

Фото: Iuliia Leonteva / Getty Images
Изображение: «МИРА центр»
Изображение: «МИРА центр»

В оформлении открыток и других предметов коллекции есть три графических элемента, и за каждым закреплён цвет:

Арка — огонь, архитектура, портал — красный.

Волнистая полоса — вода, река, время, плавность, текучесть — синий.

Две линии неравной толщины — земля, устойчивость, современность, параллельность — зелёный.

Изображение: «МИРА центр»
Изображение: «МИРА центр»

Диана Литницкая:

— Образ арки пришёл из фотографий Суздаля: этот архитектурный элемент многократно повторяется в разных постройках. И он стал хорошей метафорой времени — окна в прошлое или в будущее, портала, соединяющего эпохи.

Этот символ хорошо «подружился» с остальными — волной и линиями — как в смысловом плане, так и в графическом.

Пока мы не нашли «арку», сначала разрабатывали образ птицы, вдохновлённый гербом города и понятиями свободы, творчества и полёта.

Фото: Arh-sib / Shutterstock

Диана Литницкая:

— Чтобы делать дизайн для чего-то «русского» и не сделать фальшь и лубок, нужно отбросить стереотипы, отказаться от поверхностных решений, которые первыми приходят в голову, пойти глубже и не стесняться проявить смелость.

Геометрия цветка

Набор стикеров с повторяющимся знаком 1000 (арки и колонны) предлагает свободу творчества — из графических форм можно составлять цветочные композиции. В наборе: стикеры, схемы по складыванию цветов и обложка стикерпака, вдохновляющая на создание своего паттерна.

Изображение: «МИРА центр»
Изображение: «МИРА центр»

Митрий Гранков:

— С одной стороны, для меня эти цветочки — переосмысление традиционных орнаментов, которые присутствуют и на зданиях, и на предметах — там очень много флоры. А с другой — природа. Ведь Суздаль — это не только древняя история и зодчество, это ещё и совершенно замечательная природа. Летом город окружают огромные поля цветов и трав, и получается такой симбиоз архитектуры (арки), природы (цветы), культуры (орнаменты), истории.

Идея со схемами по складыванию пришла внезапно. Сначала родились цветы как элемент дизайна, но практически сразу появилась мысль, что люди могли бы составлять из арок собственную графику.

Изображение: «МИРА центр»

Диана Литницкая:

— Что такое 1000 лет для дизайна? Всё относительно :)

Формально отправной точкой современного дизайна можно считать зарождение школы Bauhaus в Германии 1919 году. В этом смысле прошедшие 100 лет — это малая часть тысячелетия.

Но если посмотреть на понятие дизайна шире, можно сказать, что он присутствует везде, где человек что-либо создавал. В этом смысле и наскальная живопись — это дизайн :) И тогда 1000 лет в масштабе времени — это совсем немного.

Скриншот: сайт Myra / Skillbox Media

Дизайн-команда: Диана Литницкая и Митя Гранков

Фотографии: Катя Алагич, Дмитрий Дроздецкий (Митьки)

Продюсер: Саша Александрова

Директор: Женя Казарновская

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована