Минимализм и функциональность: 5 знаменитых проектов Отла Айхера
Корпоративная айдентика, кухня‑остров, олимпийская символика и другие идеи немецкого дизайнера.
Иллюстрация: Jimmy Zhuang / Brian Boyl / Aaron Gadol / Pinterest / Meery Mary для Skillbox Media
13 мая исполняется сто лет со дня рождения Отла Айхера (1922–1991) ― человека, который оказал влияние на работы своих коллег и историю дизайна.
Айхер родился в немецком городе Ульме. Его молодость пришлась на годы Второй мировой войны, однако он рос в среде, не поддерживающей нацистский режим. Будущий дизайнер был другом семьи Шоллей, участвовавшей в создании антифашистского движения «Белая роза» в нацистской Германии.
В 1946 году Отл начал изучать скульптуру в Мюнхенской академии изящных искусств, а уже в 1947-м создал студию в Ульме. Но его большой путь дизайнера ― теоретика, практика, новатора ― начался в 1953 году, когда вместе с женой Инге Айхер-Шолль и швейцарским архитектором Максом Биллом он открыл Ульмскую школу дизайна.
Студенты школы изучали не только дизайн, но и эстетику, технологии, социологию, психологию, политику, философию, экономику. Придерживаясь такого системного подхода, Айхер стал основоположником нового явления ― корпоративной идентичности.
Дизайн Айхера ― минималистичный, функциональный, простой для восприятия и при этом тонко передающий суть ― стал ориентиром для многих дизайнеров и желаемым референсом для компаний.
Расскажем о проектах, которые принесли Отлу Айхеру мировую известность.
Lufthansa
Одним из первых крупных проектов Отла Айхера стала работа над визуальной айдентикой авиакомпании Lufthansa (1963 год). Дизайнер оживил минималистский синий логотип с помощью насыщенного жёлтого цвета. Символ компании, журавля, он заключил в тонкий ободок — для того времени решение было новаторским.
Изменения коснулись не только логотипа. Айхер и его команда продумали дизайн всех корпоративных атрибутов: от посадочных талонов до цветового оформления самолётов. В качестве фирменной гарнитуры дизайнер выбрал лаконичную Helvetica.
Символика Олимпиады-1972
В шестидесятые Айхеру предложили стать ведущим дизайнером Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене. В течение пяти лет он с командой дизайнеров работал над созданием рекламных плакатов, логотипа и маскота Олимпиады. Они также придумали пиктограммы для простой и понятной навигации.
В айдентике дизайнер старался избежать агрессивных элементов ― резких линий и чёрно-красных тонов. Он использовал цвета, отсылающие к образу Альпийских гор, ― белый, голубой, зелёный, серебристый, в палитру также входил оранжевый. Для оформления текстовых элементов выбрали шрифт Адриана Фрутигера Univers.
Логотипом Игр стало довольно схематичное изображение солнца, талисманом — разноцветная такса Вальди: она символизировала выносливость, ловкость и силу, свойственные спортсменам.
Rotis
В 1988 году Отл Айхер создал семейство шрифтов Rotis. Интересно, что изначально его название писали с маленькой буквы, ― дизайнер считал прописные буквы признаком иерархии и идеологии (об этом сказано в его книге «Мир как дизайн»). Заглавная R в названии появилась после переиздания гарнитуры под логотипом Monotype Originals в 2011 году.
В семейство входят несколько шрифтов Rotis ― с нулевыми или полными засечками и разными вариантами ширины обводки. Сейчас многие используют Rotis в качестве корпоративного шрифта, в книгопечатании, рекламе, для оформления вывесок, дорожных указателей.
Bulthaup и кухня-остров
В 1980 году Отл стал консультантом производителя кухонь Bulthaup, и этот опыт иллюстрирует его серьёзный подход к проектированию. Прежде чем приступить к концепции, он вместе с владельцем компании Гердом Бултхаупом объехал пол‑Европы: изучал устройство кухонь разных ресторанов и узнавал о процессах приготовления. Айхера интересовало всё: от высоты столешниц до предпочтений профессиональных поваров.
Результатом сотрудничества Айхера и Bulthaup стала модульная кухня System b. В ней изменили высоту поверхностей, разделили рабочие зоны. Дизайнер взял за основу устройство ресторанных кухонь и переместил рабочую зону с мебели вдоль стен на островной участок.
Работая над этим проектом, Айхер ставил перед собой ещё одну задачу: он хотел превратить кухню в пространство для жизни. Обустройство «острова» должно было сделать кухню местом для семейных бесед, душевным элементом дома.
В 1988 году Айхер и Bulthaup представили ещё одну разработку ― железный верстак, который объединил в один блок все рабочие зоны кухни: варочную панель, раковину и рабочую поверхность из нержавеющей стали. Так элементы, свойственные профессиональным ресторанным кухням, стали использовать и в бытовых условиях.
ERCO
В 1974 году Айхер создал для компании ERCO (производила системы архитектурного освещения) серию пиктограмм для вывесок с задней подсветкой. Кроме этого, дизайнер предложил компании поменять логотип.
Чтобы наглядно отразить в символике суть ERCO, Айхер использовал шрифт Univers разной плотности и насыщенности, а также небольшой градиент. Благодаря последнему у логотипа появился эффект дискретности, а это отсылает к одному из направлений работы компании ― производству дискретных источников света. Позже идея светящегося лого легла в основу всего фирменного стиля ERCO.