Концепт-арт Ральфа Маккуорри: визуальная история «Звёздных войн»
Да пребудет с вами... его наследие.
 
 
Вселенную «Звёздных войн» живой и узнаваемой сделал визуальный стиль художника Ральфа Маккуорри. Он создал концепт-арт к оригинальной трилогии из трёх эпизодов: «Новая надежда», «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая».
Рассказываем, как инженерный бэкграунд сформировал его стиль, почему Джордж Лукас доверил ему такую задачу и как эскизы 1970-х годов до сих пор определяют новых героев кинофраншизы.
От чертежей к фантастике
Стиль Маккуорри сформировался благодаря работе над техническими иллюстрациями. В начале своего пути Ральф был дизайнером фирмы Boeing, где разрабатывал схемы по сборке самолёта 747 Jumbo Jet. А ещё создавал раскадровку и иллюстрации для канала CBS — анимировал полёты корабля «Аполлон». Благодаря этим работам Маккуорри глубже изучил точный рисунок, перспективу и устройство транспорта.
Тема космоса стала пиком в 1970–1980-е годы. Тогда в кинотеатрах показывали «Солярис», «Космическую одиссею: 2001 год», «Чужого», а по телевизору — «Стартрек». Некоторые художники переосмыслили философию будущего и разработали свой стиль. Маккуорри не был исключением и вдохновлялся многими из них. Например, Сид Мид, который произвёл революцию в искусстве этой эпохи, начал первым изображать футуристичную и отполированную технику в сюжетной среде.

Изображение: Syd Mead
И другим художником — Джоном Берки, который экспериментировал с формами космической техники и рисовал её на плакатах к фильмам. Для «Звёздных войн» он разработал концепцию Звезды Смерти в эскизах. Джордж Лукас купил его наброски, а Маккуорри переработал их для фильма.

Изображение: John Berkey
На основе приёмов художников и кинематографа Ральф начал рисовать фантастику в своём исполнении: одушевлённую и реальную. Одна из его ранних картин — «Астронавт рядом с трейлером посреди травы» — стала отправной точкой в его карьере концепт-художника. Джордж Лукас увидел эту иллюстрацию во время знакомства с Маккуорри в Лос-Анджелесе в 1971 году. «Знаете, я собираюсь снять научно-фантастический фильм. Я вас запомню», — сказал он, по воспоминаниям сценариста Хэла Барвуда.

Изображение: Star Dancing, 1973 / Ralph McQuarrie
Начало работы с Джорджем Лукасом
Джордж Лукас начал работать с Ральфом в 1975 году, за два года до выхода «Новой надежды». Студии сомневались в проекте, а бюджет был ограничен. Лукасу нужен был соавтор вселенной, который смог бы её визуализировать в сжатые сроки.
У Маккуорри не было на руках полного сценария для разработки концепта. Он создавал первые рисунки, а Лукас адаптировал под них сценарий. Всё, на чём основывался художник, — собственная фантазия.
«Я просто изо всех сил старался изобразить то, как, по моему мнению, должен выглядеть фильм, мне очень понравилась идея. Я не думал, что фильм когда-либо будет снят. Моё мнение — он был слишком дорогим. Не хватило бы публики», — Ральф Маккуорри, фрагмент интервью starwars.com.
Часто и Ральфу приходилось исправлять иллюстрации, когда Лукас резко менял сценарий. Благодаря этому можно проследить, как развивались детали. Например, в ранних рисунках световой меч был ещё и оружием штурмовиков.

Изображение: Ralph McQuarrie / Lucasfilm
В фильме Лукас не хотел поднимать популярную в то время идею о бессилии человека перед космосом. Он объяснял это так: «Когда я занялся „Звёздными войнами“, меня ошеломило осознание, что мы столько всего потеряли: целое поколение выросло без сказок. Их просто больше не делают, а ведь это самая лучшая вещь в мире — приключения в далёких-далёких странах». Поэтому, перед Маккуорри стояла задача поместить дух приключений и романтизм в космические декорации.

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm
Их взгляды сошлись в главном: Маккуорри соединял романтику с реализмом, а Лукас стремился переосмыслить кинематографические тропы в новой среде. Когда один начинал говорить, другой продолжал мысль. Часто Лукас не мог объяснить образ и коротко его описывал как «высокий мрачный генерал», на чём Маккуорри создавал внешность Дарт Вейдера. Благодаря такому пониманию, дизайн основных героев сделали за три недели.

Изображение: The Making of Star Wars: The Definitive Story Behind the Original Film, 2007 / издательство Random House Worlds / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Изображение: The Making of Star Wars: The Definitive Story Behind the Original Film, 2007 / издательство Random House Worlds / Ralph McQuarrie / Lucasfilm
Художественный почерк Маккуорри в «Звёздных войнах»
Первое, чем запоминается стиль Маккуорри, — реализм в передаче техники. В противовес стерильному сай-фаю Сида Мида, Ральф создаёт технику будущего в б/у варианте. Он намеренно добавляет на корпус кораблей элементы износа: потёртости, вмятины и ржавчину. Такой приём никто не использовал в научной фантастике тех лет.
Например, в «Новой надежде» Люк Скайуокер пренебрежительно называет «Тысячелетний сокол» как «просто старьё», сугубо по внешнему облику. Хотя корабль имеет передовую технологию — способность совершать прыжки в гиперпространство, что делает его самым быстрым судном в Галактике.

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Второе — сочетание органических и механических форм. Для усиления контраста прошлого и будущего Ральф часто помещает технически новые механизмы в природную среду. Например, сцена из «Новой надежды», когда дроиды C-3PO и R2-D2 оказываются на песчаном Татуине. Две новые формы кажутся неуместными в среде заброшенных и бесконечных пустынь.

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Ещё одна особенность — в иллюстрациях Ральф делает акцент на взаимодействии героев. Он изображает не просто интерьер космического корабля или пейзаж, а ситуацию в этой обстановке. Маккуорри создаёт кино сразу на бумаге, благодаря чему получается готовая композиция для кадра. Многие сцены из фильма точно повторяли его иллюстрации.

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm


Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Символизм в разработке миров
Маккуорри мыслил не декорациями, а смыслами, поэтому создавал каждую планету с желанием произвести впечатление. Он смог одинаково убедительно изобразить как масштабную Звезду Смерти, так и мистическую Дагобу.
Пейзажи Татуина отсылают зрителя к чему-то далёкому от передовых технологий. Это бесконечная пустыня, с маленькими островками жизни, глухая пристань для охотников за головами. Архитектура планеты напоминает древние, восточные сооружения, а не город «будущего», как, например, Беспин. Люк Скайуокер говорит о Татуине: «Если во Вселенной есть яркий центр, то вы находитесь на планете, от которой он дальше всего».

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm
Татуин — первая планета, с которой знакомится зритель. Такой выбор локации неслучаен: местность застыла в ожидании и поглощает технологии будущего. Реализм в изображении техники здесь усиливается. Чего стоит один вид «Песчаного краулера» со ржавым и пыльным корпусом.

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Другой мир — планета Дагоба. Она практически необитаема, здесь болотистая и непроходимая местность. Туман создаёт мистику, а древние деревья и топи скрывают хижину магистра Йоды. Нет ни намёка на футуризм, ведь, «чтобы познать Силу», нужно слиться с природой. Маккуорри объединил идеи об элементах стихий и духовности, сделав планету живой.

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Битва при Явине зафиксирована как едва уловимый миг в космическом поединке. Здесь важно показать разницу масштабов: на фоне огромной Звезды Смерти, космические корабли кажутся мелкими осколками. Иллюстрации боя передают замысел Джорджа Лукаса:
«Одним из моих ключевых видений был космический бой между двумя звездолётами: два корабля летят сквозь космос, обстреливая друг друга. Это была моя изначальная идея. Я хотел снять такой фильм».

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Возрождение иллюстраций спустя 40 лет
После продажи студии Disney в 2012 году продолжение франшизы «Звёздных войн» во многом опиралось на концепты Маккуорри, которые не использовали в оригинальных фильмах. Режиссёр Джей Джей Абрамс не раз возвращался к его работам при создании новых кинокартин. На основе первых образов Люка Скайуокера сделали дизайн Маз Канаты для фильма «Звёздные войны. Эпизод VII: пробуждение силы» (2015). Люк на тот момент был временно женского пола.

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Первые концепты Чубакки от 1975 года вдохновили на создание персонажа Зеба в мультсериале «Звёздные войны: повстанцы» (2014–2018).

Изображение: Ralph McQuarrie / Lucasfilm

«Во многих отношениях он был великодушным отцом революции в концептуальном искусстве, которая родилась из его работ, захватила воображение тысяч людей и продвинула их в киноиндустрию». 
Джордж Лукас о Ральфе Маккуорри
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Другие материалы о культуре и искусстве
- Лев Бакст: создатель европейской модыИв Кляйн ― французский новатор искусства ХХ века
- Почему картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова — не только про весну, но и про личную скорбь
- «Крик» Мунка: разбор картины
- Что такое абстрактный экспрессионизм
- 10 картин Розановой, которые нужно знать
- «Твои рисунки ужасны»: 6 успешных художников, которых называли бездарностями
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                    
 
                     
                     
                                     
                                     
                                     
                                    