Концепт-арт Ральфа Маккуорри: визуальная история «Звёздных войн»
Да пребудет с вами... его наследие.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Вселенную «Звёздных войн» живой и узнаваемой сделал визуальный стиль художника Ральфа Маккуорри. Он создал концепт-арт к оригинальной трилогии из трёх эпизодов: «Новая надежда», «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая».
Рассказываем, как инженерный бэкграунд сформировал его стиль, почему Джордж Лукас доверил ему такую задачу и как эскизы 1970-х годов до сих пор определяют новых героев кинофраншизы.
От чертежей к фантастике
Стиль Маккуорри сформировался благодаря работе над техническими иллюстрациями. В начале своего пути Ральф был дизайнером фирмы Boeing, где разрабатывал схемы по сборке самолёта 747 Jumbo Jet. А ещё создавал раскадровку и иллюстрации для канала CBS — анимировал полёты корабля «Аполлон». Благодаря этим работам Маккуорри глубже изучил точный рисунок, перспективу и устройство транспорта.
Тема космоса стала пиком в 1970–1980-е годы. Тогда в кинотеатрах показывали: «Солярис», «Космическую одиссею: 2001 год», «Чужого», а по телевизору — «Стартрек». Некоторые художники переосмыслили философию будущего и разработали свой стиль. Маккуорри не был исключением и вдохновлялся многими из них. Например, Сид Мид, который произвёл революцию в искусстве этой эпохи, начал первым изображать футуристичную и отполированную технику в сюжетной среде.

Изображение: Syd Mead
И другим художником — Джоном Берки, который экспериментировал с формами космической техники и рисовал её на плакатах к фильмам. Для «Звёздных войн» он разработал концепцию Звезды Смерти в эскизах. Джордж Лукас купил его наброски, а Маккуорри переработал их для фильма.

Изображение: John Berkey
На основе приёмов художников и кинематографа, Ральф начал рисовать фантастику в своём исполнении: одушевлённую и реальную. Одна из его ранних картин — «Астронавт рядом с трейлером посреди травы» — стала отправной точкой в его карьере концепт-художника. Джордж Лукас увидел эту иллюстрацию во время знакомства с Маккуорри в Лос-Анджелесе в 1971 году. «Знаете, я собираюсь снять научно-фантастический фильм. Я вас запомню», — сказал он, по воспоминаниям сценариста Хэла Барвуда.

Изображение: Star Dancing, 1973 / Ralph McQuarrie
Начало работы с Джорджем Лукасом
Джордж Лукас начал работать с Ральфом в 1975 году, за два года до выхода «Новой надежды». Студии сомневались в проекте, а бюджет был ограничен. Лукасу нужен был соавтор вселенной, который смог бы её визуализировать в сжатые сроки.
У Маккуорри не было на руках полного сценария для разработки концепта. Он создавал первые рисунки, а Лукас адаптировал под них сценарий. Всё, на чём основывался художник, — собственная фантазия.
«Я просто изо всех сил старался изобразить то, как, по моему мнению, должен выглядеть фильм, мне очень понравилась идея. Я не думал, что фильм когда-либо будет снят. Моё мнение — он был слишком дорогим. Не хватило бы публики», — Ральф Маккуорри, фрагмент интервью starwars.com.
Часто и Ральфу приходилось исправлять иллюстрации, когда Лукас резко менял сценарий. Благодаря этому можно проследить, как развивались детали. Например, в ранних рисунках световой меч был ещё и оружием штурмовиков.

Изображение: Ralph McQuarrie / Lucasfilm
В фильме Лукас не хотел поднимать популярную в то время идею о бессилии человека перед космосом. Он объяснял это так: «Когда я занялся „Звёздными войнами“, меня ошеломило осознание, что мы столько всего потеряли: целое поколение выросло без сказок. Их просто больше не делают, а ведь это самая лучшая вещь в мире — приключения в далёких-далёких странах». Поэтому, перед Маккуорри стояла задача поместить дух приключений и романтизм в космические декорации.

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm
Их взгляды сошлись в главном: Маккуорри соединял романтику с реализмом, а Лукас стремился переосмыслить кинематографические тропы в новой среде. Когда один начинал говорить, другой продолжал мысль. Часто Лукас не мог объяснить образ и коротко его описывал как «высокий мрачный генерал», на чём Маккуорри создавал внешность Дарт Вейдера. Благодаря такому пониманию, дизайн основных героев сделали за три недели.

Изображение: The Making of Star Wars: The Definitive Story Behind the Original Film, 2007 / издательство Random House Worlds / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Изображение: The Making of Star Wars: The Definitive Story Behind the Original Film, 2007 / издательство Random House Worlds / Ralph McQuarrie / Lucasfilm
Художественный почерк Маккуорри в «Звёздных войнах»
Первое, чем запоминается стиль Маккуорри, — реализм в передаче техники. В противовес стерильному сай-фаю Сида Мида, Ральф создаёт технику будущего в б/у варианте. Он намеренно добавляет на корпус кораблей элементы износа: потёртости, вмятины и ржавчину. Такой приём никто не использовал в научной фантастике тех лет.
Например, в «Новой надежде» Люк Скайуокер пренебрежительно называет «Тысячелетний сокол» как «просто старьё», сугубо по внешнему облику. Хотя корабль имеет передовую технологию — способность совершать прыжки в гиперпространство, что делает его самым быстрым судном в Галактике.

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Второе — сочетание органических и механических форм. Для усиления контраста прошлого и будущего Ральф часто помещает технически новые механизмы в природную среду. Например, сцена из «Новой надежды», когда дроиды C-3PO и R2-D2 оказываются на песчаном Татуине. Две новые формы кажутся неуместными в среде заброшенных и бесконечных пустынь.

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Ещё одна особенность — в иллюстрациях Ральф делает акцент на взаимодействии героев. Он изображает не просто интерьер космического корабля или пейзаж, а ситуацию в этой обстановке. Маккуорри создаёт кино сразу на бумаге, благодаря чему получается готовая композиция для кадра. Многие сцены из фильма точно повторяли его иллюстрации.

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm


Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Символизм в разработке миров
Маккуорри мыслил не декорациями, а смыслами, поэтому создавал каждую планету с желанием произвести впечатление. Он смог одинаково убедительно изобразить как масштабную Звезду Смерти, так и мистическую Дагобу.
Пейзажи Татуина отсылают зрителя к чему-то далёкому от передовых технологий. Это бесконечная пустыня, с маленькими островками жизни, глухая пристань для охотников за головами. Архитектура планеты напоминает древние, восточные сооружения, а не город «будущего», как, например, Беспин. Люк Скайуокер говорит о Татуине: «Если во Вселенной есть яркий центр, то вы находитесь на планете, от которой он дальше всего».

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm
Татуин — первая планета, с которой знакомится зритель. Такой выбор локации неслучаен: местность застыла в ожидании и поглощает технологии будущего. Реализм в изображении техники здесь усиливается. Чего стоит один вид «Песчаного краулера» со ржавым и пыльным корпусом.

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Другой мир — планета Дагоба. Она практически необитаема, здесь болотистая и непроходимая местность. Туман создаёт мистику, а древние деревья и топи скрывают хижину магистра Йоды. Нет ни намёка на футуризм, ведь, «чтобы познать Силу», нужно слиться с природой. Маккуорри объединил идеи об элементах стихий и духовности, сделав планету живой.

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Битва при Явине зафиксирована как едва уловимый миг в космическом поединке. Здесь важно показать разницу масштабов: на фоне огромной Звезды Смерти, космические корабли кажутся мелкими осколками. Иллюстрации боя передают замысел Джорджа Лукаса:
«Одним из моих ключевых видений был космический бой между двумя звездолётами: два корабля летят сквозь космос, обстреливая друг друга. Это была моя изначальная идея. Я хотел снять такой фильм».

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Возрождение иллюстраций спустя 40 лет
После продажи студии Disney в 2012 году продолжение франшизы «Звёздных войн» во многом опиралось на концепты Маккуорри, которые не использовали в оригинальных фильмах. Режиссёр Джей Джей Абрамс не раз возвращался к его работам при создании новых кинокартин. На основе первых образов Люка Скайуокера сделали дизайн Маз Канаты для фильма «Звёздные войны. Эпизод VII: пробуждение силы» (2015). Люк на тот момент был временно женского пола.

Изображение: «The Art of Ralph McQuarrie», 2007 / Dreams and Visions Press / Ralph McQuarrie / Lucasfilm

Первые концепты Чубакки от 1975 года вдохновили на создание персонажа Зеба в мультсериале «Звёздные войны: повстанцы» (2014–2018).

Изображение: Ralph McQuarrie / Lucasfilm

«Во многих отношениях он был великодушным отцом революции в концептуальном искусстве, которая родилась из его работ, захватила воображение тысяч людей и продвинула их в киноиндустрию».
Джордж Лукас о Ральфе Маккуорри
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Другие материалы о культуре и искусстве
- Лев Бакст: создатель европейской модыИв Кляйн ― французский новатор искусства ХХ века
- Почему картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова — не только про весну, но и про личную скорбь
- «Крик» Мунка: разбор картины
- Что такое абстрактный экспрессионизм
- 10 картин Розановой, которые нужно знать
- «Твои рисунки ужасны»: 6 успешных художников, которых называли бездарностями