Дизайн
#статьи

Нюд и монстры: чем на самом деле занимаются визажисты

Рассказываем, с какими трудностями встречаются мейкап-артисты и художники по гриму, на что тратят и чем зарабатывают.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Выбирать эффектную косметику, делать лица неотразимо прекрасными и превращать людей в волшебных персонажей — звучит как дело мечты. Действительно, в индустрии красоты много магии, и работа в ней для многих со стороны выглядят чарующе.

С помощью профессиональных визажисток и художниц по гриму разбираемся, сколько в их труде творчества и сколько психотерапии, какими качествами должен обладать мейкап-артист и на чём нельзя экономить в этой сфере ни начинающим, ни профи.

Чем занимается визажист

Визажисты работают с внешностью людей: с помощью косметики, аксессуаров, инструментов создают определённые визуальные образы, учитывая запросы клиентов.

Распространена точка зрения, что визажисты создают исключительно красоту, улучшают черты лица, маскируют недостатки. Однако в реальности у них могут быть и другие задачи: изменить внешность человека, визуально подчеркнуть особенности или создать облик под конкретную задачу — в том числе без оглядки на конвенциональную привлекательность.

Часто визажисты не только наносят косметические средства на лица и тела, но и работают с волосами. Делают укладки — но не стригут и не проводят процедуры ухода, как парикмахеры.

Слева укладка для фотосъёмки. Справа макияж для актёрского портфолио Светланы Зерновой
Фото: личный архив Екатерины Лихачёвой / Элен Нелидова

Вот некоторые обязанности визажистов:

  • Диагностика.

Мастера работают с внешностью конкретных людей, поэтому важно тщательно изучить тип кожи, анатомию лица, мимику и другие качества, чтобы правильно подобрать средства и методы макияжа.

  • Подбор косметических продуктов и инструментов.
  • Подготовка кожи и волос.

Важно понимать, что визажисты не косметологи и не проводят инвазивные или аппаратные процедуры, чтобы устранить проблемы. Они готовят кожу и волосы к нанесению косметики с помощью очищения и увлажнения — так, как художники готовят холсты.

  • Обучение и консультации.

Визажисты дают клиентам советы, как наносить тот или иной макияж, учат базовым техникам. Всё это — по запросу.

  • Санитария и гигиена.

Визажисты обязательно соблюдают стандарты гигиены для безопасности клиентов: дезинфицируют рабочие места, кисти, палитры и косметические средства между использованиями.

Екатерина Лихачёва

Визажист и стилист


— В эту профессию и приходят условно «после школы», и переходят с опытом в других сферах, и мне субъективно кажется, что сейчас статистически этот расклад стремится к 50/50.

Профессия стала более открытой, о ней больше рассказывают, и родители школьников уже не ужасаются представить: «Мой ребёнок — визажист/гримёр/стилист, а не юрист/экономист/переводчик». Они лучше понимают, что эта сфера уже стала стабильной — люди всегда будут собираться на свадьбы, корпоративы и дни рождения, какие бы времена ни были.

Визажист-стилист и художник по гриму: в чём различия

Профессии визажиста и гримёра достаточно близки, но не взаимозаменяемы. Визажист может быть художником по гриму, художник по гриму — визажистом или даже консультантом бьюти-бренда, но у каждой специализации есть свои нюансы.

Визажист с помощью косметики создаёт образ на основе внешности конкретного человека. Он может украсить, заметно откорректировать черты, но не создаст клиенту совершенно иную анатомию или характер.

Гримёр создаёт художественный образ. Его задача — преобразить героя для роли, обстановки, помочь с перевоплощением.

Фото: личный архив Ирен Дрими

Впрочем, когда речь идёт о гриме для кино или видеосъёмок, он может быть и не фантазийным, а вполне нюдовым. Поэтому провести чёткую черту между работой гримёра и визажиста легко только там, где нужно создать образ монстра, ведьмы, зомби или жертвы катастрофы: именно гримёр с помощью силикона, латекса и акриловой краски будет делать раны, шрамы, рога и прочие спецэффекты.

Слева макияж для персональной фотосессии, справа грим
Фото: Anastasiia Belova / Behance / личный архив Ирен Дрими
Кадр: «Бедные-несчастные» / Searchlight Pictures

Ирен Дрими

Гримёр и визажист


— Чтобы выбрать свою нишу, надо пробовать все занятия, искать, что в тебе откликается. «Удачно» выбрать может не получиться с первого раза, и это нормально.

В нашей профессии нишу можно менять много раз и даже просто потому, что меняетесь вы, ваши интересы и предпочтения. Сейчас такое время, когда мы не ограничены в попытках, что просто замечательно! Хочешь петь? Научись и пой. Хочешь писать картины? Пожалуйста!

Но важно делать то, что вам нравится, что приносит удовольствие. И не забывать о том, что люди — клиенты — чувствую вас, вашу любовь к какому-либо делу, видят вашу отдачу. Поэтому ваше дело надо ЛЮБИТЬ и ГОРЕТЬ им ✨

К чему нужно быть готовым

Несмотря на то что профессия визажиста уже достаточно распространённая, и опыт макияжа от мастера приобретают всё больше «обычных» людей, не кинозвёзд и не телеведущих, вокруг неё остаётся немало мифов. Например, что эта работа — чистое творчество и вечный праздник блёсток, и что график можно выстраивать исключительно свободно.

Мы спросили у профи в визаже и гриме, с какими трудностями они столкнулись на старте карьеры и какие сложности их сопровождают в работе.

Инвестиции

— С точки зрения прагматической скажу так: вход в профессию небюджетный. Вы должны потратиться на обучение и на то, чтобы собрать рабочий кейс. Чтобы оставаться в профессии, также надо вкладываться в повышения квалификации, в съёмки с моделями, в рекламу.

Будьте готовы, что для развития себя как мастера вам постоянно необходимо будет покупать средства и инструменты, следить за новинками, проходить дополнительные обучения и работать над портфолио.

Екатерина Лихачёва

— Надо постоянно инвестировать в знания и кейс, хотя бы потому, что очень важно следовать тенденциям. Например, лет восемь назад было модно делать глазки визуально круглыми, сейчас же большинство просят сделать эффект «лисички» — и в освоение навыка, и в материалы надо вкладываться.

Скорее всего, вам также потребуется арендовать место или помещение, где вы сможете принимать клиентов и моделей. А ещё, возможно, приобрести хороший свет, чтобы снимать работы для портфолио и соцсетей.

Ирен Дрими

Поиск клиентов и дохода

— В первую очередь надо понимать, что в этой сфере первое время ты нарабатываешь имя и оттачиваешь навыки, поэтому сначала не будет большого и стабильного дохода. Цена на вашу услугу сначала будет не так высока, как вам хотелось бы. Если вдруг вы хотите заниматься макияжем с мыслью, что это быстрые деньги, то нет. Заработки придут с опытом, вашим ростом и с постоянной клиентурой.

Найти своих клиентов на самом начальном этапе было труднее всего (для меня). Я начала работать визажистом сразу, как только переехала в другой город — где, конечно, тебя никто не знает. Поэтому надо показывать себя, рассказывать, чем именно ты занимаешься, всем, с кем знакомишься.

Мне очень помогло, что я регулярно звала моделей и отрабатывала на них макияжи и укладки. Эти прекрасные девушки отмечали меня в соцсетях, и это хорошо работало.

Ещё мне очень повезло, меня «под крыло» взяла девочка, у которой была своя студия и с которой мы очень сдружились: она часто давала клиентов и брала с собой на свадьбы и мероприятия. Я очень благодарна ей.

Ирен Дрими

Фото: Sasha Ivatovich / Behance / Kamilla Hanapova / Behance

Критика

— Самое трудное — адекватно воспринимать критику.

Не расстраиваться, когда говорят «у вас дорого», «а за что такие деньги», «за такую сумму я и сама соберусь». Всё верно: у каждого есть выбор, оставьте человека наедине со своим решением, пожелайте найти своего мастера и идите дальше заниматься делами.

Помните, что ваша профессия — не хобби, это работа, и она должна оплачиваться и приносить прибыль. Не давайте себя обесценивать.

А вот в процессе макияжа или укладки важно не обижаться на клиента, если он вам что-то советует или хочет поправить вашу стрелку. Это его лицо, его голова. Будьте отзывчивыми, не закрывайтесь, и в тандеме у вас получится самый лучший результат, а клиент станет постоянным, потому что вы его услышали.

Екатерина Лихачёва

Продвижение

— Я начинала в 2016 году, и тогда трудностей особо не почувствовала, потому что было огромное желание влиться в классную новую вселенную — стремление реализоваться в новой профессии перекрыло все сложности. Но мир поменялся, теперь другие скорости, а «бьютиков» стало очень много. Новичкам тяжелее быть заметными.

Поэтому будьте готовы к тому, что недостаточно просто обучиться макияжу и укладкам — от этого у вас клиенты в очередь не выстроятся. Надо уметь рассказывать о себе через социальные сети, рекламные площадки и даже чаты домов, всеми адекватными способами.

В целом развивать нетворкинг и нравиться даже звёздным клиентам очень просто: хорошо сделай свою работу, без заискивания, и чтобы селебрити смог смотреть, не отрываясь, в телефон. А для продюсера, на которого ты сможешь рассчитывать в следующих проектах, важен тайминг на съёмках и чтобы от тебя клиент вышел в нормальном настроении.

Екатерина Лихачёва

Сезонность

Часто лето — горячая пора для визажистов, особенно тех, кто работает со свадьбами. В холодное же время года всплески клиентской активности происходят разве что в предпраздничные недели. Но может быть и наоборот, например в сфере театра и видеосъёмок.

— Наша работа нерегулярна. У визажиста должны быть подготовлены продукты и сервисы, которые помогают оставаться на плаву в несезон. Например, если вы работаете с частными клиентами, в январе делайте упор на продвижение курса «макияж для себя».

Екатерина Лихачёва

Нестабильный график

— В начале карьеры мне было сложно принять тот факт, что иногда клиентов надо собирать ОЧЕНЬ рано или ОЧЕНЬ поздно 😄 Я училась на визажиста, думая, что всегда буду работать только в обед 😄 А нет!

Но я люблю свою работу и своих девочек, поэтому готова быть на ногах в любое время.

Ирен Дрими

Психологические ресурсы

— Неожиданно трудным оказалось понять, что быть мастером — это не значит быть феей красоты и «я вся такая творческая личность». В первую очередь это слышать потребности других, любить людей пока они находятся у тебя в кресле, быть открытым к диалогу и создавать пространство, где людям комфортно находиться, где их не осуждают, а принимают, при этом оказывают услугу профессионально и согласно таймингу.

Чтобы работать с людьми на таком близком расстоянии и в таком субъективном мире, как «красота», надо быть психологом.

Чаще всего на макияж приходят клиентки 28+, поэтому комфортнее для мастера, когда ты входишь в эту профессию сам в возрасте от 25, с финансовыми накоплениями, хоть каким-то опытом жизни и работы за плечами. При этом сейчас есть прекрасные талантливые молодые девушки-блогеры, которые дадут фору по техникам макияжа многим визажистам, но им просто сложнее красить кого-то и находить общий язык с клиентами.

Екатерина Лихачёва

— Визажист — часто мастер тире подружка тире психолог: клиенты доверяют и рассказывают о своей жизни. С одной стороны, это означает, что с человеком отличный контакт, с другой — ты этически не можешь никому передавать информацию и, как и психолог, секреты хранишь.

Ирен Дрими

Где работают визажисты

Как правило, у мейкап-артистов редко бывает работа на одном месте. Эта профессия предполагает и физические перемещения, и регулярную смену проектов. Например, визажист может работать:

  • в салоне или бьюти-кабинете;
  • в департмент-сторе как мейкап-консультант солидного бренда;
  • в фотостудиях;
  • на разъездах по мероприятиям и по домам частных клиентов;
  • на съёмочных площадках и за кулисами перформансов.

Часто визажисты — фрилансеры и сами организовывают своё участие в проектах, занятость и график. А вот постоянная работа на одном месте и с предсказуемым графиком возможна скорее у театральных гримёров.

Фото: Maison Margiela

Теперь посмотрим, какие главные направления и ниши есть в этой профессии.

Свадебный макияж и укладки

В работе над образом невест и гостей мероприятия есть особенности. Например, для девушек это часть праздника и важный ритуал, к которому мастер должен относиться трепетно. Технически же это смесь макияжа нюдового и вечернего и грима, чтобы он держался без дефектов целый день и позволил выглядеть прекрасно при любом освещении.

Фото: личный архив Екатерины Лихачёвой
Фото: Ekaterina Lysova / Behance / Vogue / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture

Макияж для частных фотосессий и мероприятий

Это растущая ниша: постепенно всё больше людей понимают, что для семейной фотосессии, корпоратива или портрета в резюме лучше доверить своё лицо и волосы профессионалу.

Но если «обычные» клиенты редко заказывают такие услуги, то для селебрити, известных блогеров, актёров и других публичных лиц макияж от визажиста — обыденный и даже обязательный сервис.

Фото: личный архив Екатерины Лихачёвой
Фото: Joe Seer / Shutterstock

Макияж для рекламы и съёмок каталогов

В этой нише редко бывают креативные задачи. Обычно макияж модели, которую нанимают для съёмок одежды, аксессуаров или других товаров, должен быть минималистичным, нюдовым, но идеального уровня проработки.

Фото: Svetlana Zhitkevich / Behance
Изображение: Polina Tikhonova / Befree

Грим для ТВ-съёмок, подкастов и лекций

Реклама — ещё одна область работы визажистов, где редко требуется творческий разгул, хотя нужно тщательно прорабатывать образы героев: с помощью макияжа делать их нейтральными или, наоборот, вызывать у зрителей нужные эмоции.

А в гриме для интервью, выступлений или обучающих видеозаписей задача мейкап-артиста — не только подготовить людей, особенно непрофессиональных спикеров, к яркому студийному свету, но и придать им уверенность в себе.

Кадр: «Яндекс Маркет»

Кино, театр и музыкальная индустрия

В этой области уже работают в основном профессиональные художники по гриму. Или — визажисты, которые освоили дополнительные навыки, техники и материалы.

Изображение: Kat Makarova / Behance
Фото: Teatro Alla Scala / Google Arts and Culture / English National Ballet / Google Arts and Culture

Грим для кино, театра, музыкальной сцены или съёмки клипов необязательно означает, что придётся отрисовывать лица волшебников или Чужих. Его главная функция — создать образ, попасть в роль, и для этого может потребоваться незаметный для зрителя вид «чистого листа», за которым стоит долгая работа вместе с режиссёром, оператором, сценографом, костюмером и другими профи на площадке.

Кадр: фильм «Троица» / Planeta Inform Film Distribution
Кадр: фильм «Чистая» / Moscow Film School

Артистический макияж

В этом направлении визажисты и художники могут развивать свои творческие способности на максимум. Подобные эксперименты с лицами, волосами и телами может быть и коммерческими проектами, и личными. В первом случае заказчиками могут быть участники перформансов, а во втором — сами мастера: можно создавать удивительный мейк и грим для своего креативного портфолио или социальных сетей, чтобы впечатлять аудиторию и растить свою узнаваемость.

Фото: личный архив Ирен Дрими
Изображение: John Olson / Behance

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована