Дизайн
#подборки

Нелюбимые дети Москвы: гид по лужковской архитектуре

Отправляемся по городу короткой памяти — идём от Курской до Маяковской.

Фото: Vladimir Zhupanenko / Shutterstock

Как бы кто к ней ни относился, лужковская архитектура оставила довольно много отпечатков на теле Москвы. Эклектика, китч, сочетание несочетаемого — всё как в жизни. Но что, если взглянуть на здания нулевых внимательнее?

Составили маршрут по самым ярким представителям ушедшей (но не совсем) эпохи, чтобы вы увидели знаковые архитектурные объекты в их искренности.

Маршрут в Google Maps

Маршрут в «2ГИС»

Время в пути: от 1,5 до 4 часов пешком — зависит от скорости шага и остановок.

Что такое лужковская архитектура

Лужковская архитектура, мне кажется, всё-таки ближе к «Культуре Один», чем к «Культуре Два», потому что в ней нет монументальности. Это какая-то разухабистая игра со стилями, в ней есть какой-то балаган, некая свобода. Вот архитектор говорит: «Теперь всё можно, всё дозволено».

Культуролог ВЛАДИМИР Паперный в интервью журналу «Сеанс», 20.04.2015


* Культура Один и Культура Два — аналитические модели авторства Паперного. Если говорить поверхностно, Культура Один — это двадцатые годы, Культура Два — сталинская эпоха.

Специфический визуальный стиль крупных московских зданий, жилых и коммерческих, которые возводили с середины 1990-х по середину 2000-х, называют лужковским по фамилии мэра, правившего столицей с 1992-го по 2010-й. Нельзя сказать, что он был прямым заказчиком этих проектов и лично подбирал их под конкретную эстетику — градостроительной политикой занимались другие люди.

Но при Лужкове благодаря многим социальным, культурным и, конечно, денежным причинам сложилась атмосфера, в которой расцвела эта архитектурная манера.

Фактически лужковский стиль — это постмодернизм, который пришёл на свободный российский рынок к середине 1990-х. Для него характерны:

  • Свобода от ограничений исторической городской среды, нравов и единообразия эстетики.

    Новый проект ничего не должен старым.
  • Метафоры и цитаты.

    В лужковской архитектуре есть всё: и древнеримские элементы, и неорусские, и конструктивизм, и сталинский классицизм, и Париж барона Османа, и минареты, и пирожные. Элементы куда-то иронично отсылают, что-то иронично сплетают и создают ироничные сюрреалистичные картины.
  • Дорогие проекты.

    Это была эпоха экономического роста, расцвета иностранных инвестиций и показных трат.
Фото: Aleksei Golovanov / Shutterstock
  • Недорогие материалы.
    Элементы архитектурного декора могут быть из пластика и покрыты плёнкой под мрамор, портики — гипсокартонными. Здания и комплексы возводили быстро, и культа природных или инновационных экологичных материалов ещё не существовало.
Лужковский бизнес-центр на Воздвиженке. Ровно здесь же стояло модерновое здание Военторга 1913 года: в 2003-м его снесли и в 2008-м сдали этот объект
Фото: Stanislav71 / Shutterstock
К лужковской архитектуре относят и объекты, воссозданные под старину, но не исторически точно: новодельные Измайловский Кремль, дворец царя Алексея в Коломенском, часть стены и башню-ресторан Китайгородской стены
Фото: Shakko / Wikimedia Commons

ТРК «Атриум»


Земляной Вал, 33

Один из самых крупных торговых центров Москвы построили в 2002 году. Это мощное здание сразу же скрыло от Садового кольца (да и всех нас) Курский вокзал.

Его архитектура — образец московского сюрреализма: на первый взгляд кажется приличной, но чем дольше смотришь, тем больше обнаруживаешь несоответствий и сбоев в визуальной логике. Башенки, купола, меняющиеся высоты и объёмы, карнизы, остеклённые галереи, полуарки и сталинские прямоугольники.

Это здание могло бы быть римской руиной, над которой люди веками возводили строения по своему вкусу, но мы точно знаем, что это образец гипсокартонной современности.

В чём претензия к зданию

Архитекторы решили не учитывать панораму магистрального Садового кольца и контекст советского модернизма в виде вокзала и его площади. «Атриум» просто отодвинул их и оставил на задворках своих объёмов.

Теперь, когда отправляешься с Курского, создаётся некомфортное ощущение, будто бы протискиваешься в него через чёрный ход и складские подъезды торгового центра.

Со стороны фасада Курского вокзала открывается вид на заднюю сторону торгового центра с его техническими подъездами.

Фото: Orini / Shutterstock

В чём его плюс для города

В жирнеющие двухтысячные здание «Атриума» стало точкой притяжения и Басманного района, и всей Москвы. Здесь открывали флагманские магазины главных модных и бьюти-брендов — например, «Арбат Престиж» и первый в России Uniqlo. В торговом центре можно было и сходить в кино, и в «IL Патио», и в H&M.

А ещё — увидеть современный стрит-арт. Стены комплекса с 2018 года служат полотном для знаменитых художников граффити.

«Атриум» возвели ровно на том месте, где на этой фотографии парковка автомобилей и трамвайные рельсы
Фото: С. А. Тархов «История Московского трамвая», 1999 / Danushka / Pastvu
Таким был Курский с 1896-го до 1968-го. Вид с Садового кольца, середина XX века
Фото: Nekogda / Pastvu
Вид «до»: площадь, на которой при Лужкове возвели «Атриум»
Фото: lion78 / Pastvu
Вид «после»
Фото: BestPhotoPlus / Shutterstock
Стрит-арт мировой знаменитости Шепарда Фейри. Это оммаж работам Родченко
Фото: Atrium Moscow

Дом-яйцо


Машкова, 1

Джефф Вандермеер с «Аннигиляцией» скатывается с подмостков, когда на сцену выходит дом-яйцо, спроектированный архитекторами Сергеем Ткаченко и Олегом Дубровским как шутка и венец постмодернизма. Здание с 2002 года удивляет своим колоритом — оно будто сошло со страниц романов фантастов-символистов.

Дом-яйцо словно прилепилось к «обычному» восьмиэтажному дому и взбадривает тихую роскошь московского центра. По замыслу архитекторов это пятикомнатный особняк для частной жизни: внутри есть лифт, винтовая лестница, сауна, снаружи — выдающаяся отделка. Это будто модерн, перелетевший в атомную эру и выкрученный на максимум.

В чём претензия к зданию

Его форма, мягко говоря, необычна. Да, это крупный арт-объект, но, по мнению многих, в жилой городской среде он выглядит инородно, будто его случайно обронили на этом месте.

Начало улицы Машкова в советское время. Дом-яйцо появится через 25 лет за той оградой, вдоль которой идут двое
Фото: Журнал «Городское хозяйство Москвы», 1977 г, Выпуск №7 / Исполком Моссовета / Pastvu

В чём его плюс для города

Дом-яйцо — туристическая достопримечательность и городской мем. По словам Ткаченко, «Юрий Михайлович и знать не знал ничего про это яйцо», но он стал памятником вседозволенности (по крайней мере визуальной) лужковской эпохи: тысячи невыносимо ярких рекламных растяжек и билбордов, закрывавших улицы и небо в столице в начале 2000-х, исчезли, а он стоит.

Дом-яйцо безуспешно (пока что) продаётся с 2007 года: всего 400 000 000 рублей, и вуаля, вы известны на всю Москву. Правда, и ваш адрес тоже.

Фото: Baturina Yuliya / Shutterstock
Архитектура дома-яйца иронично играет с известнейшими артефактами русской культуры — яйцом Фаберже и купеческим самоваром
Фото: The Walters Art Museum / Google Arts and Culture / Музей Фаберже / Google Arts and Culture

Театр Et Cetera


Фролов переулок, 2

Итак, вы прошли Чистопрудный бульвар и смотрите в переулок, выходящий к метро «Тургеневская». С 2005 года здесь вздымается театр Et Cetera под руководством Александра Калягина.

Хочешь — не хочешь, здание само бросается в глаза и демонстрирует густой коктейль классики и современности а-ля рус: декоративные арки, резные наличники, башня-гвоздь, стеклянные фасады полосками и конструктивистские параллелепипеды — всё при нём.

Проект создавался с учётом идей самого актёра и режиссёра Калягина.

Фото: E.O. / Shutterstock

В чём претензия к зданию

Хаос лужковского постмодернизма. Формы слишком резко контрастируют с окружающей исторической застройкой.

Не все горожане поняли и приняли идею, что фасад театра отражает творческий полёт, праздничность «выхода в люди» и эксперименты с жанрами.

В чём его плюс для города

Техническое оснащение театра, его репертуар и труппа делают Et Cetera важным местом культуры, даже если архитектура до сих пор вызывает вопросы.

На месте, где возвели театр, стояла церковь Флора и Лавра. Её снесли в 1934 году
Фото: Public Domain
Фото: volkova natalia / Shutterstock
Внутренняя отделка и обстановка в Et Cetera — тоже полная эклектика. В зрительном зале есть и барочные кресла, и классицистские, и медиевальные, в холлах стоят бытовые кадки с пальмами, а балясины перил —  с неорусскими резными шариками
Фото: mos.ru / Et Cetera

А теперь можно взять паузу и изучить AR-проект студентки ШД НИУ ВШЭ Александры Осиповой, где главный герой — Франкенштейн-театр Et Cetera.

Изображение: Александра Осипова / НИУ ВШЭ

ТЦ «Наутилус»


Никольская, 25

Он просился на первое место в гиде, но мы решили идти к нему последовательно. Этот объект чаще других называют главным образцом лужковского стиля и едва ли не топ-1 по уродливости в городе: торговый центр своим футуристичным видом и неравным браком стекла и металла отдалённо напоминает обломок европейского молла из конца 1990-х.

Фото: Vladimir Zhupanenko / Shutterstock
Фото: Arsenie Krasnevsky / Shutterstock

«Наутилус» стал одним из символов эпохи безудержного потребления в Москве. Может быть, не первой в истории города, но первой капиталистической.

До революции здесь располагалась церковь Пантелеимона Целителя
Фото: МАММ / МДФ / «История России в фотографии»
В советское время, после масштабной реконструкции Театрального проезда в конце 1940-х, на этом закруглённом пересечении улиц был просто сквер с палаткой, где продавались напитки
Фото: huck / Pastvu
В самом начале 1990-х на этом месте сложился стихийный рынок: люди торговали своими вещами. Позже появились торговые павильоны из металлоконструкций и стекла. Потом — «Наутилус»
Фото: «Виртуальный музей Москва»

«Наутилус» зовёт в кругосветку

В Москве открыт новый торговый дом.

<…> Капитан, то бишь генеральный директор «Наутилуса» Лев Новиков ответил на вопросы корреспондента ВМ.

— Лев Михайлович, вы, наверное, знаете, что старую торговую триаду ГУМ — ЦУМ — Детский мир называют Бермудским треугольником. Люди, попадающие сюда, не скоро возвращаются домой или на работу. Теперь это место вполне можно назвать шестиугольником, ведь за последнее время образовались ещё три мощные точки: Манеж — Новый Пассаж — и ваш «Наутилус». Не думаете, что на всех покупателей не хватит?

— Торговли много не бывает. <…>

Вечерняя Москва, выпуск 1 июня 1999 года

В чём претензия к зданию

Абсолютно не вписывается в архитектурный ансамбль центра Москвы и обезображивает панораму Лубянской площади.

В чём его плюс для города

Место привлекает внимание своим крышесносным фасадом и стало культовым у любителей футуристики. И любителей трофейных активов: это здание в 2019 году перешло неизвестным владельцам.

Охотный Ряд


Манежная пл., 1, стр. 2

Кто из москвичей и едва переехавших сюда на учёбу не тусовался «на Охотке»?

Этот подземный комплекс, уходящий вглубь на три этажа, открыли в 1997 году — к масштабному празднованию 850-летия Москвы. Надземная часть была устроена как каскад небольших террас с фонтанами и клумбами, а в торговых рядах разместились модные магазины, где цены были указаны не в рублях, а в «у. е.».

Центральная часть, украшенная стеклянным куполом с вращающимся глобусом и застывшим Георгием Победоносцем, стала эмблемой Лужковского стиля. ​​

Фото: ilmarinfoto / Shutterstock
До 1930 года на этом месте был сквер. Позже все здания снесли и проложили широкую улицу по-новому
Фото: Музейное объединение «Музей Москвы» / Госкаталог.рф

Дизайнером на проекте работал Зураб Церетели. За обилием вывесок, рекламы и торгового декора это заметить непросто, но каждый подземный уровень оформлен в разных стилях — от барочного до модерна.

Фото: Pili Greem / Shutterstock

В чём претензия к зданию

Это было не просто смело, а амбициозно смело — разместить подземный торговый центр прямо в историческом центре. Его система переходов навсегда изменила восприятие пространства Манежной площади: исторические здания МГУ и Манежа потеряли в масштабе, а старинный Александровский сад будто стал едва заметным районным сквером.

До строительства торгового центра эта территория была проезжей. На фото демонстрация 1991 года, люди идут по автомобильной дороге
Фото: Григорий Шмерлинг / Pastvu
Митинг ещё раньше, в 1990 году
Фото: Ельцин Центр / «История России в фотографиях»
Тот же ракурс: начальный этап строительства торгового центра, 1995 год
Фото: Музей Москвы / «История России в фотографии»
Проект тотальной переделки пространства Неглинной и Манежной позволила проводить крупные археологические раскопки. Во время них обнаружили много исторических артефактов и древних московских стен. В 1997 году там же, по адресу Манежная площадь дом 1 открылся Музей археологии Москвы — и тоже подземный
Фото: Архив Валерия Усманова / «История России в фотографии»
Фото: mos.ru

В чём его плюс для города

«Охотный ряд» — значимая городская (молодёжная!) и туристическая точка, удобный шопинг в самом центре столицы, да и от непогоды всегда можно укрыться.

Фото: Ovchinnikova Irina / Shutterstock

ЖК «Патриарх»


Малая Бронная ул., 44

Финальная точка маршрута и неподъёмный люкс — элитный жилой комплекс «Патриарх» на Патриарших. Гиды и таксисты уверенным тоном рассказывают туристам, что Алла Пугачёва хотела, чтобы ей подарили здесь квартиру.

Скорее всего, это городской слух, но совершенно точно, что в этом доме поселилось сразу несколько архитектурных традиций: греческие волюты, ротонда, классические колонны, небоскрёбные стеклянные вставки и элементы сказочности. У жилого комплекса свой герб с лавровым венком.

Винтовая лестница, уходящая в небо и в никуда, так и манит, будем честны.

Архитектором дома был уже встреченный нами Ткаченко, который хотел построить на этом месте 12-этажный дом-яйцо (не вышло) или хотя бы поставить яйцо на крыше.

Фото: mos.ru
Дом по адресу: Малая Бронная, 44, фотография до 1930 года. Был снесён позднее 1963 года
Фото: «Государственный центральный музей современной истории России» / Госкаталог.рф

В чём претензия к зданию

Дорого, пафосно, спорно и слишком огромно в контексте приличных «доходняков» Патриарших — это место кричит о статусе, забыв об эстетике. Иронично, что оно соседствует с домом Московского архитектурного общества 1913 года постройки.

Зачем над гигантской тарталеткой возвышается выпрямленная башня Татлина? Кто забыл на балконах монументальные фигуры героев соцреализма?

В чём его плюс для города

ЖК «Патриарх» — однозначно символ эпохи лужковского постмодернизма. По его архитектуре как по учебнику с картинками можно читать историю цивилизации, которая пришла к открытию: «Если хочется, делай».

Фото: E.O. / Nina Alizada / Shutterstock

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!



Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞
За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована