LONG LIVE THE LOGO!
Арт-директор Стас Жицкий рассуждает о том, почему бизнес невозможен без логотипа и какую роль он играет в подаче бренда.
Иллюстрация: Катя Павловcкая для Skillbox Media
Стас Жицкий
Дизайнер, художник, арт-директор, копирайтер, колумнист, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ. Обладатель более 30 премий и наград в области дизайна, в том числе Good Design и RedDot. Член жюри фестивалей Cannes Lions, Eurobest, AD Stars.
Автор книги «Притчетерапия, или Книга смыслей о маркетинге» (в соавторстве с Сергеем Кужавским). Был постоянным автором журнала «Сноб», публиковался в журнале о графическом дизайне [кАк), изданиях «Креативный директор», «Ведомости».
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
А. С. Пушкин
LONG LIVE THE LOGO: c английского языка это выражение переводится буквально не как «Да здравствует!», а именно как «Долгой жизни!» (что почти одно и то же, если углубиться в семантические дебри, но кто ж безбоязненно туда заходит?).
Это я к чему? Да к тому, что логотип в семействе продуктов графического дизайна умрёт последним. Но, скорее всего, вообще не умрёт. Да нет, точно не умрёт.
Потому что он для бренда (или компании, или бизнеса) сродни фотографии в паспорте, логотип — пожалуй, единственный идентификатор вашей коммерческой личности. Это как раз и есть имя, если разбираться онтологически.
Вот, смотрите: в Москве напрочь вымерли рекламные билборды, остались только жалкие единичные сити-форматы с ездящими по вертикали картинками, на которые никто особо не глядит. Что происходит в телевизоре — не знаю, приличные люди его не смотрят. Интернет мне подсовывает совсем не творческим способом уральские кованые топоры (я уже купил один, чтобы колоть дрова, мне больше не нужно, но подсовывать продолжает, зараза, как будто у меня есть пять рук для этих топоров) и ещё зачем-то показывает женщин в соблазнительных почти отсутствующих бикини (не будем уточнять, почему меня эдак затаргетировали). Ещё он призывает посмотреть сериал, который мной уже скачан, и вообще втюхивает мне товары и услуги, которые пригодились, но больше не нужны и нужны в обозримом будущем не будут.
Интернет делает это беззастенчиво и неэстетично, бездизайнерски: формат микробаннера не позволяет развернуться творческой фантазии.
Где ещё мы поневоле можем столкнуться хоть с каким-нибудь графическим дизайном?
В почтовом ящике — там лежат листовки, наивно призывающие меня сдать квартиру работнику Тюменской нефтяной компании или вообще продать её на фиг какому-нибудь инвест-риелтору. На прочей газетной бумаге, засунутой в тот же почтовый ящик, — её я использую для растопки печки, где лежат наколотые уральским кованым топором дубовые дрова, купленные без использования графического дизайна через тупое объявление на столбе. В газетах много объявлений, но я даже не знаю, что там написано, — неуклюжесть использования дизайн-инструментария не позволяет глазу выцепить хоть что-нибудь уникальное.
Где ещё мы можем столкнуться с графическим дизайном?
На вывесках магазинов, лейблах одежды, автомобильных шильдиках, упаковках товаров в супермаркете. И везде это будет — что? Правильно, дети! Это будет логотип, имя!
Поскольку это он и только он — константа в нашем постоянно мимикрирующем мире, это он нам нужен для того, чтобы нас ни с кем не перепутали, это он позволяет безошибочно отделить пепси-колу от кока-колы, бентли от роллс-ройса и дольчегаббану от луивиттона. Он и только он остаётся единственным ориентиром в мультибрендовой хаотической вселенной, только он даёт нам потребительские координаты.
Не очень-то и важно, плохой он или хороший, но он нас хоть как-то ориентирует.
Есть в имени много чего. Как Пушкина ни крути. И в его (имени, не Пушкина) изображении много чего есть. Даже логотипность имеется. Вспомните характернейший пушкинский автопортрет — чем не лого?..