Дизайн
#статьи

Красивые, милые, метафоричные: 8 книжных логотипов

Посмотрите на самые интересные лого современных издательств — российских и иностранных.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Для любой компании важен логотип — это один из главных индикаторов бренда, наряду с названием и характерным цветовым оформлением. Книжный бизнес не исключение: многие покупатели легко находят книги любимых издательств по узнаваемым знакам.

Обычно логотипы отражают историю компании или особенности продукции. Но книгоиздание, помимо коммерческой составляющей, обладает определённым философским шлейфом, и это отражается в лого. Готовы проникнуться?

«Альпина Паблишер»

Бестселлер: руководство по работе с текстом «Пиши, сокращай» от Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой (2016 год). В 2024-м вышло обновлённое издание — «Пиши, сокращай — 2025».

В начале 2024-го издательство нон-фикшен-литературы «Альпина Паблишер» провело ребрендинг, в том числе обновился логотип. Редизайн сделала студия DesignWorkout.

Раньше книги «Альпины» можно было узнать по названию издательства, набранному гротеском оранжевого цвета, и характерной рисованной букве А. В новом варианте логотип стал чёрно-белым, леттеринг пропал. Название теперь выполнено рукописным шрифтом и очерчено тонким овалом.

Получилось минималистично, непосредственно, а потому — искренне и тепло. Такого результата и добивалась команда дизайнеров — отразить живой, человечный подход сотрудников издательства к своей работе:

В нашем офисе есть целая стена, на которой редакция от руки оставляет заметки на цветных листочках. Именно об этом наш новый логотип: несовершенный и неповторимый человеческий почерк и штучный подход к каждому нашему проекту.

Изображение: «Альпина Паблишер»
Сокращённая версия нового логотипа
Изображение: «Альпина Паблишер»

«АСТ»

Бестселлер: одно из главных изданий последних лет — роман «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной (издан в редакции Елены Шубиной).

С 1990-х издательство почти не меняло свой логотип, оставаясь верным рукописной аббревиатуре с акцентной Т, напоминающей «дружелюбный» кактус.

В 2014 году издательская группа обратилась в бренд-лабораторию AdWorm за редизайном. Дизайнеры не стали кардинально менять логотип, а сделали его более изящным и проработанным — буквы обрели плавные выверенные очертания, без рукописной дрожи. Буква Т превратилась в контур без заливки.

Старый логотип издательства: неровные буквы словно неверной рукой выведены в Paint (возможно, в 1990-х так оно и было)
Изображение: издательство «АСТ»

«Росмэн» (Россия)

Бестселлер: серия книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг. Права на перевыпуск уже давно принадлежат другому бренду, однако в сердцах читателей остаётся первое российское издание от «Росмэна».

В 2021 году «Росмэн» провели редизайн. Долгие годы книги издательства можно было узнать по силуэту слона, стоящего на задней лапе и держащего хоботом связку воздушных шаров.

В новом варианте логотипа от студии Suprematika шарики исчезли, а слон стал более основательным, характерным: схематичная фигура выглядит массивно и уверенно, у него появился «взгляд». Возможно, именно благодаря этому персонаж выглядит живым, любопытным — отличный вариант для издательства, специализирующегося в первую очередь на книгах для детей.

В новом логотипе поменялся и шрифт: вместо изящной антиквы с тонкими росчерками стали использовать основательный гротеск

Изображение: Vladimir Lifanov / Vera Ivanova / Dasha Grekova / Vyacheslav / Nazarenko / Ksenia Alexandrovna / Mikhail Lobov / Behance
Изображение: Vladimir Lifanov / Vera Ivanova / Dasha Grekova / Vyacheslav / Nazarenko / Ksenia Alexandrovna / Mikhail Lobov / Behance
Бонус для ностальгирующих: на первых изданиях «Гарри Поттера» от «Росмэна» можно увидеть один из старейших логотипов издательства — изображение шляпы-котелка перед раскрытой книгой
Фото: BOOK_LANE / Ozon

«МИФ»

Бестселлер: выбрать одну книгу сложно, ведь за последние десять-пятнадцать лет многие проекты издательства «МИФ» входят в топы продаж. Но среди изданий, которые наверняка будут знакомы многим (хотя бы по обложке), — «Важные годы» Мэг Джей, «Выбор» Эдит Эвы Эгер или «Клуб убийств по четвергам» Ричарда Османа.

Изначально «МИФ» занимался изданием деловой литературы — по бизнесу и маркетингу. Название издательства прочно ассоциировалось с фамилиями создателей, от которых и появилась знаменитая аббревиатура, — Манн, Иванов и Фербер. Однако компания развивалась, расширялась, и пришло время наделить её логотип новыми смыслами.

В 2022 году дизайн-бюро «Щука» разработало для «МИФа» новую айдентику. Поменялся и логотип. Теперь название издательства набрано уверенным гротеском Aeroport, а вместо буквы Ф используется знак бесконечности — метафора вечного потока изменений и познания. Причём Ф в таком варианте может использоваться и самостоятельно как сокращённый логотип.

Изображение: ​​Shuka Design / Behance
Изображение: ​​Shuka Design / Behance

Penguin Random House

Бестселлер: «До встречи с тобой» Джоджо Мойес.

В 2013 году два издательских гиганта провели слияние, объединив под именем Penguin Random House около 300 импринтов. Компания обратилась к студии Pentagram за новой айдентикой: в ней должны были остаться отсылки на узнаваемые фирменные стили Penguin и Random House и при этом прослеживаться единство бренда.

Новый логотип сочетает главные символы обоих издательств: знаменитый пингвин в овале с оранжевой заливкой, созданный в 1935 году Эдвардом Янгом для издательства Penguin, и чёрно-белое схематичное изображение особняка. Random House почти столетие использовало в качестве логотипа одну из иллюстраций Рокуэлла Кента для первой книги издательства — «Кандида» Вольтера.

Для ребрендинга сделали несколько вариантов логотипов для разных импринтов и вариантов использования.

Текстовый логотип, набранным тонким шрифтом Shift. Оранжевые линии — отсылка к многолетней стилистике издательства Penguin
Изображение: Penguin Random House
Вариант логотипа с изображением пингвина и текстовым названием для разных регионов
Изображение: Penguin Random House / Pentagram
Логотип с использованием обоих знаковых изображений — пингвина и особняка
Изображение: Penguin Random House

Bloomsbury

Бестселлер: не «Гарри Поттером» единым — в издательстве выходили бестселлеры «Голландский дом» Энн Пэтчетт и «Теория трёх тел» Лю Цысиня.

У Bloomsbury один из самых необычных современных издательских логотипов. Это изящная фигура древнеримской богини охоты Дианы, целящейся из лука. Рука богини и изгиб лука образуют букву B — намёк на название издательства.

Почему одна из сооснователей Bloomsbury Лиз Колдер предложила в качестве символа издательства именно эту богиню — неизвестно. Однако логотип прижился и вот уже почти 40 лет украшает книжные обложки. Дизайн выполнило британское агентство Newell & Sorrell.

Логотип Bloomsbury на корешке серии книг о Гарри Поттере
Изображение: Bloomsbury

Simon & Schuster

Бестселлер: «Диана» Эндрю Мортона, «Медвежий угол» Фредрика Бакмана.

Издательство Simon & Schuster было основано в 1924 году. За это время логотип компании обновлялся несколько раз, однако его центральная идея была неизменна.

Считается, что логотип издательства вдохновлён картиной Жана-Франсуа Милле «Сеятель» 1950 года. По легенде, издатели Ричард Саймон и Линкольн Шустер увидели эту картину вскоре после основания компании, и образ человека, рассыпающего зерно, стал для них метафорой того, как книги помогают сеять мудрость. С тех пор этот образ — ключевой в брендинге Simon & Schuster.

Изображение: Simon & Schuster

August House

Бестселлер: «Смех в Аппалачах» Лойала Джонса и Билли Эдда Уилера.

August House издаёт иллюстрированные книги, справочники, сказки и сборники рассказов для детей, в первую очередь обращаясь к устному творчеству и культуре разных народов. Это добрые книги для детской аудитории, и символ у издательства соответствующий.

Логотип August House — чёрно-белый контур очень схематичного дома в овальной рамке. Однако в окнах этого дома горит жёлтый свет, и вот уже простой рисунок становится тёплым и уютным.

Ещё одна милая деталь — в одном из окон нарисована лампа
Изображение: August House
Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована