Красивые, милые, метафоричные: 8 книжных логотипов
Посмотрите на самые интересные лого современных издательств — российских и иностранных.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Для любой компании важен логотип — это один из главных индикаторов бренда, наряду с названием и характерным цветовым оформлением. Книжный бизнес не исключение: многие покупатели легко находят книги любимых издательств по узнаваемым знакам.
Обычно логотипы отражают историю компании или особенности продукции. Но книгоиздание, помимо коммерческой составляющей, обладает определённым философским шлейфом, и это отражается в лого. Готовы проникнуться?
Читайте также:
«Альпина Паблишер»
Бестселлер: руководство по работе с текстом «Пиши, сокращай» от Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой (2016 год). В 2024-м вышло обновлённое издание — «Пиши, сокращай — 2025».
В начале 2024-го издательство нон-фикшен-литературы «Альпина Паблишер» провело ребрендинг, в том числе обновился логотип. Редизайн сделала студия DesignWorkout.
Раньше книги «Альпины» можно было узнать по названию издательства, набранному гротеском оранжевого цвета, и характерной рисованной букве А. В новом варианте логотип стал чёрно-белым, леттеринг пропал. Название теперь выполнено рукописным шрифтом и очерчено тонким овалом.
Получилось минималистично, непосредственно, а потому — искренне и тепло. Такого результата и добивалась команда дизайнеров — отразить живой, человечный подход сотрудников издательства к своей работе:
В нашем офисе есть целая стена, на которой редакция от руки оставляет заметки на цветных листочках. Именно об этом наш новый логотип: несовершенный и неповторимый человеческий почерк и штучный подход к каждому нашему проекту.
«АСТ»
Бестселлер: одно из главных изданий последних лет — роман «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной (издан в редакции Елены Шубиной).
С 1990-х издательство почти не меняло свой логотип, оставаясь верным рукописной аббревиатуре с акцентной Т, напоминающей «дружелюбный» кактус.
В 2014 году издательская группа обратилась в бренд-лабораторию AdWorm за редизайном. Дизайнеры не стали кардинально менять логотип, а сделали его более изящным и проработанным — буквы обрели плавные выверенные очертания, без рукописной дрожи. Буква Т превратилась в контур без заливки.
«Росмэн» (Россия)
Бестселлер: серия книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг. Права на перевыпуск уже давно принадлежат другому бренду, однако в сердцах читателей остаётся первое российское издание от «Росмэна».
В 2021 году «Росмэн» провели редизайн. Долгие годы книги издательства можно было узнать по силуэту слона, стоящего на задней лапе и держащего хоботом связку воздушных шаров.
В новом варианте логотипа от студии Suprematika шарики исчезли, а слон стал более основательным, характерным: схематичная фигура выглядит массивно и уверенно, у него появился «взгляд». Возможно, именно благодаря этому персонаж выглядит живым, любопытным — отличный вариант для издательства, специализирующегося в первую очередь на книгах для детей.
В новом логотипе поменялся и шрифт: вместо изящной антиквы с тонкими росчерками стали использовать основательный гротеск
«МИФ»
Бестселлер: выбрать одну книгу сложно, ведь за последние десять-пятнадцать лет многие проекты издательства «МИФ» входят в топы продаж. Но среди изданий, которые наверняка будут знакомы многим (хотя бы по обложке), — «Важные годы» Мэг Джей, «Выбор» Эдит Эвы Эгер или «Клуб убийств по четвергам» Ричарда Османа.
Изначально «МИФ» занимался изданием деловой литературы — по бизнесу и маркетингу. Название издательства прочно ассоциировалось с фамилиями создателей, от которых и появилась знаменитая аббревиатура, — Манн, Иванов и Фербер. Однако компания развивалась, расширялась, и пришло время наделить её логотип новыми смыслами.
В 2022 году дизайн-бюро «Щука» разработало для «МИФа» новую айдентику. Поменялся и логотип. Теперь название издательства набрано уверенным гротеском Aeroport, а вместо буквы Ф используется знак бесконечности — метафора вечного потока изменений и познания. Причём Ф в таком варианте может использоваться и самостоятельно как сокращённый логотип.
Penguin Random House
Бестселлер: «До встречи с тобой» Джоджо Мойес.
В 2013 году два издательских гиганта провели слияние, объединив под именем Penguin Random House около 300 импринтов. Компания обратилась к студии Pentagram за новой айдентикой: в ней должны были остаться отсылки на узнаваемые фирменные стили Penguin и Random House и при этом прослеживаться единство бренда.
Новый логотип сочетает главные символы обоих издательств: знаменитый пингвин в овале с оранжевой заливкой, созданный в 1935 году Эдвардом Янгом для издательства Penguin, и чёрно-белое схематичное изображение особняка. Random House почти столетие использовало в качестве логотипа одну из иллюстраций Рокуэлла Кента для первой книги издательства — «Кандида» Вольтера.
Для ребрендинга сделали несколько вариантов логотипов для разных импринтов и вариантов использования.
Bloomsbury
Бестселлер: не «Гарри Поттером» единым — в издательстве выходили бестселлеры «Голландский дом» Энн Пэтчетт и «Теория трёх тел» Лю Цысиня.
У Bloomsbury один из самых необычных современных издательских логотипов. Это изящная фигура древнеримской богини охоты Дианы, целящейся из лука. Рука богини и изгиб лука образуют букву B — намёк на название издательства.
Почему одна из сооснователей Bloomsbury Лиз Колдер предложила в качестве символа издательства именно эту богиню — неизвестно. Однако логотип прижился и вот уже почти 40 лет украшает книжные обложки. Дизайн выполнило британское агентство Newell & Sorrell.
Simon & Schuster
Бестселлер: «Диана» Эндрю Мортона, «Медвежий угол» Фредрика Бакмана.
Издательство Simon & Schuster было основано в 1924 году. За это время логотип компании обновлялся несколько раз, однако его центральная идея была неизменна.
Считается, что логотип издательства вдохновлён картиной Жана-Франсуа Милле «Сеятель» 1950 года. По легенде, издатели Ричард Саймон и Линкольн Шустер увидели эту картину вскоре после основания компании, и образ человека, рассыпающего зерно, стал для них метафорой того, как книги помогают сеять мудрость. С тех пор этот образ — ключевой в брендинге Simon & Schuster.
August House
Бестселлер: «Смех в Аппалачах» Лойала Джонса и Билли Эдда Уилера.
August House издаёт иллюстрированные книги, справочники, сказки и сборники рассказов для детей, в первую очередь обращаясь к устному творчеству и культуре разных народов. Это добрые книги для детской аудитории, и символ у издательства соответствующий.
Логотип August House — чёрно-белый контур очень схематичного дома в овальной рамке. Однако в окнах этого дома горит жёлтый свет, и вот уже простой рисунок становится тёплым и уютным.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!