«За что такие деньги?»: сколько должны стоить дизайнерские предметы интерьера
Ищем ответы на два фундаментальных вопроса: почему так дорого и кто это покупает.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
За прошедшие три года в России доступный ассортимент материалов и мебели изменился. Дизайнеры интерьеров переключились на совсем других производителей, а отчаянные производители в свою очередь запустили новые продукты. И под каждой презентацией новых брендов и предметов в соцсетях стабильно появляется набор возгласов: «Это кому такие цены», «Совсем стыд потеряли», «Я на „алике“ куплю в пять раз дешевле».
Мы спросили у команды известного, но небольшого бренда мебели и интерьерных объектов Eburet, почему локальные вещи дороже IKEA, привезённой из-за границы, и что именно делает дизайн ценным.
Что определяет цену дизайнерских предметов?
— Есть три фундаментальных фактора, которые влияют на то, что вещи от российских производителей стоят достаточно дорого.
- Стоимость материалов и оборудования.
Во-первых, чем меньше партия, тем они дороже, а во-вторых, многие материалы заказываются из-за рубежа. Например, производители мебели всё ещё пытаются достать ткани из Италии.
Инструменты, детали и расходники сложно достать внутри России. Их заказывают из Китая и других стран, а это прямая зависимость от курсов валют.
- Труд специалистов.
В случае с Eburet создаёт предметы 3D-принтер, но до товарного вида их доводят люди. Они работают над каждым объектом и вкладывают свой труд.
- Высокие темпы инфляции.
Мы видим сильный рост цен даже в обыденности, и на стоимость предметов влияют расходы и на электроэнергию, и на аренду, которые тоже растут.
Если мы начнём продавать Eburet дешевле, мы ничего не заработаем на производство следующих «ебуретов» и закроемся.
Почему заказать Zara Home из-за рубежа через посредников дешевле, чем купить локальное?
Бывает, что заказать доставку товаров компаний, ушедших с рынка, выходит дешевле, чем купить подобный предмет у российского бренда. Из-за чего так получается?
Zara Home, H&M Home или лимитированные коллекции шведского гиганта — это массовое производство. Оно заточено под большие объёмы, высокую маржинальность. Товары выходят не обязательно низкого качества: они просто производятся в таком количестве, которое обычно делает каждую товарную единицу дешевле.

В то же время появилось достаточно много российских брендов, где цены сопоставимы с известным зарубежным массмаркетом. Но важно понимать, что у нас не будет таких «жёстких» распродаж, потому что:
- себестоимость производства в России сильно выше;
- партии сильно меньше, ведь мы работаем не на весь мир, а только на локальный рынок.
Мы в Eburet даже не можем считать своим рынком всю Россию, так как наша аудитория значительно меньше — в отличие от, например, бренда постельного белья «как в IKEA». У нас не очень большая аудитория и объёмы меньше, чем в «народном» массмаркете, и поэтому себестоимость единицы дороже.

В то же время качество зачастую намного выше, так как мы создаём качественную технологическую карту, вкладываемся в разработки и стараемся быть ближе к клиенту, чем массовые производители. Очень сложно получить подарок от Zara Home или какое-то суперсервисное отношение к себе, в отличие от российских интерьерных брендов, с которыми коммуникация устраивается достаточно персонализированно. Но для многих важно в том числе и личное отношение.
Вещи от мировых известных брендов в России в какой-то момент стали возводить в некий культ, а после ухода этих компаний для некоторых людей они стали ещё большей ценностью. Такова реальность, и это как будто бы нормы, в которых мы находимся.

Мы не всегда готовы платить за российские бренды и за что-то локальное, так как ощущаем, что вес бренда недостаточен. Кому-то действительно проще заказать Zara Home, чем ресёрчить незнакомое.

Фото: ZARA Home
С другой стороны, иногда стоит сделать упор на то, что да, российское с небольшого производства будет дороже или сопоставимо по цене, но а) это проще купить, б) это интереснее, чем Zara Home, в) это будет, скорее всего, качественнее.

Кто покупает российский предметный дизайн?
Сразу определим: есть русский концептуальный дизайн и есть предметы с эстетичным «русским» дизайном.
В рамках концептуального дизайна предметы созданы в единственном экземпляре совместно с художниками или в рамках тематических коллабораций. Это лимитированные издания, в них могут быть использованы крутые материалы, и такой концептуальный интерьерный предмет может быть достаточно сложно использовать в быту, а его стоимость — нескончаемое число.

Аудитория подобного дизайна — это коллекционеры и инвесторы. Те, кто выбирают вещи за эстетику и идею, формируют личную коллекцию и кайфуют от этого — и это могут быть люди абсолютно из разных сфер, просто с соответствующими высокими доходами. Либо это те, кто рассматривает предметный дизайн как инвестицию — они могут быть из сферы финансов, бизнеса, ретейла и искусства.
И есть российские бренды, которые выпускают предметы хорошего качества и с учётом «нашей» эстетики — того, что мы любим, или, наоборот, чего не хватает в России в плане дизайна.

Здесь российские дизайнеры занимают пустую нишу. Вещи стоят зачастую дешевле, чем у скандинавских и тем более итальянских брендов, качество у них хорошее, поэтому аудитория такого предметного дизайна — это действительно мы с вами.
Delo Design, Eburet, 1917, Core дороже, чем то, что нам предлагают на маркетплейсах или в торговых центрах типа Hoff, но это более качественно и это уникально. Яркий, выразительный, фотогеничный дизайн гарантированно оживляет пространство и вызывает эмоции.

А ещё, когда ты начинаешь делать ремонт и искать обстановку, то цены Eburet или другого российского дизайнерского бренда не кажутся уже такими ужасными в сравнении со стоимостью ремонта. Для акцентного решения или в качестве базы, которую используют ежедневно и постоянно, это может оказаться не супердорого.
Что в дизайне самое дорогое?
— Самая дорогая часть разработки дизайна — это время дизайнера на комплексную работу. Это и разработка концепции, и исследование, и прототипирование. В последнем это ещё и ресурсы, из которых делаются прототипы, и работа оборудования.
Подготовка в производство — это достаточно дорогой этап, потому что приходится иногда делать даже не несколько, а десятки моделей: печатать, пробовать, смотреть. В это время линия производства занята, и с неё не выходит то, что можно продавать и что приносит заработок.

Мы в Eburet, по сути, производим мелкотиражные изделия, соответственно, все расходы на проектирование и производство «распределяются» по небольшому количеству предметов.
А вот то, что можно заказать в Китае по очень маленькой цене, производят в огромных объёмах. Но тиражность в миллионы изделий в год — это оборудование, которое стоит космических денег. На тех заводах капиталовложения могут измеряться миллионами и сотнями миллионов долларов.

Читайте также:
Покупать подделки — это нормально?
— Никогда не осуждаю тех, кто покупает фейки в одежде и в мебели. Да, это подход в духе «казаться, а не быть». Есть люди, которые вообще не думают, заложен ли в бренде и дизайне смысл или нет, — в этом случае можно их оправдывать. Но глобально, конечно.
Если вы выбираете фейки, то должны понимать, что Китай производит очень большие объёмы, где меньше себестоимость и зачастую сильно хуже качество. Например, у стульев будет непродуманная эргономика, они быстрее выйдут из строя.
Но самое важное, что компания, которая потратила годы на разработку изделия, проектирование дизайна, тестирование эргономики, не получит с подделки ничего. Интеллектуальный труд дисквалифицируется — это неприятно и это нечестно.

Читайте также:
Если у покупателя крайне ограничен бюджет, то честнее искать предметы, которые вписываются в него. Но достаточно часто их бывает сложно найти: мебель и интерьерные элементы либо страшные, либо совсем ужасного качества.
Сталкивается ли Eburet с фейками? Да, встречаются похожие столики из металла. Кто-то работает с переработанным пластиком и использует наше имя, но это всё не «Алиэкспресс», а «Авито», например, и даже в этом случае полностью нашу форму не копируют. Наш дизайн запатентован, поэтому явных краж ни здесь, ни в Китае нет — возможно, всё впереди.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!