Дизайн
#статьи

История одного дизайна. «Летающий город» Георгия Крутикова

Как мы могли бы жить над землёй.

Изображение: музей «Москва-Сити»

В рубрике «История одного дизайна» мы рассказываем о выдающихся объектах дизайна — о предпосылках их создания, значении и влиянии на развитие визуальной культуры.

«Летающий город» — студенческий проект архитектора Георгия Крутикова, который он сделал в 1928 году. Благодаря этой работе мы можем увидеть, как могла бы развиваться архитектура, лишённая запретов и границ.

Предпосылки

В двадцатых годах учёные советского государства мечтали о том, что скоро будут открыты новые планеты, и человечество расселится во Вселенной. Эта научно-фантастическая философия получила название «космизм»: под её влиянием основоположник советской космонавтики Константин Циолковский проектировал первые космические корабли, а советские художники и поэты создавали объединения «биокосмистов-имморталистов».

Тогда казалось, что преодоление силы тяжести и полное подчинение природы человеком — вопрос ближайшего будущего, и уже «завтра» коммунистические города будут парить над Землёй-садом.

Передовым направлением архитектуры того времени был футуроконструктивизм, его задачей была функциональность, но в то же время он опирался на фантастические представления будущего. Молодых архитекторов в советских художественных вузах учили рационализировать форму и одновременно экспериментировать.

Создание и смысл

В 1928 году Георгий Крутиков, студент ВХУТЕМАСа (передового художественного вуза того времени), представил свою выпускную работу — проект города будущего. Ещё с начала двадцатых Крутиков вёл переписку с Циолковским об идеях космизма.

В своём проекте выпускник предлагал оставить Землю для путешествий, отдыха и труда, а жильё перенести в воздух. Поднимать здания в воздух архитектор собирался с помощью новых видов энергии, которые должна была в скором времени открыть наука.

По проекту земным центром города стали бы производственные помещения и цеха. От них вверх гроздьями должно было подниматься жильё рабочих — у этих сооружений, по замыслу автора, нет углов, формы обтекаемы и геометрически просты: вместе они создают ячеистую параболу, похожую на соты.

Чтобы передвигаться между жильём, архитектор разработал летающую машину. У неё форма капли — овал, скруглённый впереди и заострённый сзади. Машины могут перемещаться по земле, в воде и воздухе. Предполагается, что такие кабины могли бы быть и домом — в них предусмотрена мебель-трансформер.

Современный город, по мнению Крутикова, разделял его жителей по социальному и материальному фактору: богатые селились в лучших районах, бедные — в трущобах. Прогрессивный урбанизм Крутикова предлагал реорганизовать город так, чтобы условия проживания у всех были одинаковыми.

Молодой архитектор считал, что каждая общественная формация порождает свой тип города: феодализм — центрально-радиальную планировку с крепостью посередине, капитализм — прямоугольный с перпендикулярным пересечением улиц. Новый общественный строй должен «оторвать» человечество от земли.

Влияние

В 1929 году студент-архитектор Исаак Иозефович спроектировал летающий Дом съездов СССР. По его замыслу, в каждой столице республики надо было построить «причальные» башни с залом, библиотекой, аудиториями и гостиницей суммарно примерно на 3,5 тысячи человек. Между этими строениями курсировал бы огромный дирижабль с правительством страны, стыковался с разными башнями и, осуществляя управление страной, подчёркивал равноправие республик и децентрализацию власти.

Изображение: С. О. Хан-Магомедов, «100 шедевров советского авангарда» / издательство URSS

В 1930 году, через два года после проекта Георгия Крутикова, ещё один выпускник ВХУТЕМАСа Виктор Калмыков разработал проект «Сатурний». Автор предлагал построить город-кольцо вокруг нашей планеты — он бы находился в воздухе без опор.

Изображение: С. О. Хан-Магомедов «100 шедевров советского авангарда» / издательство URSS

Хотя мечты советских футуристов не воплотились в реальность, и люди не могут заставить дома парить в воздухе, архитекторы всё равно возвращаются к таким идеям.

Например, в Тайване специалисты создали проект башни Taiwan Tower. Вдоль строения высотой 390 метров вверх и вниз должны скользить восемь дирижаблей — смотровых площадок, вмещающих до 80 человек.

Изображение: OODA / OOIIO Arquitectura

Полуфантастический и дорогой проект Analemma Tower представили архитекторы Нью-Йорка. Они предложили свой способ сделать дом летающим — подвесить его к искусственному астероиду, который выведут на орбиту Земли. Такое строение будет не только парить в небе, но и двигаться по определённой траектории: создатели проекта предполагают, что он будет выписывать «восьмёрку» между южными и северными штатами.

В Японии идёт разработка зданий, которые бы могли отрываться от земли и «подпрыгивать» на некоторую высоту — так архитекторы хотят обезопасить жителей от разрушительной силы землетрясений.

Вряд ли на эти современные проекты напрямую повлиял «Летающий город» Крутикова. Но его фантастический, экспериментальный, наивный проект показал всему миру безграничность размаха архитектурной мысли и спровоцировал волну интереса к разработке воздушных пространств для жизни людей.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована