«Крик» Мунка: разбор картины
История, композиция и ужас.


Изображение: National Museum of Norway
Представьте: 1891 год, вы в городе Кристиания, столице Норвегии, которую все сейчас знают как Осло. С холма Экеберг вы наблюдаете, как на закате по тропе с великолепным видом на фьорд идут трое мужчин в чёрных костюмах-тройках — типичной мужской одежде конца XIX века.
Неожиданно один из них замедляет шаг, затем останавливается и в изнеможении облокачивается о перила ограждения. Его друзья не замечают этого и спокойно идут дальше. Мужчина испытывает смертельную усталость и сильную тревогу, он словно слышит, как природа издаёт великий Крик.
Так начинается история самой известной картины Эдварда Мунка.
Набирая в грудь побольше воздуха
Неизвестно, произошла ли эта ситуация с Мунком на самом деле, но впервые он описывает её в своём дневнике зимой 1892 года, когда находится в Ницце:
«Я шёл по Дороге с двумя Друзьями
Солнце садилось
Небо стало кроваво-красным
и я почувствовал волну Грусти
Я стоял неподвижно, усталый до Смерти
над иссиня-чёрным Фьордом и Городом висела Кровь и Пламенные языки
Мои Друзья шли дальше
Я / остался позади
дрожа от Гнева
Я чувствовал великий Крик в Природе».
I was walking along the Road with two Friends
The Sun was setting
The Sky turned / blood red
and I felt a wave of Sadness
I stood still tired to Death
above / the blue-black Fjord and City blood and Flaming Tongues hovered
My Friends walked on
I / remained behind
shaking with Angst
I felt the great Scream in Nature

Изображение: Munch Museum
Что тогда происходило в жизни Мунка? Несколько лет назад у него закончились сложные и страстные отношения с замужней Милли Таулоу, он пережил смерть психически нестабильного отца и вёл довольно бедную жизнь.
Сюжет стихотворения и постоянное возвращение художника к этому мотиву подталкивают к мысли, что вечером 1891 года Мунк испытал сильнейший экзистенциальный кризис, который позже пытался осмыслить с помощью искусства.
Но есть и другое мнение. Искусствовед и сотрудница Munch Сигне Эндресен считает, что это скорее художественный вымысел. У Мунка были амбиции не только художника, но и писателя, он вдохновлялся произведениями Эдгара Аллана По, Достоевского, Ницше и Кьеркегора и надеялся снискать признание не только с помощью картин, но и с помощью текстов.
Добавляет силы этой версии и то, что в 1889 году Мунк получил стипендию на учёбу в Париже и до 1892 года большую часть времени проводил в Европе, а не в Норвегии.

Фото: National Library of Norway
После небольшого поэтического опыта художник начинает обрабатывать сюжет уже с помощью визуальных средств. В том же 1892 году он пишет картину «Отчаяние» — первую работу с цветом и композицией, которые станут основой будущего «Крика».
В ней есть и ярко-красное небо, и глубокий синий пейзаж, и уходящие по прямой человеческие фигуры. Правда, главный герой картины пока что представляет собой реалистичный профиль, уже не раз отработанный художником в серии картин «Меланхолия».

Изображение: Thiel Gallery
В этой работе Мунк уже активно осваивает экспрессионистскую палитру и манеру письма, но пока остаётся в рамках символистской живописи. Одно событие вскоре вдохновляет художника действовать смелее и менять свой стиль ещё решительнее.
В ноябре 1892 года Ассоциация берлинских художников приглашает Мунка выставить у них свои работы. Картины норвежца вызывают такой скандал среди немецкой публики и членов ассоциации, что выставку закрывают всего через неделю после открытия. Мунк пишет в Норвегию своей тёте Карен:
«Лучшей рекламы я не мог и придумать».
Крик
В 1893 году тридцатилетний Мунк пишет первую версию «Крика». Это пастельный набросок на картоне размером 74 на 56 сантиметров, на нём уже формируется известный образ кричащего человека без индивидуальных черт.

Изображение: Munch Museum
Мунк на время забывает о прежней красно-синей палитре и отдаёт предпочтение интенсивному жёлтому цвету с лёгкими вкраплениями блёклого красного. Он экспериментирует с фигурами: они не удаляются, а стоят на одном месте и любуются закатом. Мужчины не испытывают того же, что главный герой картины, — ещё один способ показать отчуждение между людьми.
О том, что это лишь подготовительная работа, свидетельствует то, что на обратной стороне картона также находилась ранняя версия картины «Вампир». Неизвестно, что произошло, но к 1950 году они уже были разделены и наклеены на древесно-волокнистые плиты.

Изображение: Munch Museum

Изображение: National Museum of Norway
Следующий шаг Мунка — тот самый «Крик», который знают миллионы людей по всему миру. Художник пишет на картоне, работает с темперой и немного — жирным карандашом. Благодаря картону большего размера (91 на 73,5 сантиметра) у Мунка получилось растянуть дорогу и поставить уходящих мужчин совсем далеко от главного героя.
Выбор темперы дал возможность сделать пейзаж и фигуры менее реалистичными, словно потусторонними, а карандашные линии поверх красок только усиливают этот эффект и добавляют плоскостности глубокой синеве дальнего плана.
Мунк не только создаёт главную фигуру кричащего человека почти в точности такой же, как и на пастельном рисунке, но и добавляет ей лёгкое змеевидное движение, которое вместе с бесформенным балахоном делает из человека призрака. Лицо человека Мунк слегка очерчивает белым карандашом, чтобы добавить резкости, но рот и глаза не обводит — так они ещё больше обезличивают персонажа.
В этой версии «Крика» Мунк достигает такой силы мрачной выразительности, что наконец прорывается через символизм и выходит в чистый экспрессионизм. Однако после мощного прорыва художник решает сделать несколько шагов назад и в 1894 году пишет картины «Меланхолия» и «Тревога».

Изображение: Munch Museum
В «Меланхолии» Мунк сохраняет композицию и цвета, но место обезличенного кричащего человека занимает печальный и вполне реалистичный.

Изображение: Munch Museum
В «Тревоге» художник оставляет почти неизменным лишь фон и место действия, но теперь на картине толпа людей, обращённая к зрителю. Люди выстраиваются в длинный ряд — своим взглядом они будто осуждают нас за тайные пороки.

Изображение: Private collection Leon Black
Мунк довольно быстро возвращается к экспрессивному образу, так как понимает, что нашёл нечто особенное. В 1985 году он рисует вторую пастельную версию «Крика», снова усиливая цвет, но теперь на первое место выступают красный и синий.
Фигуры друзей удаляются, но один останавливается, чтобы посмотреть на закат. Гнетущее чувство ужаса словно пропадает в этой работе, но зато сильнее ощущается безумие сцены. Однако это лишь очередной шаг в экспериментах.

Изображение: Munch Museum
К тому моменту Мунк уже три года как работает с литографией и чувствует себя достаточно уверенно, чтобы сделать тиражную серию «Крика». Обесцвеченные, эти отпечатки добавляют сюжету готической витальности, а толстые вибрирующие линии только усиливают тревогу. С этой печатной серии «Крик» становится узнаваемым образом — работа периодически появляется в газетах и журналах в качестве иллюстрации к темам, близким к психиатрии.
Исследователи не знают точно, сколько всего отпечатков сделал Мунк, но известно примерно о 30 экземплярах, которые дошли до нас: шесть из них сейчас находятся в Музее Мунка. Среди них есть уникальный — раскрашенный художником вручную.

Изображение: Munch Museum
В лёгких заканчивается воздух
После стольких исканий, версий, вариантов Мунк бросает «Крик» на целых 15 лет. В 1896 году художник решает шокировать своими работами Париж так же, как в своё время Берлин, но ему это не удаётся. В 1898 году у него начинается сложный и болезненный роман с богатой норвежкой Матильдой Ларсен по прозвищу Тулла. Их нервные отношения спустя четыре года заканчиваются бурной ссорой, во время которой происходит загадочный выстрел из револьвера, — Мунк ранен в руку при невыясненных обстоятельствах.
Следующие несколько лет Мунк будет искать новые способы отразить современный мир и одновременно погружаться на эмоциональное дно. В 1902 году он встретит скрипачку Эву Мудоччи, которая станет его любовницей и другом, — это встряхнёт Мунка, его карьера снова пойдёт в гору. Однако он уже страдает от алкогольной и наркотической зависимости и в итоге оказывается в частной клинике доктора Даниэля Якобсона в Копенгагене. Из неё он выйдет другим человеком.

Изображение: Munch Museum
В 1910 году уже широко известный 47-летний Эдвард Мунк снова берётся за «Крик» и делает последнюю его версию — темперой и масляными красками на негрунтованном картоне высотой в 83,5 сантиметра и шириной 66 сантиметров. Мунк не изобретает ничего нового, но сильнее отделяет цвета друг от друга, а также добавляет на лицо кричащего человека зеленоватый оттенок.
Больше Мунк не возвращается к этому сюжету. В 1916 году он приобретает виллу на окраине Осло и в своём позднем творчестве всё больше обращается к теме природы.
В 1940 году художник завещает все свои работы муниципалитету Осло, так как не будет уверен, что частные лица смогут сохранить их в условиях немецкой оккупации Норвегии. Так большая часть картин Мунка после его смерти (23 января 1944 года) оказалась в ведении двух местных институций: в Национальном музее и Музее Мунка.
Эхо
Совместными усилиями искусствоведы этих двух музеев смогли сохранить, проанализировать и каталогизировать наследие Мунка, в том числе и все его «Крики». Самый знаменитый — первый темперный «Крик» — сейчас находится в Национальном музее в Осло, и его нужно смотреть отдельно от остальных.
Это может быть не очень удобно, но в экспозиции этого музея картина выгодно смотрится на фоне традиционной реалистической живописи норвежцев XIX века. После холодных морских пейзажей или строгих портретов усатых джентльменов «Крик» Мунка поражает своей смелостью, текучестью и густотой пейзажа, а также яркими экспрессивными красками, усиливающими эффект человеческого ужаса.
Первый пастельный «Крик» (второй находится в частной коллекции), второй темперный 1910 года и цветная литография находятся в Munch — Музее Мунка. Экспонируют их по очереди. Поскольку все «Крики» написаны не на холсте, а на картоне или бумаге, их нельзя слишком долго выставлять на свету, так как краска блекнет, а основа разрушается.
Известность картины привлекает не только туристов, но и преступников, которые не очень бережно относятся к произведениям искусства. В 1994 году в день открытия зимних Олимпийских игр в Лиллехаммере была украдена самая знаменитая версия «Крика» — из Национального музея. Двое мужчин забрались на лестницу, разбили окно и сняли картину со стены, а затем ушли тем же путём.
Они даже оставили издевательскую открытку с изображением картины и тремя смеющимися мужчинами, на ней была надпись от руки: «Большое спасибо за плохую охрану». Вся операция заняла 50 секунд.
К счастью, полиция нашла картину уже через три месяца.
Однако, десять лет спустя, в 2004 году, «Крик» снова украли — на этот раз версию 1910 года из Музея Мунка. Всё было намного драматичнее: двое мужчин в масках и с оружием похитили «Крик» и «Мадонну» на глазах у посетителей. Изображение грабителей удалось получить благодаря австрийскому туристу: он успел быстро среагировать и снять двух преступников, бегущих к машине и к третьему сообщнику.
Картину нашли только в 2006 году и сразу вернули в музей. В тот день там работала реставратор Гри Ландро, она же и провела первичную оценку состояния работы. На нижний левый край попала вода, из-за чего растворилась коричневая краска и угол стал сильно светлее, а на нескольких местах картины остались порезы от мелких кусков стекла — грабители по неосторожности разбили стекло рамы во время кражи.

Изображение: Munch Museum
Отголоски
В случае с «Криком» Мунка оглушительная мировая известность пришла к картине не в результате кражи, как это было с «Моной Лизой», а благодаря удачно схваченному образу, который, с одной стороны, вызывает трепет, а с другой — стал плодородной почвой для реплик, копий и мемов. Настолько, что картина навсегда вошла в наши чаты в виде специального эмодзи.

Читайте также:
Однако, несмотря на растиражированность, «Крик» Мунка всё ещё вызывает сильные эмоции. Автору этого текста повезло оказаться в 2013 году в Осло — там тогда праздновали 150-летие со дня рождения Мунка. Возможность посмотреть на все версии «Крика» разом была невероятной удачей и навсегда осталась в памяти — как реальное или вымышленное воспоминание Мунка о вечере 1891 года.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!