Дизайн
#статьи

Что такое коммуникационный дизайн

Какие функции он выполняет и что нужно, чтобы работать в этой области.

Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media

Когда компании нужно создать образ, который точно будет отражать её характер и находить отклик у потребителей, необходима помощь дизайнера коммуникаций. Расскажем подробнее о его работе.

Что такое коммуникационный дизайн и зачем он нужен?

Коммуникационный дизайн ― это своего рода смысловой мостик между брендом и потребителем. Правильное оформление логотипа, сайта, рекламных материалов, вывесок точно передаёт информацию о продукте и его миссии, вызывает нужный эмоциональный отклик у покупателя или клиента. Именно этим занимается коммуникационный (коммуникативный) дизайн.

А чем он отличается от графического или информационного дизайна?

Коммуникационный дизайн можно спутать с другими направлениями. Кажется, что всё это о визуале, но в чём тогда смысл разделения? На самом деле разница есть.

Цель графического дизайнера ― создать визуальный образ. Запоминающийся, индивидуальный, соответствующий заданной теме, но без глубокого погружения в смысловые детали и месседж бренда.

Информационный дизайнер работает над тем, чтобы отобрать ключевые сведения о продукте и производителе и логично расположить их ― например, на сайте или в приложении. Так, чтобы пользователь полностью получал нужную ему информацию.

Коммуникационный дизайн выполняет немного другую задачу. Да, благодаря ему пользователь узнаёт важную информацию или запоминает визуальный образ. Но ещё он отражает позиционирование бренда, передаёт эмоции, которые продукт должен вызывать у потребителя.

Какие есть виды коммуникационного дизайна?

Пользователь взаимодействует с коммуникационным дизайном на разных уровнях: когда обращает внимание на визуальное оформление продукта, знакомится с его соцсетями, замечает рекламу или уже пользуется вещью. Вот где можно встретить коммуникационный дизайн:

  • Реклама. Из-за обилия ярких баннеров и вывесок современный человек научился абстрагироваться от вездесущей рекламы. Коммуникативный дизайнер разрабатывает такое оформление продукта, которое будет цеплять взгляд пользователя и вызывать интерес.
  • Брендинг. Дизайн должен быть запоминающимся, привлекательным и при этом формировать у потребителя правильное восприятие бренда.
  • Веб-дизайн ― сайт, соцсети также должны «говорить» с пользователем на языке бренда и быть понятными, приятными, информативными.
  • UX/UI-дизайн. Благодаря коммуникационному дизайну сайт, лендинг или приложение компании удобны, информация на них изложена логично, ёмко, доступно.
  • Дизайн среды. Здесь также важна негласная коммуникация с пользователем: заметные и понятные указатели, информационные стенды, другие визуальные элементы помогают сориентироваться на местности, а стилистика оформления передаёт характер локации.
Пример коммуникационного дизайна ― схема петербургского метро. Изображение минималистичное, но информативное: разные цвета линий помогают сориентироваться в направлениях, иконками отмечены железнодорожные вокзалы и ближайшая к аэропорту станция
Изображение: Петербургский метрополитен

Из чего состоит коммуникационный дизайн?

В зависимости от поставленных задач дизайнер может разрабатывать отдельные элементы визуального оформления или сразу весь комплекс: айдентику, рекламные материалы, типографику, веб- и UX/UI-дизайн продукта.

Передать характер бренда помогают понятные и ассоциативные образы, цветовая палитра. А ещё дизайнеры используют простые и знакомые всем символы, которые будут сразу считываться. Например, мы легко находим среди иконок в смартфоне опцию «Настройки» по изображению шестерёнки, не всматриваясь в подписи.

А можно пример коммуникационного дизайна?

Да — в приложении для дыхательных практик Metanoia. В первую очередь в глаза бросается цветовая палитра: холодные, сдержанные цвета серо-голубой гаммы приглушают эмоции и настраивают на спокойную работу.

В дизайне используется несколько ключевых графических элементов: уроборос, круг, глаз как символ цикличности, совершенства и фокуса на себе. А ещё паттерн с волнистыми линиями ― тоже визуальная метафора спокойного цикличного дыхания.

Изображение: Полина Симонова / Behance
Изображение: Полина Симонова / Behance
Изображение: Полина Симонова / Behance

Совсем другой характер у дизайн-проекта от агентства CreativePeople для компании STT Marine Service, которая занимается монтажом и обслуживанием радиолокационного оборудования на коммерческих судах. Студия сделала полный редизайн айдентики бренда.

Взамен очевидного синего цвета в основной палитре дизайнеры использовали яркое сочетание серого и оранжевого. Такое оформление более энергичное, дерзкое и отражает стремление компании к лидерству.

Новый логотип компании символизирует расправленный парус и нос корабля ― ещё одна метафора стремительного движения вперёд. Переизобретённая айдентика выглядит брутально, современно и надёжно ― и именно так автоматически воспринимается сама компания.

Старый и новый дизайн компании
Изображение: STT Marine Service / CreativePeople
Изображение: STT Marine Service / CreativePeople
Изображение: STT Marine Service / CreativePeople

Что должен знать и уметь коммуникационный дизайнер?

Это большая комплексная работа, и такому специалисту важно сочетать хард- и софт-скиллы.

К первым относится владение профессиональными программами: графическим пакетом Adobe, Figma, Cinema 4D, SketchUp. Плюсом будет умение работать с анимацией, 3D-визуализацией, веб-вёрсткой ― дополнительные скиллы повышают ценность и конкурентоспособность дизайнера. И конечно, нужны базовые навыки: понимание цвета, правил композиции и типографики, большая насмотренность.

Не обойтись и без софт-скиллов. Коммуникационному дизайнеру необходимо работать со смыслами и эмоциональным вовлечением пользователя, поэтому он должен уметь правильно интерпретировать разные образы и создавать точные визуальные метафоры, которые будут вызывать отклик.

А ещё дизайнеру коммуникаций необходимо анализировать аудиторию, её интересы, слабости, желания. И для этого нужна не только наблюдательность и рациональность, но и эмпатия ― именно так можно создать образ, который действительно вызовет чувства у потребителя.

Помимо эмпатичности, к софт-скиллам коммуникационного дизайнера относятся коммуникабельность и умение презентовать свои идеи. В рабочем процессе он постоянно взаимодействует с заказчиком, коллегами, и, чтобы это общение было эффективным, нужно уметь слышать собеседника, убедительно обосновывать свои решения.

Где учиться коммуникационному дизайну?

В вузах на программе бакалавриата, очно или заочно. Это займёт несколько лет, однако при такой форме обучения вы сможете получить комплексные знания: научитесь работать с цветом, композицией, шрифтом, текстом, освоите разные форматы дизайна, профессиональный софт, основы брендинга и маркетинга.

Освоить профессию коммуникационного дизайнера можно и за более короткий срок, на базе различных школ и онлайн-курсов. Обучающие программы могут длиться от нескольких месяцев до двух лет, и здесь студент получает необходимые знания и скиллы, которые помогут ему уверенно войти в профессию.

Например, в Skillbox есть обучающий курс «Профессия Дизайнер визуальных коммуникаций», где за 12 месяцев можно научиться работать в нескольких графических редакторах, проектировать сайты и приложения, работать с клиентами и изучать аудиторию. К концу обучения у студента собирается портфолио из нескольких разноплановых проектов.

Если вы не уверены, что вам нужно полноценное обучение (всё-таки осваивать новую профессию с нуля долго и энергоёмко), то можно попробовать свои силы в краткосрочных курсах. Это могут быть программы, которые дают точечные знания.

Например, можно начать с двухмесячного обучающего курса по Adobe Illustrator или Figma ― за это время можно освоить основные функции и возможности софта, создать свои первые работы, получить обратную связь от преподавателя. Параллельно изучайте основы маркетинга и психологии покупателей. Из минусов ― разрозненных и неструктурированных знаний может быть недостаточно для серьёзных проектов.

За коммуникационный дизайн для компании ITM агентство Depot получило награду международной премии Red Dot Award
Изображение: Depot
В разных вариантах оформления текст, размещённый вертикально между двух линий, напоминает римскую цифру I и символизирует лидирующую позицию бренда. А аббревиатура TM становится своего рода знаком качества и работает на доверие покупателя
Изображение: Depot

Как стать коммуникационным дизайнером?

Выберите подходящий вам формат обучения. Если не готовы сразу вовлекаться в длительное обучение, можно найти бесплатные вводные вебинары и практикумы по коммуникативному дизайну от разных онлайн-школ. Это поможет понять, интересна ли вам вообще эта область или стоит попробовать что-то другое.

Если вы всё же начали обучение, то старайтесь развивать насмотренность и как можно больше практиковаться. Создавайте альтернативный коммуникационный дизайн для известных брендов, тренируйте фантазию и образное мышление. Не бойтесь пробовать свои силы и проситься на стажировку в агентства ― ничто не даёт такого эффекта, как работа с реальными кейсами.

Получить свои первые заказы также можно на биржах для фрилансеров. Начинайте с простых задач и пополняйте портфолио. Подробно о том, где брать заказы фрилансеру и как подстраховаться от ошибок новичку, мы рассказывали здесь.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Дизайнер визуальных коммуникаций Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована