О чём писал Пикассо: 10 картин на 5 главных тем
Не голубой, розовый и кристальный периоды, а личные страсти.


Иллюстрация: Музей Пикассо / The Collection of Paul Yeou Chichong / Sothebys / Pablo Blazquez Dominguez / Getty Images / Полина Честнова для Skillbox Media
Основоположник кубизма Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо — самый продуктивный и самый изученный художник XX века с самой хаотичной личной жизнью. Он творил больше 80 лет и создал больше 20 000 работ. Когда ему показывали его же рисунки, называл их фейком и говорил: «Я могу рисовать поддельного Пикассо точно так же, как это делают другие». Его отношения с женщинами часто обозначают просто сборником имён.
Рассказываем о пяти темах в творчестве Пикассо и о том, какие внутренние конфликты художника означали эти визуальные образы.
Женщины
Мужчина Пабло Пикассо был плоть и кровь патриархата. Для художника Пабло Пикассо тела его жён, любовниц, поклонниц и секс-работниц были главным объектом изобразительного искусства, в котором он, возможно, «присваивал» женщин как ресурс и утверждал свою власть над ними.
Одной из главных работ Пикассо, которая была выполнена в революционном стиле кубизма, считается полотно «Авиньонские девицы» 1907 года.
Как правило, Пикассо не давал своим картинам, рисункам и скульптурам названий, пока этого не требовал от него арт-дилер. Но в случае с «Девицами» рабочее название у него появилось сразу — Le Bordel d’Avignon. Более приличное Les Demoiselles d’Avignon позже предложил его товарищ, писатель и арт-критик.
Эти девицы — пять проституток из борделя на Авиньонской улице Барселоны, который хорошо знал молодой Пабло. Здесь изображена обнажённая натура, но в невиданном ранее стиле: фигуры плоские, фрагментированные, анатомически неэстетичные и агрессивно-упрощённые.

Изображение: The Museum of Modern Art
Со своими музами Пикассо вступал в личные отношения. Его внучка потом напишет в автобиографии, что он «подчинял их [женщин] своей животной сексуальности, приручал, околдовывал, поглощал и давил их на своём холсте. <…> когда они истекали кровью, он избавлялся от них».
«И вот 5 мая 1929 года Пикассо соглашается ещё раз написать портрет Ольги. Если раньше позирование было для них игрой, соперничеством, эротическим состязанием, то теперь оно превратилось в холодную войну. Никто не произносит ни слова, Пикассо внимательно смотрит на неё и рисует. Она не чувствует восхищения с его стороны, она мучится от своей наготы и мёрзнет, сидя в кресле. В ней копится ненависть к себе и к этому мужчине, которого она так любила и который теперь изменяет ей. Пикассо стоически продолжает писать. И вот наконец он заканчивает и ставит на ещё влажном полотне подпись. Ольга надевает кимоно и заходит мужу за спину, чтобы взглянуть на картину, и в этот момент у неё покашиваются ноги от ужаса. На картине изображена не женщина, а чудовище, с искажённым от ужаса лицом, с причудливо изогнутыми конечностями».
Флориан Иллиес, «1929–1939. Любовь в эпоху ненависти»

Изображение: Музей Пикассо

Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
В искусстве Пикассо женщины — это ресурс.
Музыка
Пабло Пикассо был творчески гениален, окружён прогрессивными музыкантами и композиторами, создавал костюмы и декорации к балетам. Но к самой музыке был равнодушен — кроме испанской гитары и народных лирических песен его родины о любви и нищете. Он изображал струнные инструменты на портретах, натюрмортах, в набросках, коллажах и скульптурах.
Стиль картины «Девушка с мандолиной» относят к аналитическому кубизму: объекты и структуры словно составлены из геометрических форм, которые пересекаются и соединяются под разными углами и в разных плоскостях. На этом полотне Пикассо фрагментировал изображение девушки до едва узнаваемого, а мандолину — нет, и музыкальный инструмент кажется едва ли не реалистично отрисованным. Этот контраст создаёт эффект, будто человеческая фигура пластична, в движении и в музыкальной эйфории.

Изображение: The Museum of Modern Art
Натюрморт, написанный в 1918 году, тоже относится к кубизму, но более поздней стадии и скорее абстрактному. На холсте изображён стол, плотно заваленный бумагами, обрезками, нотами. Яркая гитара и бледная ваза с цветком кажутся такими же тонкими, как игральные карты рядом с ними, хотя эти два предмета и очерчены подобием теней, которые должны (в норме) давать объём.

Изображение: National Gallery of Art
Пикассо славился своим маниакальным стремлением к беспорядку и тем, что собирал на всех поверхностях во всех своих многочисленных студиях сотни предметов, вещей, находок, чеков, приглашений, веток, камней и собственных рисунков. Он не наводил порядок сам и не позволял никому прибираться из личного суеверия, считая, что если вещь убрать из поля зрения, она перестанет существовать.

Фото: George Stroud / Daily Express / Hulton Archive / Getty Images
В искусстве Пикассо музыкальные инструменты — это идентичность.

Читайте также:
Фавны
Фавн (в древнегреческой версии Пан) — существо из мифологии Средиземноморья. Это доброе божество гор, лесов, рощ и стад, который посылал плодородие животным и людям. Он предсказывал будущее, преследовал нимф и женщин своей любовью. А ещё был одним из повторяющихся образов в работах Пабло Пикассо.
«Фавн, лошадь и птица» — рисунок акварелью и тушью на бумаге, который Пикассо выполнил в 1936 году. Три центральных объекта совершенно разные: рогатый лесной бог изображён натуралистично, практически в стиле неоклассицизма, лошадь экспрессивна, а птица сюрреалистична.
Однако несмотря на такую синтетичность, они объединяются в драматичный сюжет, в котором зритель непременно будет искать мифологический символизм. Или символ силы художника: фавн, лошадь и птица — частые герои академического искусства, а в этой работе Пикассо использует классические образы, но пишет их одновременно тремя современными методами.

Изображение: Музей Пикассо
Работу маслом на холсте «Фавн со звёздами» он написал в 1955 году. Божество в морщинах, пятнах и с проступающими рёбрами вслушивается, как юная нимфа играет на флейте: вероятно, здесь изображён сам Пикассо и его на тот момент муза, а позже жена Жаклин Рок. В 1955 году художнику было 74 года, ей — 28.

Изображение: The Metropolitan Museum of Art

Фото: Reporters Associes / Gamma Features / Getty Images
В искусстве Пикассо фавны — это он.

Читайте также:
Рыбы
Пабло Пикассо родился в Малаге на берегу Средиземного моря, учился мастерству художника в А-Корунье на берегу Бискайского залива, жил в Барселоне у Балеарского моря. Став известным и состоятельным, регулярно отдыхал на мысе Антиб и творил в своей вилле на Лазурном берегу. Прибрежная жизнь на Иберийском полуострове и Средиземноморье питала и вдохновляла его.
В творчестве Пикассо рыбы знакомых ему морей встречаются очень часто. Примерно до 1950-х они присутствуют в основном на натюрмортах, после — становятся одной из главных тем в его керамике.
На холсте 1936 года «Натюрморт с рыбами и сковородой» Пикассо написал типичный локальный улов — макрелей, устриц. Из-за ярких красок, особенно в сравнении с обугленной сковородой, они выглядят не nature morte, «мёртвой натурой», а блещут жизнью. Которая, впрочем, прямо сейчас закончится: рыбы станут обедом, который поддержит жизнь в человеке.
«За каждым горшком, вазой с фруктами или гитарой всегда есть история, человек или эпизод из жизни художника. Его искусство было автобиографично. Ценности животного, минерального, растительного и человеческого миров для него были совершенно равны. И он рисовал всё, что его окружало. Когда он был на берегу моря, он рисовал рыб и ракообразных».
Мари-Лор Бернадак (1992). Из каталога выставки Painting from the Guts: Food in Picasso’s Writings, Picasso and Things, Нью-Йорк, MoMA

Изображение: The Collection of Paul Yeou Chichong / Sothebys
В 1946 году Пикассо побывал на выставке керамики в Валлорисе, коммуне около Антиба. Его особенно привлекли работы мастерской «Мадура», и хозяева пригласили его попробовать сделать что-то самому. Через год он вернулся, и началась долгая история сотрудничества с керамистами: ему даже выделили часть мастерской. За 24 года работы в «Мадура» он вылепил, оформил и обжёг 633 изделия: вазы, скульптуры, графины, тарелки, панно и даже полный обеденный сервиз.
На каждой тарелке, как на полотне, им вручную написаны фантастические рыбы. Эти работы тоже были его способом преобразовать старое, бывшее в новое, живущее: керамика с изображением рыб была традиционна для греческой Аттики и юга Аппенинского полуострова, но их делали из терракотовой глины с чёрными рисунками. Пикассо же использовал самые яркие краски.

Фото: Masterworks Fine Art Gallery

Фото: Art Institute of Chicago

Фото: Arpingstone / Wikimedia Commons
Пикассо презирал ностальгию, отказывался принимать старение и тотально боялся смерти. Он до маниакальности стремился жить настоящим и будущим.

Фото: Arxiu Museu Picasso / Succesión Pablo Picasso / VEGAP
В искусстве Пикассо рыбы — это жизнь и смерть.
Быки
Настоящая фамилия Пабло Пикассо по отцу — Руис. Её он должен был носить и передавать своим детям, чтобы продолжать имя: других детных мужчин в роду уже не было. Но для артистической карьеры и жизни Пабло выбрал девичью фамилию матери, её же передал своим дочерям и сыновьям.
С отцом у него были трудные отношения. Хосе Руис был профессиональным художником и учил сына мастерству, но однажды Пикассо припишут фразу: «В искусстве художник должен убить своего отца».
Когда Пабло был ребёнком, отец из патриотических настроений брал его с собой на воскресную корриду. Несомненно, жестокие, шумные и живописные действа оставили сильное впечатление у мальчика, который вырос и перенёс образы нервных лошадей и взбудораженных пикадоров, статных тореро и раненых быков на свои картины и в графику. Художник постоянно обращался к мифологии Минотавра, которую интерпретировал и «прикладывал» к своей жизни и своему опыту мужчины, испанца, сына, отца.
Как живописец Пабло Пикассо дебютировал в восемь лет: его первой серьёзной работой был «Жёлтый пикадор».
В 1934 году Пикассо после долгого перерыва приехал в Испанию, где снова побывал на корриде. Под свежим впечатлением от зрелищ он создал несколько картин, в том числе «Умирающего быка». Здесь изображено только животное в агонии, и его морда выражает совершенно человеческое страдание — как могло бы быть у мифического Минотавра, полубыка-получеловека.

Изображение: Estate of Pablo Picasso / The Metropolitan Museum of Art
На одной из главных работ Пикассо «Герника» в левой части изображён бык. Этот мурал он создал для павильона Испании на Международной выставке в Париже 1937 года: масштабное полотно написано под впечатлением от фотографий германской бомбёжки баскского города Герника и ужасов Гражданской войны в Испании.
Есть несколько интерпретаций, что именно может символизировать бык:
- Мужественную силу и агрессию — это животное всегда яростно отвечает на нападение.
- Ритуальную жертвенность, ведь на корриде человек смертельно ранит быка.
- Выносливость.
- Испанию.
- Самого Пикассо в исступлении бессилия.
Художник отказывался пояснять значение элементов на «Гернике».

Изображение: Музей королевы Софии
Во Франции, в том самом Валлорисе около Лазурного побережья, на своей вилле Пикассо однажды устроил бой быков. Всё было по-настоящему, с эффектными костюмами, нападениями, жестоким соревнованием и битвой, которые приносили художнику истинное наслаждение. Но без финального смертельного удара.

Фото: Pablo Blazquez Dominguez / Getty Images
В искусстве Пикассо быки — это сила и насилие.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также: