Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Дизайн
#статьи

Картина с остросоциальным сюжетом: «Неравный брак» Василия Пукирева

Как на неё отреагировало общество.

Изображение: картина Василия Пукирева «Неравный брак» / Третьяковская галерея

Перенесёмся в Москву образца 1862 года: бывшей столицей правят именитые купеческие династии, а старая аристократия лишь мечтает о возвращении былой славы. У потомков некогда влиятельных семей есть единственный способ обеспечить себе безбедную старость — удачно обвенчать детей.

В одной из московских церквей вершится будущее знатного рода — мягкий жёлтый свет освещает предалтарное пространство, в котором стоят молодожёны. Нет, не совсем верное слово — молода только невеста, а вот довольный жених уже разменял шестой десяток. Девушка переживает сакральный обряд со слезами на глазах.

Эта сцена — не случайный эпизод, а распространённая в императорской России практика неравного брака. А ещё — сюжет шедевра художника Василия Пукирева, о котором мы расскажем в этом материале.

История создания картины «Неравный брак»

Василий Владимирович Пукирев — художник одной картины. Разумеется, профессор Императорской Академии художеств написал за свою недолгую жизнь несколько десятков крупноформатных работ, но лишь одна из них осталась в истории русского искусства.

Василий Пукирев, «Автопортрет», 1868
Изображение: Русский музей

Острый социальный подтекст картины «Неравный брак» объясняется происхождением художника. Будущий живописец родился в обычной крестьянской семье. За кисть взялся по счастливой случайности — попал в ученики к местному иконописцу.

Талант Пукирева быстро заметили — 15-летнего мальчика пристроили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Обычаи древнего города со столичными претензиями повергли «деревенского художника» в шок. Молодой человек с ужасом наблюдал, как человеческие судьбы коверкаются из-за похоти, корысти и гордыни.

В 1858 году Пукирев окончил училище в звании «свободного художника» и взялся за свой opus magnum — картину, призванную обличить пороки «цивилизованной» Москвы. Монументальную работу размером 173 на 136,5 сантиметра впервые показали на академической выставке 1863 года.

Удивлённые, рассерженные, благодарные москвичи покидали залы смотра с широко раскрытыми глазами — они увидели картину, которая изменит мир русского искусства. Они увидели «Неравный брак».

Изображение: Третьяковская галерея

Описание и анализ картины «Неравный брак»

Центральный сюжет картины — венчание в православной церкви. На первом плане — сгорбленный старец-священник и «молодожёны»: вытянутый по струнке старик с орденским крестом Владимира II степени на груди и девушка, облачённая в роскошное свадебное платье с кружевами.

Лица выражают множество чувств, но счастья среди них нет. Престарелый жених презрительно поджимает губы, искоса бросая взгляд на «неблагодарную» невесту. Лицо девушки, смиренно протягивающей руку священнику, скорбно — она смирилась со своей судьбой, но слёзы всё равно подступают к глазам.

За спинами «молодых» расположились свидетели. Пукирев разделяет образы соглядатаев на два «лагеря». С левой стороны полотна — друзья жениха, у них хитрые, злорадные лица. Подле невесты трое мужчин — они некрасивы, но приятны глазу зрителя, ведь «выступают» на стороне морали и благородства.

Лицо священника остаётся в тени — так Пукирев «прячет» критику церкви, допускающей неравные браки. Вообще, игра света и тени — главный успех картины художника. Подобно Караваджо, Пукирев разделяет пространство холста на тёмные и светлые участки. Жених и его свита остаются в тени, пока невесту-бесприданницу заливает «божественный свет».

Самая загадочная героиня «Неравного брака» — зловещая пожилая женщина, расположившаяся сбоку от старика. Её головной убор напоминает свадебную фату, а бледно-белый оттенок лица намекает на сверхъестественную природу. Некоторые искусствоведы предполагают, что Пукирев изобразил на картине призрак умершей жены пожилого жениха, недовольную выбором мужчины.

Изображение: Третьяковская галерея

Мастерство художника проявилось не только в работе со светом и тенью, но и в миниатюрных деталях, многие из которых можно различить только при «живом знакомстве» с «Неравным браком». Дотошный художник прописал каждую нить в богатом одеянии священника, каждую складку на фраке престарелого жениха, каждую венку на запястье меланхоличной невесты.

Работа Пукирева подняла планку для молодых художников-реалистов. Совместить подлинное искусство с едким социальным комментарием получилось только в начале 1870-х, когда на авансцену русского искусства вышли передвижники.

Кто изображён на картине «Неравный брак»?

Современники художника спорили о прототипах героев «Неравного брака». Одни утверждали, что старик и молодая девушка — собирательные образы. Другие — что художник черпал вдохновение из жизни московских знакомых.

Например, промышленник Николай Варенцов был уверен, что Пукирев «списал» сюжет с реальной истории его родственника — Сергея Варенцова. Якобы невесту Варенцова выдали замуж за более влиятельного мужчину, и художник решил отстоять честь приятеля. А вот близкий друг Пукирева, Сергей Грибков, настаивал, что «Неравный брак» был основан на любовной драме самого художника. Версий много, но ни одна из них так и не была достоверно доказана.

Несмотря на «загадочность» центральных фигур картины, узнать реальных людей на холсте всё-таки можно. Образ усатого шафера, вглядывающегося в надменное лицо жениха, — автопортрет самого Пукирева. А стоящий рядом мужчина был написан с друга Пукирева, художника Петра Шмелькова, который и подсказал ему идею картины.

Изображение: Третьяковская галерея

Реакция современников на «Неравный брак»

По всем параметрам «Неравный брак» принадлежит жанру бытовой живописи. Однако монументальные размеры полотна и оригинальная композиция, «обрезающая» фигуры героев на уровне колен, противоречит устоям жанра. Пукирев решил подать социальный сюжет как образчик «высокой живописи», отстранившись от лубочных полотен современников. И не прогадал: «Неравным браком» восхищались критик Владимир Стасов и художник Илья Репин.

Восхищённый смелостью Пукирева, автор «Бурлаков на Волге» отметил, что работа «испортила много крови не одному старому генералу, а Н. И. Костомаров, увидав картину, взял назад своё намерение жениться на молодой особе...».

Действительно, представлять себя на месте надменного жениха, силой берущего молодую девушку в жены, не хотелось даже самым большим негодяям Москвы. До этого изменить отношение к неравным бракам пытались и великий драматург Александр Островский, написавший пьесу «Бедность не порок», и Святейший Синод, открыто осуждающий браки с большой разницей в возрасте. Однако только после показа полотна Пукирева ситуация начала меняться.

Жизнь Пукирева после «Неравного брака»

Феноменальный успех «Неравного брака» принёс художнику звание профессора Академии искусств. Друг Пукирева, коллекционер Александр Борисовский, купил полотно прямо на выставке, а в 1871 году продал работу за 1500 рублей Павлу Третьякову. Картину поместили в галерею коллекционера, где она находится до сих пор.

Популярность «Неравного брака» сподвигла Пукирева на последовательную работу с остросоциальной тематикой. Художник написал целый ряд картин со смелыми бытовыми сюжетами, например «Сбор недоимок», «Приём приданого по росписи».

Василий Пукирев «Приём приданого по росписи», 1873
Изображение: Третьяковская галерея

Мастерство Пукирева росло, но критики и коллекционеры пресытились творчеством художника — все эксперименты живописца оставались в тени «Неравного брака».

Последнее яркое событие в жизни художника — работа над «Курсом рисования» вместе с пейзажистом Алексеем Саврасовым. В 1890 году позабытый художник умирает в нищете.

Источники:

  • Н. А. Мудрогель. Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее. Л. 1966.
  • В. Зименко. Неравный брак. М. — Л. 1947.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞
За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована