Как общаться с клиентами и подавать свой дизайн
Несколько простых правил, которые не всегда очевидны для дизайнеров-новичков.
vlada_maestro / shutterstock
Мария Еленевская
эксперт
об авторе
Директор по развитию GoDesigner.ru — конкурсной креативной платформы. Руковожу дизайнерским сообществом из тысяч исполнителей, поддерживаю клиентский сервис, оформляю продукты и услуги.
Вы можете быть бесконечно талантливым дизайнером — и так же бесконечно заваливать заказы и терять клиентов, — если не научитесь правильно общаться с заказчиками и грамотно подавать им свои работы. Вот несколько советов, которые помогут вам в начале пути.
Не диктуйте условия…
«Я дизайнер, я так вижу», «Или так, или никак», «Вы не понимаете, вы не дизайнер», «Любой специалист вам скажет, что…» Попридержите ультиматумы, когда общаетесь с заказчиком.
Дизайн — это прикладная работа, он в первую очередь про решение проблем бренда, а не про искусство или ваше самовыражение. Поэтому не обижайтесь на заказчика, если он с вами не согласен, слушайте его предложения и старайтесь понять, что за ними стоит.
…но и не идите на поводу
«Заказчик всегда прав!» Так думают все заказчики, а вам — не обязательно. Если вносить правки по желанию клиента, но вопреки здравому смыслу, то в результате получается слабый макет, сделанный под управлением новичка. Кому это нужно?
Поэтому важен баланс. Не соглашайтесь на бесконечные переделки, лучше заранее оговорите количество вариантов. Клиент не представляет себе ваши трудозатраты, и если не договориться с ним об ограничениях, то правки будут бесконечны, потому что клиент всегда найдёт причину для недовольства.
Говорите понятнее
Это значит «Объясняйте свои мысли и решения проще и доступнее, как своему другу, который не силён в дизайне». Не пытайтесь пустить пыль в глаза или впечатлить умными иностранными словами. Это часто даёт обратный эффект: заказчик думает, что его хотят развести, считают идиотом или вовсе издеваются над ним.
Помните: вы с клиентом на одной стороне и трудитесь над общим делом, поэтому важно понимать друг друга верно.
Бриф и ТЗ — это не пустая формальность
Всегда начинайте с составления внятного и чёткого технического задания. Чем лучше проработано техзадание, тем предсказуемее результат.
Определите проблемы бренда, пожелания клиента и ваши задачи. Да, на старте клиенты часто не знают и не понимают, чего именно хотят, поэтому уйдёт немало времени и усилий, чтобы всё прояснить. Попробуйте понять, какой образ видит клиент, просите больше референсов и прорабатывайте каждый, чтобы увидеть мир глазами заказчика.
Не забывайте подтверждать бриф непосредственно у клиента. Иногда его составляют секретари, иногда за многостраничным документом нет образа, который могли бы увидеть и вы. Поэтому пообщайтесь лично, чтобы найти ответы на все профессиональные вопросы.
Важно понимать, что дизайн вы делаете не для клиента, а для клиентов клиента, то есть для его целевой аудитории.
Если заказчик не видит разницы (или даже не задумывался об этом), то это отдельная проблема, с которой вам нужно работать. Объясните, чем каждое решение, отражённое в ТЗ, поможет достичь нужного клиенту результата.
Когда вы проработали задание от клиента, материализовали диалог в написанное ТЗ, отправьте финальный документ заказчику на подпись и только после утверждения приступайте к работе. Не всё можно регламентировать на 100%, но предусмотреть частые проблемы очень желательно.
Не вываливайте на заказчика всё разом — переделок будет больше, и вы потратите много сил впустую. Идите постепенно и корректируйте ожидания заказчика по ходу работы.
Сделали эскиз — отправьте на согласование, собрали мудборд — покажите его, сделали макет одной стороны упаковки — продемонстрируйте заказчику, чтобы не переделывать всю развёртку. Муторно? Да, но это проще и быстрее, чем искать нового клиента и начинать всё сначала.
Каналы коммуникации
Что касается каналов сбора информации, то используйте все доступные, чтобы не упустить что-то важное.
А вот способ связи выбирайте осознанно. Прежде всего он должен быть удобен клиенту — и тут много вариантов. Например, одни заказчики предпочитают Skype, но стеснительных клиентов он может раздражать. А вас, может быть, напрягают частые звонки или аудиосообщения заказчиков (вы думаете, они вас контролируют, а им просто так удобнее и легче).
Как показать результат
Сделать дизайн — это только полдела. Другая половина — правильно его преподнести и «продать» клиенту. Отправить письмом? Проще простого! Только вот делать так не стоит. И вот почему:
- Письмо может не дойти или затеряться, попасть в спам, к заместителю и так далее. Или его получат и откроют сразу, но… не совсем вовремя. Не думайте, что ваш дизайн — самое важное для клиента и он ждёт его день и ночь. Клиент может получить ваше сообщение за чашкой кофе, перед сном или даже на пляже Бали, когда его внимательность и вдумчивость тоже отдыхают.
- Вы перекладываете работу по восприятию и пониманию на клиента. Кроме того, не всем дано «продать» идею, когда в помощниках только сопроводительный текст. Поэтому важно быть рядом, чтобы человек правильно понял, что вы ему нарисовали. Станьте живым переводчиком и защитником своего дизайна.
- Вы не видите эмоции клиента, когда он читает ваше письмо, и не можете скорректировать подачу, не делитесь с ним энергетикой, с которой работали над дизайном. Живая улыбка быстрее настроит на верную волну, а лишённый чувств текст может сыграть против вас. Пуская всё на самотёк, вы слабо влияете на восприятие клиента.
- Вы уверены, что ваш дизайн решает проблемы клиента, но последнему это далеко не очевидно, ему надо услышать ваши аргументы. Иногда он хочет, чтобы вы убедили его, что верно выбрали приёмы и элементы дизайна. Он платит за работу, поэтому заслуживает тщательной подачи результата.
- А ещё дизайн — это услуга. И, заказывая её, клиент не только хочет получить результат, но и ожидает от вас сервиса. А презентуя проект по почте, вы недодаёте клиенту то, на что он, возможно, рассчитывает.