Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#Руководства

Наброски человека: большой разбор и пошаговый план обучения

Как делать наброски людей, если вы никогда их не рисовали, — показываем поэтапно и делимся лайфхаками.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Рисование человека — сложная тема, но любую сложность можно разбить на более простые понятные шаги: проходить по одной ступеньке за раз, а не перепрыгивать всю лестницу сразу. В рисовании людей мы тоже последуем этому принципу и будем идти от простого к сложному.

Главное правило: не старайтесь делать всё идеально. Сейчас самое важное — просто пробовать и учиться.

Изучаем пропорции

Соблюдение пропорций помогает нарисованному человеку выглядеть «правильно»: наш мозг хорошо улавливает, когда в непропорциональной фигуре «что-то не так», даже если не может определить конкретную причину. Всё дело в нашей большой насмотренности: мы постоянно видим людей с раннего детства и на интуитивном уровне знаем правильные соотношения тела. Стилизация — отдельный случай, но её касаться сейчас слишком рано.

Чтобы использовать эти знания сознательно, нужно пропорции проанализировать и потренироваться их использовать, пока они не осядут в голове.

Базовые пропорции человека. Они измеряются в головах — сколько раз высота головы помещается в какой-либо части тела:

Изображение: Асета Лиева для Skillbox Media

Дополнительно запомнить и проверить пропорции помогут опорные точки и связи в теле:

Изображение: Асета Лиева для Skillbox Media

Это усреднённый идеализированный вариант. В реальности у людей пропорции варьируются — например, в росте конкретного взрослого человека будет помещаться семь, а не восемь голов. Но эта схема — отличный старт, чтобы понять самые главные соотношения в теле, и только потом углубляться в нюансы.

Мужские и женские пропорции. Базово они схожи. Главные различия в том, что у женщин:

  • плечи у́же, чем у мужчин;
  • бёдра шире;
  • талия чуть выше.
Изображение: Слава Лазарев / Skillbox Media

Практика. Лучший способ запомнить пропорции — нарисовать их очень много раз. Начните с рисования по сетке — возьмите для этого просто стоящего человека. Помните: двигаемся от простого к сложному.

Как делать.

1. Берём горизонтальный лист. Для цифры подойдёт любой горизонтальный формат холста — например, 2000×1600 пикселей. В левой части листа рисуем прямую вертикальную линию. Она должна занимать почти весь лист, но с небольшими отступами в несколько сантиметров сверху и снизу от края листа.

Изображение: Асета Лиева для Skillbox Media

2. Вертикальную линию делим на восемь равных частей. Необязательно вымерять их до миллиметра, можно сделать это на глаз. От каждого деления проводим вправо прямую горизонтальную линию — это будут ориентиры пропорций.

Если вы рисуете в цифре, не теряйте эту разметку — в дальнейшем она будет вашим шаблоном для набросков
Изображение: Асета Лиева для Skillbox Media

3. Внутри получившейся сетки намечаем тело человека:

  • Рисуем центральную линию как основу, на которую будем «нанизывать» фигуру.
  • Следом изображаем человека по описанным выше пропорциям: голову помещаем в самое верхнее деление, торс — во второе и третье и так далее. На этом этапе не нужно прорисовывать всё тело: нарисуйте условные формы для грудной клетки и таза как на картинке, а конечности изобразите линиями. Этого хватит, чтобы запомнить пропорции и не отвлекаться сейчас ни на что другое.

Получится такой палочный человечек:

Линии ног у человечка непрямые, потому что условно повторяют костное строение ног
Изображение: Асета Лиева для Skillbox Media

Когда с фигурой в анфас станет понятнее, попробуйте на шкале изобразить стоящего человека в профиль. Нарисуйте по сетке хотя бы 50 фигур, чтобы привыкнуть и уложить пропорции в голове, а лучше — больше.

Следующий шаг — рисование людей по сетке за ограниченное время. Можно воспользоваться сайтами Sketchdaily или Quickposes: они сами предлагают фотографии с натурой и следят за временем. Пока что выбирайте фото с людьми без одежды, так как ткань и складки скрывают тело и часто меняют его силуэт.

Для начала поставьте себе таймер на пять минут и потихоньку уменьшайте время, вплоть до одной минуты. Это поможет ещё лучше запомнить пропорции и быстро набить руку на практике. Главное правило — прекращайте рисовать, как только закончилось время. Не нужно дорисовывать то, что не успели.

Когда запомните пропорции и не нужно будет всё время обращаться к чек-листу, немного усложните задачу — уберите сетку и рисуйте стоящего человека без неё. Шаги будут схожи с предыдущими:

  • Рисуем вертикальную линию-основу.
  • На ней делаем зарубки для пропорций: отмечаем, где заканчивается голова, где начинается и заканчивается грудная клетка и так далее.
  • Поверх рисуем тело. Можно сначала овалами, а можно сразу набрасывать силуэт.

Вариантов без сетки тоже нарисуйте минимум 50 штук в разных ракурсах. Когда появится уверенность в этом шаге, переходите к следующему — к поиску линий движения.

Задача со звёздочкой — попробуйте порисовать таких человечков в разных позах:

Изображение из книги Эндрю Лумиса «Рисование фигуры»
Изображение: издательство «КоЛибри»

Находим линии движения

Линии движения, или линии действия, — это оси, которые проходят сквозь всю фигуру. С их помощью можно определиться с композицией и нарисовать основу для любых поз. Они словно проволока, на которую мы сверху будем надевать формы. Вертикаль из предыдущего шага — это тоже линия движения.

Главная задача линий движения — уловить пластику тела: его гибкость и плавность. Пластика присутствует во всём органическом вокруг нас вплоть до сухой травинки, и особенно — в человеческом теле. Она делает рисунок живым и текучим — без неё изображённая фигура получится деревянной.

Линии движения бывают трёх видов: C, S и I. Первые две придадут рисунку более изящный и плавный вид, а третья может сделать его резким и стремительным. Чаще всего встречаются мягко изогнутые C и S, а вот с I стоит быть осторожнее — с ней рисунок может выйти излишне статичным и негибким, особенно когда линия расположена вертикально.

Фото: Beyond Studios / Alexander Y / Shutterstock / Jennifer Günthel / JookpubStock
Фото: Jacob Lund / Shutterstock / hine-of-action / Ievgen Repiashenko / Shutterstock
Линия движения у фигуры посередине может быть как I, так и C — зависит от того, что вы хотите передать в рисунке: стремительность или гибкость
Фото: Robyn Rose / deviantart / laetitiamodel / bodiesinmotion

Практика. Двигаемся от общего к частному: сначала ищем главную линию тела, а потом переходим к отдельным конечностям.

1. Находим референсы — вспомогательные изображения, на которые художники опираются при рисовании. Для этого подойдут сайты Photo reference for comic artists, Quickposes, Sketchdaily, Bodiesinmotion, Artmodels360, Line of action, Characterdesigns, Human anatomy for artist.

2. По референсам на каждую позу рисуем одну линию движения — центральную ось, которая проходит через всю фигуру. Если вы рисуете в цифре, то сначала можно проводить линии прямо поверх фотографий, чтобы понять их логику.

Помните, линией движения вы обобщённо ухватываете самую суть позы. Поэтому она не может быть сложной — если у вас получился заборчик или змейка со множеством изгибов, упрощайте линию до одной из трёх форм: C, S, I.

Фото: Alexander Yakovlev / Het Nationaale Ballet Dutch National Ballet

3. Когда с центральной линией движения станет понятнее, намечаем дополнительно линии для конечностей. Они работают по тем же правилам и бывают трёх типов: C, S и I. Чтобы их изобразить, сначала проводим линии для наклона плечей и таза, а от них ведём линии движения для рук и ног.

Фото: Alexander Yakovlev / Het Nationaale Ballet Dutch National Ballet

4. На линиях движения ставим отметки для пропорций, чтобы не забывать о них. Если вы заметили, что какая-то из линий движения получилась слишком длинная или слишком короткая — просто поправьте её.

Фото: Alexander Yakovlev / Het Nationaale Ballet Dutch National Ballet

Рисуем болванку

Теперь учимся надевать на линии базовые формы: коробочки и цилиндры.

Умение изображать базовые формы в разных ракурсах — основа рисования. Этот навык в будущем позволит рисовать что угодно, потому что любой объект можно представить как коробочки и цилиндры: дома, машины, животных, людей.

Изображение: tenten云画画 / Artstation

Известный художник Ким Джун Ги с нуля рисовал иллюстрации со сложными ракурсами благодаря тому, что представлял всю композицию в виде кубов. Из-за большого опыта и постоянной практики ему не нужно было изображать сами коробочки, хватало просто учитывать их мысленно.

Вот так Ким разбивал тело на коробочки и вписывал фигуру в куб в любом ракурсе
Кадр: Kim Jung Gi / BeeBros / YouTube
Такие иллюстрации у него получались в итоге. Эта сложная композиция в мыслях Кима выглядела набором кубиков
Изображение: @kimjunggius / «Инстаграм»*

В рисовании человека это поможет изображать тело в любом ракурсе. Намного легче сначала набросать цилиндр и потом придать ему форму руки, чем сразу нарисовать руку в сложной перспективе.

Так до простых форм упрощаются рука и торс человека
Изображение: Слава Лазарев / Skillbox Media
Чтобы изобразить тело в непростом ракурсе, сначала в перспективе рисуют куб, а потом внутрь вписывают фигуру. Из книги Эндрю Лумиса «Рисование фигуры»
Изображение: издательство «КоЛибри»

Практика. Чтобы нарисовать болванку, нужно разбить фигуру на составные части:

  • голова — коробка;
  • шея — цилиндр;
  • торс — коробка;
  • таз — коробка;
  • плечо и предплечье — цилиндры;
  • кисть — лопатка;
  • бедро и голень — цилиндры;
  • стопа — лопатка;
  • суставы — шарики. Их особенно важно учитывать, если руки или ноги согнуты.

Коробочки и цилиндры надо «надеть» на линии движения. Не нужно идеально вписывать их в перспективу, сделайте это на глаз.

Линия движения можно подстереть или снизить их непрозрачность так, чтобы их всё ещё было видно, но они не перекрывали кубический рисунок
Фото: Alexander Yakovlev / Het Nationaale Ballet Dutch National Ballet

Нарисуйте как можно больше таких болванок, хотя бы 50 в разных и несложных ракурсах. Это очень важный этап, чтобы научиться рисовать человека в любых позах, поэтому чем больше практики — тем лучше. Даже очень опытные художники периодически возвращаются к рисованию болванок для тренировки.

Если с этим возникают сложности, потренируйтесь рисовать кубики отдельно. В этом вам поможет наша статья про основы перспективы.

Усложняем простые формы

Теперь нужно простым коробочкам и цилиндрам придать более сложную форму. Для этого мы словно обводим нашу болванку и показываем основные изгибы тела. Что важно учитывать:

  • Рисуйте обобщённые формы без лишних деталей. Не нужно изображать каждую чёрточку на теле и каждую незначительную выпуклость.
Рисовать форму каждой мышцы — не ошибка, но сейчас для этого слишком рано. Изучать мышечную структуру тела стоит только после того, как вы научитесь ухватывать базовые формы и будете готовы перейти на следующую ступень
Фото: Egolii / Shutterstock
  • Избегайте параллельных линий — их практически нет в человеческом теле, все линии и формы текучие. Асимметрия делает рисунок более живым и пластичным. Симметрия возможна, но в стилизации и с конкретной целью — например, чтобы передать в рисунке ощущение баланса и спокойствия.
Разберём на примере голени в анфас: она не симметрична, её линии не параллельны. Посмотрите, на какой разной высоте находятся самые широкие точки икроножной мышцы с одной и другой стороны
Фото: Human anatomy for artist
  • Задачка со звёздочкой: усиливайте изгибы тела для большей выразительности.
На этом наброске по сравнению с референсом торс сильнее уведён назад, а бёдра — вперёд, голова сильнее наклонена вниз, правое плечо приподнято, линия правой руки более округлая, а талия более выраженная
Фото: Jennifer Günthel / JookpubStock

В итоге у вас получится законченный скетч с фигурой человека:

Фото: Alexander Yakovlev / Het Nationaale Ballet Dutch National Ballet

Пошаговый алгоритм рисования человека

Когда вы попрактикуете эти шаги по отдельности, можно переходить к рисованию человека от и до за один присест. Алгоритм примерно повторяет этапы из нашего плана тренировок:

  • Находим референсы. Если хочется потренироваться — лучше идти на специальные сайты для набросков, которые мы упомянули выше. Если уже есть идея позы в голове, можно поискать под неё подходящий референс на Pinterest.
  • Намечаем линии движения: центральную ось, углы наклона плечей и таза, конечности. Ставим на них отметки для пропорций.
  • Надеваем на линии болванку из коробочек.
  • Поверх рисуем более сложные конкретные формы.
Алгоритм подходит для рисования как полноростовой фигуры, так и кадрированной
Фото: Kiselev Andrey Valerevich / Shutterstock

Чем больше тренироваться — тем меньше в дальнейшем нужны будут некоторые шаги. Например, опытные художники могут пропускать этап коробочек и сразу рисовать готовые формы, потому что все объёмы и ракурсы умеют учитывать в голове.

Полезные материалы и советы

Перечисленные шаги — базовая основа для рисования человека. Дальше можно закреплять всё частой практикой, углубляться в тему и брать на себя более сложные задачи. В этом помогут:

Полезные уроки. Лучше сначала обратиться к видеоурокам, поскольку они самые наглядные. Например, можно изучить:

Канал Александра Рыжкина, известного в художественных кругах преподавателя рисунка и пластической анатомии. Можно начать с видео:

Ютуб-канал Proko для тех, кто понимает английский. Стэн Прокопенко — один из самых популярных преподавателей по анатомии на YouTube. Для начала можно посмотреть эти уроки:

Анализ рисунков других художников. Изучение чужих методов работы поможет понять, какие инструменты и способы вы хотите применять в своём творчестве. Соберите работы иллюстраторов, чьи рисунки с людьми вам нравятся. Проанализируйте:

  • Как они обращаются с пропорциями?
  • Насколько детально они рисуют человека?
  • Как изображают формы?
  • Что именно вам нравится в их рисунках?

Попробуйте покопировать эти рисунки с упором на те элементы, которые вам приглянулись. Это поможет натренировать руку и на практике понять, какими методами работают любимые художники. Главное — копировать вдумчиво, а не просто срисовывать линии. Для этого во время рисования обращайте сознательное внимание на особенности оригинала: какие там формы, какой характер у линий, сколько деталей.

Изучение людей вокруг. Понаблюдайте за собой, близкими и друзьями — посмотрите на соотношения в теле, особенности движений и то, как меняются формы в зависимости от ракурса.

И не отчаивайтесь, если у вас не выходит «идеально» с первого, пятого, десятого и двадцатого разов — так и должно быть, это нормальная часть учёбы. Отнеситесь к себе с заботой и дайте себе время на планомерный прогресс. Со временем вы заметите, что стали точнее определять пропорции, быстрее рисовать болванку, лучше ухватывать пластику. В любом деле — а в рисовании особенно — успех только так и достигается: с помощью небольших постепенных шагов.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Профессия Коммерческий иллюстратор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована