Дизайн
#статьи

Как создавали логотипы «Билайна», «Северстали» и других российских брендов

Вино из Италии, мандарины из Турции, часы из Швейцарии... А как насчёт привозного дизайна? У нас есть интересные истории!

Оля Ежак для Skillbox Media

Крупные компании — самые желанные клиенты дизайнеров, ведь речь идёт о больших бюджетах и солидной строчке в портфолио. Однако даже топовым российским студиям не всегда удаётся поработать с именитыми брендами: многие предпочитают обращаться за дизайном в международные агентства.

Насколько это оправданно — трудно судить. Любопытно, что в выборе подрядчиков для создания фирстиля у наших брендов есть своя мода: несколько мировых агентств регулярно поставляют дизайн в Россию. Рассказываем о результатах их работы — успешных и спорных.

Wolff Olins

Это одно из самых известных в мире брендинговых агентств, у истоков которого стояли два друга — специалист по рекламе Уолли Олинс и дизайнер Майкл Вольф. Кстати, семья Вольфа — русские эмигранты, которые бежали в Европу во время революции.

Среди клиентов Wolff Olins — Google, Uber, Amazon и Skype. Компанию основали в 1965 году в Лондоне, а сейчас открыты ещё два офиса — в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Уйма знакомых нам «российских» логотипов сделаны в Wolff Olins.

Полоски «Билайна»

Возможно, вы помните самый первый логотип этого мобильного оператора:

Первый логотип «Билайн». Изображение: «Билайн»

В 2005 году «Билайн» решил провести ребрендинг и кардинально изменить фирменный стиль. В портфолио Wolff Olins как раз был успешный кейс в нужной сфере — разработка визуальных коммуникаций первого телеком-бренда Orange, так что «Билайн» стал сотрудничать именно с этим агентством. В Wolff Olins предложили «полосатую» концепцию — обыгрывая название бренда, но не изображая пчелу буквально.

Логотип Beeline с 2005 года. Изображение: «Билайн»

«Билайн» использует этот дизайн до сих пор, и он совсем не кажется устаревшим. Шестнадцать лет — это солидный срок службы для логотипа: можно смело сказать, что работа Wolff Olins оказалась успешной.

Яйцо МТС

Спустя год в Wolff Olins обратился прямой конкурент «Билайна» — МТС. Напомним — так выглядел первый логотип компании:

Первый логотип МТС. Изображение: МТС

В агентстве предложили новый дизайн с логотипом-яйцом. Нестандартное решение было встречено противоречивыми отзывами и до сих пор иногда становится предметом шуток.

Логотип МТС с 2006 по 2010 год. Изображение: МТС

Несмотря на загадочность символа, концепт сохранился по сей день. Компания несколько раз проводила редизайн, который касался только нюансов: современная версия знака экосистемы МТС — это красное яйцо без квадратной подложки. Кстати, эту работу выполнили в сотрудничестве с другим, менее известным иностранным агентством — британским ASVK Consulting.

Современный логотип МТС. Изображение: МТС

Wolff Olins активно работали с Россией в 2000-х и начале 2010-х годов — сейчас сотрудничество прекратилось. Но визуальные решения, разработанные в агентстве, по-прежнему вокруг нас. Айдентика «Билайна» не изменилась, а логотип МТС хоть и обновляли, но незначительно.

И многое другое

В Wolff Olins также занимались визуальными коммуникациями «Альфа-Банка», автомобильных заводов ГАЗ, «Евросети» и даже более мелких компаний — например, производителя овощей «Белая Дача».

Интересная история российского брендинга связана лично с Майклом Вольфом, который в начале нулевых ушёл из агентства и работал на себя. В 2010 году он занялся перерождением российского банка «Лайф». Название заменили на оптимистичное «Пойдём!», а в айдентику добавили котиков — ещё до того, как это стало мейнстримом!

Такой неформальный дизайн для финансовой организации — это диковинка на российском рынке. Людей, привыкших с осторожностью относиться к кредитам и вкладам, дружелюбные котики могут даже отпугнуть. Широкой известности банк не получил, но и не закрылся за десять лет — а это тоже неплохой результат. И «Пойдём!» уж точно никак не спутать с конкурентами.

Saffron Brand Consultants

Перейдём к современным кейсам — в последние годы с нашими компаниями сотрудничает агентство Saffron. Это, кстати, ещё одно детище Уолли Олинса. Агентству в этом году исполняется 20 лет, а в портфолио Saffron — работы для Siemens, YouTube, Facebook*, а также других мировых и российских корпораций.

Современный «Ростелеком»

До 2018 года символом бренда было стилизованное ухо — тогда «Ростелеком» развивался как телефонная компания.

Логотип «Ростелекома» с 2011 по 2018 год. Изображение: ПАО «Ростелеком»

Когда приоритетом провайдера стали цифровые технологии, для пользователей добавили новые сервисы и тарифы — и потребовался ребрендинг. Над ним потрудились два агентства в коллаборации: российский Bootleg и британский Saffron.

Логотип «Ростелекома» с 2018 года. Изображение: ПАО «Ростелеком»

Работа над новым образом компании потребовала рекордного (даже по меркам больших корпораций) срока — полтора года. Российское агентство занималось стратегией и позиционированием, а Saffron привлекли для обновления дизайна. Знак с перекрученной лентой призван показать человеческую сторону технологий, а за счёт расширения фирменной палитры айдентика стала более гибкой.

Изображение: консалтинговая компания Saffron Brand Consultants

«Ситимобил» в ритме города

Раньше отличительным знаком этого бренда такси были оранжевые шашечки, напоминающие дома:

Первый логотип «Ситимобил». Изображение: «Ситимобил»

В 2021 году компания обновила визуальную концепцию. Центральным элементом айдентики стал шрифтовой логотип с изменяющейся формой букв. Он отражает ритм большого города и имеет анимированную версию для использования в интернете:

Citymobil title from Saffron Brand Consultants on Vimeo.

Хотите углубиться в типографику, научиться сочетать шрифты и создавать на их основе логотипы? Записывайтесь на курс Skillbox!

Над разработкой шрифта и логотипа «Ситимобила» трудились специалисты американской студии Contrast Foundry, а в Saffron занимались обновлением айдентики в целом. Кейс на сайте агентства ещё не опубликован полностью, но компания уже вовсю использует новый стиль на сайте, в приложении и в соцсетях.

Landor & Fitch

Это ещё одна международная компания, которая плотно сотрудничает с Россией — причём на протяжении уже многих лет. Landor & Fitch — одно из старейших брендинговых агентств, оно создано в 1941 году. Первый офис был открыт в Сан-Франциско, а теперь представительства есть по всему миру — с 2012 года и в Москве.

Открытие офиса знаменовало расширение сотрудничества с Россией. Но отсутствие Landor & Fitch в Москве ранее не мешало крупным компаниям заказывать айдентику за океаном. Например, специалисты этого агентства превратили авиакомпанию «Сибирь» в S7 с полным обновлением визуальных коммуникаций, проводили ребрендинг Tele2, «Татнефти» и ещё нескольких компаний. Давайте остановимся на самых свежих кейсах.

Цифровая «Северсталь»

До ребрендинга символ «Северстали» выглядел так:

Логотип «Северстали» до 2020 года. Изображение: «Северсталь»

В 2020 компания взяла курс на расширение продуктовой линейки и новые сервисы. Landor & Fitch сделали новый разнообразный фирменный стиль и расширили цветовую палитру. Учитывая, что коммуникация с потребителем за время пандемии почти полностью перешла в интернет, логотип упростили для удобства использования в цифре. Также в айдентику добавили новые паттерны и иконки.

Модный молодёжный «Сбер»

Один из самых громких ребрендингов прошлого года также проводили в сотрудничестве с Landor & Fitch. Предыдущий логотип Сбербанка выглядел так:

Логотип Сбербанка до 2020 года. Изображение: ПАО «Сбербанк»

Ребрендинг сделали радикальный — новый фирменный стиль «Сбера» пусть не настолько игривый, как у банка «Пойдём!», но тоже вполне неформальный.

Работу вели в Landor & Fitch, подключая для отдельных задач другие агентства и студии, — среди них «Щука», Paratype, Superdesigners и Media.Work. Целью ребрендинга было создание современного имиджа банка и построение экосистемы. Некоторым дизайн показался спорным: обновлённый «Сбер» породил много мемов в соцсетях и встретил критические оценки в профессиональной среде — например, от студии «Логомашина».

Лаконичная «Лента»

Сеть гипермаркетов объявила о ребрендинге в мае этого года. На старом логотипе был изображён подсолнух с лепестками.

Логотип «Ленты» до 2021 года. Изображение: «Лента»

Компания запланировала развивать новые форматы: минимаркеты, супермаркеты и онлайн-торговлю — с этим и связана необходимость ребрендинга. Новый логотип стал минималистичным и современным: изменили стиль изображения подсолнуха и фирменный шрифт.

Работу проделали в Landor & Finch совместно с бренд-специалистами «Ленты». Новый фирменный стиль только начинают внедрять: скоро на всех гипермаркетах сменятся вывески, будут появляться новые торговые точки.

Конечно, отнюдь не все крупные российские бренды «упакованы» иностранцами — есть и крутые отечественные примеры. Айдентику Ozon сделали в российском агентстве Red Keds. Фирменный стиль «Перекрёстка» создали в Suprematika. Над визуальными коммуникациями Lamoda работали в агентстве «Щука». А иногда российские дизайнеры сотрудничают с западными для решения точечных задач и обмена опытом.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована