Дизайн
#статьи

Как перейти из графического дизайна в IT-проекты

История арт-директорки Виолетты Постновой.

Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media

Есть мнение, что в IT работают только программисты, тестировщики и аналитики, однако дизайнеры — тоже одни из ключевых работников в этой сфере. Арт‑директор и партнёр студии ESH Gruppa, преподавательница Школы дизайна ВШЭ кафедры «Дизайн и программирование» Виолетта Постнова рассказывает, как поменяла графический дизайн на проектирование интерфейсов, объясняет, сложно ли это сделать, и делится советами с теми, кто тоже готов к такому шагу.

Виолетта Постнова


Арт-директор и партнёр студии ESH Gruppa, преподаватель кафедры «Дизайн и программирование» Школы дизайна ВШЭ.

Выпускница мастерской Бориса Трофимова Высшей академической школы графического дизайна.


Ссылки

Об образовании и первой работе

Так сложилось, что с достаточно раннего возраста у меня был доступ к компьютеру и графическим редакторам. Тогда это были CorelDRAW, Photoshop 5, Macromedia Flash. Я делала смешные мультики, рисовала разные штуки. Мне нравилось, что это может развлечь моих зрителей — родственников и друзей.

Сначала я училась в художественном институте в Новосибирске на факультете дизайна, где на втором курсе мы рисовали горшки на фоне тканей. Мои ожидания и учебная реальность не совпадали. Тогда я купила учебник по InDesign, в котором, помимо туториалов, объяснялись и правила работы с типографикой. В тот год (2008-й) я бросила институт, уехала в Москву, нашла работу — меня порекомендовала знакомая в качестве верстальщика. Я делала книгу по макету, автором которого была Наталья Бисти.

В 2011 году я окончила мастерскую Бориса Трофимова в Высшей школе графического дизайна, в 2015-м — бакалавриат по дизайну в Институте бизнеса и дизайна, тоже в мастерской Трофимова.

Опыт я получила такой: важно следить за новыми технологиями и брать дело в свои руки. Образование — это только твоя ответственность, не стоит ждать, пока научат, — учиться нужно самой.

О графическом дизайне

До 2016 года я проектировала айдентику брендов, работала с многостраничными изданиями и печатной продукцией, разрабатывала навигацию, в общем — трудилась как графический, коммуникационный дизайнер.

Однако графический дизайн начал меня разочаровывать: я осознала, что при проектировании айдентики результат во многом зависит от коммуникации с заказчиком, а не от того, насколько у меня крутые хард-скиллы. Об этом мало говорят, но в нашей профессии очень важны личные качества человека: открытость, дружелюбие, терпение, участие, а также умение вести переговоры, лавировать в кризисных ситуациях, чувствовать ситуацию, уметь сгладить конфликт.

В какой-то момент я устала и не понимала, как сделать эту часть работы менее травмирующей. Мне захотелось работать в сфере, где можно в качестве аргумента сослаться на цифры и доказанные исследования, минимизировать необходимость читать мысли. Я решила, что должна разобраться в проектировании интерфейсов, — наивно полагая, что это решит мои проблемы.

О переходе в IT

Мне пришлось учиться: цифровое пространство требует другого подхода к проектированию — как концептуально, так и с точки зрения инструментария (и это только верхушка айсберга).

Я осваивала новые инструменты, изучала кейсы, много читала о методологиях проектирования, исследованиях, метриках. Я также подписалась на специалистов, которые делились опытом. Ещё я анализировала и разбирала существующие продукты, которые мне нравились на тот момент. Чтобы разобраться с темой варфреймов и прототипирования, я собирала собственные UI kit и конструкторы для прототипов. Но самое важное: новые знания старалась «запихнуть» в свои проекты.

Так как я решила разбираться в профессии с помощью реальных кейсов, то приняла предложение сделать первый интерфейсный проект без строгого дедлайна. Это был цифровой интерфейс Moorea — исследование острова во французской Полинезии.

Проект выглядел очень сложным для начинающего проектировщика интерфейсов, я делала его одна. Чтобы минимизировать ошибки, я нашла специалиста, с которым можно было посоветоваться. Им стал Николай Реутин, нынешний руководитель дизайн‑департамента проектов РБК. Я показала ему эскизы, задала необходимые вопросы — это помогло завершить проект.

Изображение: предоставлено Виолеттой Постновой
Изображение: предоставлено Виолеттой Постновой
Изображение: предоставлено Виолеттой Постновой

Сегодня есть сервисы, где за небольшие деньги можно спросить совета у специалиста, а тогда мне пришлось собраться с духом, чтобы написать малознакомому крутому Николаю и обременить его своим визитом. Тогда это казалось мне непростым решением, а сейчас мы дружим.

Параллельно я разбиралась в веб-вёрстке, верстала лендинги и небольшие сайты, изучала доступные в Сети статьи и материалы по теме. Переход в новую сферу происходил постепенно, я совмещала работу графического дизайнера с заказами по проектированию веб-интерфейсов и приложений.

Через год фриланса мы с Николаем открыли свою дизайн-студию, вместе искали и делали IT-проекты. Компания работала пару лет. Потом меня пригласили стать частью команды ESH Gruppa — как партнёра и арт-директора цифровых проектов. Это произошло после того, как я сделала сайт театра «Практика».

Изображение: театр «Практика» / предоставлено Виолеттой Постновой
Изображение: театр «Практика» / предоставлено Виолеттой Постновой
Изображение: театр «Практика» / предоставлено Виолеттой Постновой

Тема коммуникации в итоге меня встретила и в IT, от неё так просто не получилось убежать. Это важная грань нашей профессии: нужно развивать софт-скиллы, читать книги про риторику и переговоры, работать над собой. Например, успех запуска сайта и билетной системы театра «Современник» в конце 2021 года во многом зависел от результата переговоров.

Изображение: театр «Современник» / предоставлено Виолеттой Постновой
Изображение: театр «Современник» / предоставлено Виолеттой Постновой
Изображение: театр «Современник» / предоставлено Виолеттой Постновой
Изображение: театр «Современник» / предоставлено Виолеттой Постновой

Советы желающим перейти в IT

  • Сменить профессию или сферу деятельности трудно ровно настолько, насколько сложно изучать любой новый навык: язык или игру на музыкальном инструменте. Если практика освоения нового — часть вашей жизни, то всё не так страшно.
  • Готовьтесь встретить сопротивление. Это не повод остановиться, это индикатор того, что вы на правильном пути и нужно подключить усидчивость.
  • Ставьте цели. Спланируйте реалистично, в какой точке вы бы хотели оказаться через год или два и что для этого можно сделать.
  • Выбирайте не место обучения или работы, а человека, с которым вам бы хотелось трудиться или у которого вам бы хотелось поучиться.
  • Планируйте рабочее время так, чтобы в вашей неделе были часы, в которые вы занимаетесь своим портфолио.
  • Расширяйте круг общения среди специалистов.
  • Не забывайте заботиться о гармоничном расписании, о своём ментальном и физическом здоровье. Хороший дизайнер — здоровый и трудоспособный человек, который поел, поспал и погулял.
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована