Дизайн
#Мнения

Как отличить хорошую кириллицу от плохой

Показываем на примерах.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Дизайнеры любят латинские шрифты за выносные элементы и чёткое построение букв. В тексте их легко воспринимать, они сбалансированы благодаря выступающим элементам.

Кириллицу же ругают за обилие вертикальных штрихов и диагоналей, малое количество выносных элементов. В большинстве текстов кириллические буквы одной высоты, поэтому образуют «заборчик».

Однако не бывает плохих алфавитов, есть лишь некачественно сделанные шрифты. В этой колонке расскажем, как отличить хорошую кириллицу от плохой.

Буквы-маркеры

Давайте посмотрим на кириллический шрифт Golos от компании Paratype — красивый, понятный, бесплатный.

Изображение: Dotorg

В кириллице есть несколько букв, при взгляде на которые становится понятно, разрабатывался ли шрифт профессионалами или создатели не понимали, что творят. Это буквы:

— Л и Д.

Особенность Л — характерный хвост в сторону. Именно он отличает Л от П, поэтому нельзя П превратить в Л, дорисовав небольшой отросток влево. Буква П — широкая, Л у́же, и хвостовой изгиб начинается от середины штриха, а не в самом конце.

Зато Л дружит с литерой Д — это родственные знаки. В шрифте их изгибы должны быть похожи и перекликаться друг с другом — тогда текст становится приятно читать.

Изображение: Dotorg

Л и Д могут быть прямоугольными или треугольными. Считается, что треугольный вариант более «исторически-винтажный» и сейчас не так активно используется. Самое главное — характер написания в этих буквах должен совпадать: если Л в шрифте треугольная, то и Д должна быть такой же.

Изображение: Dotorg

— б.

Строчная буква б не должна быть похожа на цифру 6. У б хвостик сверху с двумя прогибами: сначала поднимается вверх, потом изгибается в сторону.

У цифры 6 хвост изгибается один раз. Также различается овал: у б большой овал, в высоту строки, у шестёрки он меньше. Исключение составляют только сверхжирные шрифты, в которых необходимо компенсировать объём.

Изображение: Dotorg

— Ф.

Взять О, добавить палку посередине — не получится. При печати линии сольются в одно жирное пятно. Нельзя также взять две буквы о, разделить чертой и выдать за полноценную литеру ф. Получится буква, в которой много внутреннего пространства, есть «уплотнения» в стыке вертикального штриха и букв о. В наборе она сразу будет бросаться в глаза.

Изображение: Dotorg
Изображение: Dotorg

Буква Ф бывает одночастная (с одним овалом) или двухчастная (с двумя овалами). Оба варианта правильные. Например, в шрифте Golos ф одночастная, в шрифте Verdana — двухчастная.

Изображение: Dotorg

Смешивать два подхода в одном шрифте — дурной тон. Строчная и прописная ф должны сочетаться друг с другом. Овал у буквы полноценный, в высоту строки. Выносные элементы Ф выходят за край строки.

Изображение: Dotorg

Для того чтобы протестировать шрифт, есть специальные фразы, в которых сразу использованы все или почти все буквы алфавита. Называются такие фразы панграммами.

Для каждого алфавита — свои панграммы. Например, для латиницы это фраза The quick brown fox jumps over the lazy dog («Шустрая бурая лисица прыгает через ленивого пса»).

Фраза на кириллице: «Съешь же ещё этих мягких французских булок да выпей чаю». Популярностью она обязана Microsoft, который использует её в своих файлах.

Изображение: Dotorg

Есть и другие варианты:

  • «В чащах юга жил бы цитрус? Да, но фальшивый экземпляр!» (используется для проверки телеграфной связи, поэтому тут нет букв ъ и ё).
  • «Широкая электрификация южных губерний даст мощный толчок подъёму сельского хозяйства».
  • «Друг мой эльф! Яшке б свёз птиц южных чащ!»

Как выглядят неудачные буквы

Посмотрите на эту иллюстрацию со строчными и заглавными буквами.

Изображение: Dotorg

Верхняя строка:

  • л не дружит с д, у них по-разному прорисованы изгибы;
  • буква Л — переделанная П с дорисованной ножкой;
  • ф состоит из двух о, поэтому раздалась вширь и залипла. Она также не сочетается со своей заглавной сестрой. Маленькая — двухчастная, большая — одночастная. У прописной Б «отгрызли» половину шапочки.

Средняя строка:

  • Л — мутант. Она застряла между треугольным и прямоугольным начертанием, получился непонятный гибрид;
  • у Д отрезали выносные элементы и сделали ущербной;
  • б слишком залипшая, овал меньше высоты строки.

Нижняя строка:

  • л не гармонирует с д, они разные. Выносные элементы Д превратились в ножки жука;
  • б слишком широкая, огромная, занимает много места, у неё нет изгиба;
  • ф — «забитая» и заморённая, даже до высоты строки не достаёт. А у заглавной версии обрезали верхний штрих.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Шрифт в дизайне Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована