Как Анри Тулуз-Лотрек создал визуальный стиль Belle Époque
И стал отцом современного плаката и типографики.
Belle Époque — так называют период на рубеже XIX–XX веков, когда мир ещё не знал, что такое мировые войны, и мало задумывался, что прогресс может использоваться не для блага человечества, а для его уничтожения. Это золотой век кабаре, время расцвета фотографии, что, конечно, не могло не отразиться в искусстве. Одним из самых ярких и самобытных художников того времени стал Анри Тулуз-Лотрек.
Травмы, определившие жизнь
Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа родился в аристократической семье, и его жизнь должна была пройти среди балов, охоты и верховой езды. Но в 13 лет он получил перелом шейки сначала правого бедра, а через полгода — левого. Кости срастались медленно, вероятно, из-за наследственных заболеваний: его родители приходились друг другу кузенами.
Ноги художника так и не выросли и остались длиной около 70 сантиметров, а сам Тулуз-Лотрек был ростом чуть более полутора метров.
Это поставило крест не только на карьере, но и на личной жизни — все его романы были неудачными. Сам Тулуз-Лотрек при этом не был лишён самоиронии и как-то заявил со смехом, что «хотел бы увидеть женщину, любовник которой ещё уродливей, чем я». Несмотря на эти неудачи, Тулуз-Лотрек нашёл себя в творчестве.

Художник переехал из родного города Альби в Париж, где обосновался на Монмартре и учился у живописца Леона Бонна.
В те годы район привлекал разнообразных деятелей искусства, так как цены на жильё здесь были не такими высокими, как в центре города. В Belle Époque на Монмартре жили и работали Ренуар, Ван Гог, Утрилло, Руссо, затем Пикассо, Модильяни и другие художники. Любимым местом встречи для парижской богемы тех времён были бары и кабаре, в их числе знаменитый «Мулен Руж».

Именно танцовщицы этого кабаре стали в итоге любимыми моделями для Тулуз-Лотрека — Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.
Среди других персонажей, привлекавших внимание художника, была и постоянная посетительница «Элизе-Монмартр» — девушка, которую Тулуз- Лотрек называл Рыжей Розой. Она быстро стала одной из его любимых моделей. Ей посвящена, в частности, картина «В Монруже».
Творчество и новаторство
На работу Тулуз-Лотрека явно влияли постимпрессионисты, в частности Поль Сезанн, Эдгар Дега, а также японские цветные гравюры по дереву. Художник одним из первых серьёзно занялся созданием афиш и литографий, превратив их в самостоятельное направление искусства.

Тулуз-Лотрек был хорошо знаком с владельцем «Мулен Руж» и, прекрасно зная местную атмосферу, убедил хозяина в том, что способен создать для заведения по-настоящему яркую и запоминающуюся рекламу. В те годы дела кабаре шли не лучшим образом, поэтому у Шарля Зидлера фактически не оставалось выбора — он согласился на эксперимент.
Однако, когда художник представил первый макет, Шарль Зидлер был в шоке. Он даже усомнился в зрелости и профессионализме Тулуз-Лотрека как автора плакатов. Тем не менее именно эта афиша произвела сенсацию: свежая, смелая, необычайно простая по подаче, она мгновенно привлекла внимание публики. В «Мулен Руж» потянулись посетители, а к молодому художнику — заказы.

В своих плакатах Тулуз-Лотрек использовал визуальные приёмы, которые делали его стиль очень узнаваемым.
Он выбирал акцент на линии и силуэты, «экономил» штрихи и оставлял плоские цветовые поля, как на японских гравюрах укиё-э. Композиция на плакатах была асимметричной, персонажей художник изображал крупным планом, но зачастую они «отворачивались» от зрителя. Их узнавали по силуэту, причёске или особенностям стиля — например, по перчаткам до локтей: их носила танцовщица Иветта Гильбер.
Влияние плакатов Тулуз-Лотрека на развитие графического дизайна
Работы художника отличают яркие цвета, «экономия» линий и характерная упрощённая стилизация — это близко к принципам, которые позже лягут в основу графического дизайна.
Он гармонично соединял текст и изображение — надписи на плакатах Тулуз-Лотрека не просто информируют, а сами становятся частью композиции, усиливая эмоциональное воздействие. Одним из приёмов, которым пользовался художник, стало частичное закрытие шрифта, — например, на плакате «Амбассадор» (Ambassadeur) 1892 года буквы скрыты шляпой.

Плакаты художника распространялись массово — они не были элитарным искусством, а обращались к широкому потребителю. Это сделало визуальную культуру более доступной и повлияло на визуальный язык массовой рекламы и дизайна.
Кроме того, Тулуз-Лотрек показывал сцены из бурной парижской жизни, из жизни кабаре, артистов и обывателей. Его графика стала способом рассказывать о городской культуре и личностях. Сейчас визуальный сторителлинг — один из ключевых аспектов графического дизайна.
Тулуз-Лотрек умер в молодом возрасте, ему было всего 37 лет. К преждевременной смерти привели алкоголизм и сифилис. Несмотря на такую короткую жизнь, он оставил после себя значительное творческое наследие: 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунка, а также несколько изделий из керамики и витражей. При жизни его работы критики воспринимали недоброжелательно, но после смерти к нему всё же пришло признание. Его творчество нашло отражение в работах таких художников, как Эдвард Мунк и Амедео Модильяни.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!