Дизайн
#Интервью

Взрослое искусство и детские игрушки

Как в JOUJOU kids делают пазлы по итальянской живописи Возрождения и аппликации по Левитану в коллаборациях с серьёзными музеями.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Российский бренд JOUJOU kids молод: он существует с 2023 года. Под этой маркой небольшая команда выпускает познавательные пазлы, развивающие игры и наборы для детей от двух до десяти лет. Всё производят в России.

Мы поговорили с сооснователем проекта Ириной Воротынцевой о том, какой интеллект развивает акварельная иллюстрация, почему в музейных магазинах так мало предметов для детей и с чем серьёзным мечтает поработать маленький локальный бренд.

Ирина Воротынцева

Соосновательница бренда дидактических детских игрушек JOUJOU kids.


— Как появился бренд?

— До того как создать JOUJOU kids, я работала в сфере финансов. Но мне всегда были близки творчество и искусство, я много читаю и путешествую, что развило хорошую насмотренность.

Проект мы запустили вместе с коллегой Ульяной, с которой познакомились в бизнес-школе «Сколково». В 2022 году многие зарубежные бренды игрушек ушли из России. Поэтому мы решили придумать что-то своё, взяв за референсы идеи, которые нравились, — например, скандинавский бренд Kid’s Concept. Но у них такие материалы и краски, что производство будет слишком дорогим и сложным для нашей реальности.

Пазл для годовалых детей и палатка-магазин Kid’s Concept
Изображение: Kids Concept

Нам было важно сделать не просто игрушку, а красивую и полезную вещь, которая будет долго служить. Мы обратились к промышленным дизайнерам, встречались с выпускниками ВШЭ, БВШД, но предлагаемые варианты не нравились.

Российские игрушки уступают зарубежным в дизайне: чего-то интересного, дизайнерского практически нет. Многим кажется, что они должны быть простыми, как неваляшка, а дизайн — это для взрослых. Когда говоришь «дизайнерская игрушка», возникает ассоциация с чем-то дорогим, коллекционным. А детям подойдёт либо то, что не жалко ломать, либо игрушки формата Монтессори.

В какой-то момент появилась идея дидактических пазлов. Мне нравится ботаническая английская иллюстрация — у меня даже есть коллекция ботанических дневников разных времён. Так пришла идея перенести на деревянную поверхность дневник начала XX века и добавить к нему полезные сопроводительные материалы.

Колос пшеницы, коллекция музея естественной истории в Лондоне. Дикий душистый горошек, коллекция Смитсоновского музея американского искусства
Изображение: The Natural History Museum / Google Arts and Culture / Smithsonian American Art Museum / Google Arts and Culture

Чтобы выпустить первый продукт, мы работали с ассоциацией ботанических иллюстраторов. В октябре 2023 года вышел наш первый пазл.

Энциклопедический пазл «Дуб»
Фото: JOUJOU kids

Наши пазлы деревянные. Это тематические наборы: животные, мода, праздники, регионы и страны, транспорт, алфавит, фрукты и овощи, искусство. Есть игры для школьников, которые начали изучать биологию: «Животная клетка», «Растительная клетка», серия игр про жизненный цикл растений и животных — например, о том, как из яйца получается курица.

Фото: JOUJOU kids

Над одним набором работает до десяти специалистов: только иллюстраторов 3–4 человека. Есть методисты, психологи, с которыми мы разрабатываем и адаптируем текст, арт-директор. Иногда подключаем других: например, игру «Мама и детёныши» разрабатывала Ульяна Кириллина, известный логопед-блогер.

— Почему в дизайне используются акварельные иллюстрации?

— Рисунки в акварельной технике наиболее эстетично и в приятной форме передают реалистичную картинку.

Мы хотели сделать дизайнерские игрушки — чтобы они были красивыми, полезными и развивали эстетический интеллект. Сегодня родители отдают детей на шахматы, покупают развивашки для логики, чтения, но эстетический интеллект не менее важен. Наши игрушки с детства формируют насмотренность.

Фото: JOUJOU kids
Благодаря надписям на английском игрушка полезна ребёнку в разные годы его жизни. Например, пока он маленький, он может тренировать на ней моторику, затем — читать, понимать смысл
Фото: JOUJOU kids

— Почему вы решили пойти навстречу «серьёзному искусству» и работать в коллаборациях с музеями?

— В России пустует ниша детской музейной сувенирной продукции. Это сложно и не так прибыльно. Индустрия игрушек большей частью заточена на получение прибыли, а работа с музеями — не про деньги.

Зайка Миффи в платье с изображением «Звёздной ночи» Ван Гога. Шахматы с иллюстрациями Кита Харинга. Всё из магазина МоМА
Фото: Miffy and Friends / MoMA Design Store / Keith Haring / MoMA Design Store

Мы тратим на работу с музеями гораздо больше усилий и ресурсов, чем на работу с розницей. Это всегда большое число согласований, в том числе с музейными сотрудниками: искусствоведами, экспертами по тематике, пиар-службой. Музеи заказывают небольшие партии, а тебе как предпринимателю выгоднее большой тираж.

Но для музеев детская тема — один из приоритетов. Если вы посмотрите, то сегодня в большинстве институций есть квесты, экскурсии для детей, мероприятия и мастер-классы, и они открыты к интересным предложениям. Например, у Пушкинского музея небольшой магазин, но к каждой выставке есть свой мерч и сувениры. У Третьяковской галереи много филиалов и магазинов: там можно найти и книги, и материалы к выставкам, и открытки, и канцелярские товары, и магниты. Им тоже это интересно.

— Как у молодого бренда получилось сделать коллаборации с самыми известными музеями России?

— Первым к нам пришёл Пушкинский музей: сотрудница-маркетолог, сама мама, увидела JOUJOU в социальной сети. Она предложила попробовать разработать что-то к выставке «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко». Так мы придумали пазл с шедеврами итальянской живописи.

Нам удалось «смэтчить» взрослое искусство и детские игрушки.

Дидактические пазлы «Эмполи. Натюрморт» и «Монари К. Натюрморт с письменными принадлежностями»
Изображение: Пушкинский музей

Это был интересный вызов: когда стали изучать детские музейные игрушки, оказалось, что в основном мерч для музеев производят дизайнерские компании на аутсорсе.

Музейный мир тесен. Все следят друг за другом, поэтому после одной коллаборации к нам пришёл Еврейский музей и центр толерантности с выставкой «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие», — мы сделали для них игру. Затем сотрудничали ещё раз с Пушкинским музеем, Третьяковской галереей, Музеем Фаберже и Музеем Москвы.

Деревянный пазл-раскраска с изображением работы Давида Штеренберга «Натюрморт с чёрным подносом» к выставке «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие». Музеи предоставляют бренду материалы к выставке и помогают креативной команде
Изображение: Еврейский музей и центр толерантности

С музеями непросто работать: во-первых, каждый хочет что-то, чего нет у других. Во-вторых, у их команд есть свои идеи, задачи и согласования, которые мы должны учитывать.

В-третьих, мы должны адаптировать серьёзную информацию для детей — для этого используем разные коды, символы и консультируемся с методистами. Например, итальянский натюрморт мы раскрывали через символизм — что какой предмет обозначает. Где-то раскрывали информацию через костюм, также пишем сопроводительный текст о художнике.

Сейчас мы готовимся к выставке «Передвижники» в Третьяковской галерее, где есть, например, «Золотая осень» Левитана. Мы придумали аппликацию-игрушку осеннего пейзажа из дерева и фетра: это можно собрать, разобрать, раскрасить и потрогать.

Набор деревянных мини-пазлов «Крестьянка» по мотивам картин Филиппа Малявина и Абрама Архипова
Фото: JOUJOU kids
Пазл-тетрис из разных фрагментов картин к выставке «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»
Фото: Государственная Третьяковская галарея

И есть одна сложная тема, которую хочется попробовать, — иконы и религия. Через цвет, символизм, формы раскрыть для детей смыслы и эстетику этого культурного направления.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Коммерческий иллюстратор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована