Взрослое искусство и детские игрушки
Как в JOUJOU kids делают пазлы по итальянской живописи Возрождения и аппликации по Левитану в коллаборациях с серьёзными музеями.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Российский бренд JOUJOU kids молод: он существует с 2023 года. Под этой маркой небольшая команда выпускает познавательные пазлы, развивающие игры и наборы для детей от двух до десяти лет. Всё производят в России.
Мы поговорили с сооснователем проекта Ириной Воротынцевой о том, какой интеллект развивает акварельная иллюстрация, почему в музейных магазинах так мало предметов для детей и с чем серьёзным мечтает поработать маленький локальный бренд.
— Как появился бренд?
— До того как создать JOUJOU kids, я работала в сфере финансов. Но мне всегда были близки творчество и искусство, я много читаю и путешествую, что развило хорошую насмотренность.
Проект мы запустили вместе с коллегой Ульяной, с которой познакомились в бизнес-школе «Сколково». В 2022 году многие зарубежные бренды игрушек ушли из России. Поэтому мы решили придумать что-то своё, взяв за референсы идеи, которые нравились, — например, скандинавский бренд Kid’s Concept. Но у них такие материалы и краски, что производство будет слишком дорогим и сложным для нашей реальности.
Нам было важно сделать не просто игрушку, а красивую и полезную вещь, которая будет долго служить. Мы обратились к промышленным дизайнерам, встречались с выпускниками ВШЭ, БВШД, но предлагаемые варианты не нравились.
Российские игрушки уступают зарубежным в дизайне: чего-то интересного, дизайнерского практически нет. Многим кажется, что они должны быть простыми, как неваляшка, а дизайн — это для взрослых. Когда говоришь «дизайнерская игрушка», возникает ассоциация с чем-то дорогим, коллекционным. А детям подойдёт либо то, что не жалко ломать, либо игрушки формата Монтессори.
В какой-то момент появилась идея дидактических пазлов. Мне нравится ботаническая английская иллюстрация — у меня даже есть коллекция ботанических дневников разных времён. Так пришла идея перенести на деревянную поверхность дневник начала XX века и добавить к нему полезные сопроводительные материалы.
Чтобы выпустить первый продукт, мы работали с ассоциацией ботанических иллюстраторов. В октябре 2023 года вышел наш первый пазл.
Наши пазлы деревянные. Это тематические наборы: животные, мода, праздники, регионы и страны, транспорт, алфавит, фрукты и овощи, искусство. Есть игры для школьников, которые начали изучать биологию: «Животная клетка», «Растительная клетка», серия игр про жизненный цикл растений и животных — например, о том, как из яйца получается курица.
Над одним набором работает до десяти специалистов: только иллюстраторов 3–4 человека. Есть методисты, психологи, с которыми мы разрабатываем и адаптируем текст, арт-директор. Иногда подключаем других: например, игру «Мама и детёныши» разрабатывала Ульяна Кириллина, известный логопед-блогер.
— Почему в дизайне используются акварельные иллюстрации?
— Рисунки в акварельной технике наиболее эстетично и в приятной форме передают реалистичную картинку.
Мы хотели сделать дизайнерские игрушки — чтобы они были красивыми, полезными и развивали эстетический интеллект. Сегодня родители отдают детей на шахматы, покупают развивашки для логики, чтения, но эстетический интеллект не менее важен. Наши игрушки с детства формируют насмотренность.
— Почему вы решили пойти навстречу «серьёзному искусству» и работать в коллаборациях с музеями?
— В России пустует ниша детской музейной сувенирной продукции. Это сложно и не так прибыльно. Индустрия игрушек большей частью заточена на получение прибыли, а работа с музеями — не про деньги.
Мы тратим на работу с музеями гораздо больше усилий и ресурсов, чем на работу с розницей. Это всегда большое число согласований, в том числе с музейными сотрудниками: искусствоведами, экспертами по тематике, пиар-службой. Музеи заказывают небольшие партии, а тебе как предпринимателю выгоднее большой тираж.
Но для музеев детская тема — один из приоритетов. Если вы посмотрите, то сегодня в большинстве институций есть квесты, экскурсии для детей, мероприятия и мастер-классы, и они открыты к интересным предложениям. Например, у Пушкинского музея небольшой магазин, но к каждой выставке есть свой мерч и сувениры. У Третьяковской галереи много филиалов и магазинов: там можно найти и книги, и материалы к выставкам, и открытки, и канцелярские товары, и магниты. Им тоже это интересно.
— Как у молодого бренда получилось сделать коллаборации с самыми известными музеями России?
— Первым к нам пришёл Пушкинский музей: сотрудница-маркетолог, сама мама, увидела JOUJOU в социальной сети. Она предложила попробовать разработать что-то к выставке «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко». Так мы придумали пазл с шедеврами итальянской живописи.
Нам удалось «смэтчить» взрослое искусство и детские игрушки.
Это был интересный вызов: когда стали изучать детские музейные игрушки, оказалось, что в основном мерч для музеев производят дизайнерские компании на аутсорсе.
Музейный мир тесен. Все следят друг за другом, поэтому после одной коллаборации к нам пришёл Еврейский музей и центр толерантности с выставкой «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие», — мы сделали для них игру. Затем сотрудничали ещё раз с Пушкинским музеем, Третьяковской галереей, Музеем Фаберже и Музеем Москвы.
С музеями непросто работать: во-первых, каждый хочет что-то, чего нет у других. Во-вторых, у их команд есть свои идеи, задачи и согласования, которые мы должны учитывать.
В-третьих, мы должны адаптировать серьёзную информацию для детей — для этого используем разные коды, символы и консультируемся с методистами. Например, итальянский натюрморт мы раскрывали через символизм — что какой предмет обозначает. Где-то раскрывали информацию через костюм, также пишем сопроводительный текст о художнике.
Сейчас мы готовимся к выставке «Передвижники» в Третьяковской галерее, где есть, например, «Золотая осень» Левитана. Мы придумали аппликацию-игрушку осеннего пейзажа из дерева и фетра: это можно собрать, разобрать, раскрасить и потрогать.
И есть одна сложная тема, которую хочется попробовать, — иконы и религия. Через цвет, символизм, формы раскрыть для детей смыслы и эстетику этого культурного направления.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!