30 плакатов про Ижевск. Интервью с дизайнером Александром Чернавиным
О графическом дневнике, повторах и реакциях.
Иллюстрация: Александр Чернавин / Полина Честнова для Skillbox Media
Узнали у Александра, зачем нужна инициативность, как город формирует его идентичность и как расти в профессии — не в Москве.
Иж
— Расскажите про визуальную среду Ижевска. Что формирует именно вашу, ижевскую идентичность?
— Для меня город ассоциируется с чем-то монументальным, стальным, как завод. Возможно, потому, что появление и жизнь Ижевска тесно связаны с индустриальностью.
У города даже есть фирменный шрифт IZH-260 А\Т: визуально он лаконичный, твёрдый. Его используют для навигации, номеров, адресных табличек, информационных стендов. Сейчас мы разрабатываем линейку мерча с этим шрифтом.
Читайте также:
Я думаю, город влияет на меня как источник истории, наследия, которое часто скрыто под чем-то новым. И приходится искать, доставать артефакты, с которыми можно поработать.
Мне очень нравится рассматривать старые фото Ижевска и сравнивать, как и что изменилось.
— Как родился проект «30 плакатов»?
— Работа дизайнера полна рутины. Так что мы с коллегами решили бросить себе вызов и рисовать по плакату в день, используя только один шрифт — фирменный ижевский IZH-260.
Мы задумали этот челлендж как встряску, чтобы переключиться с текущих проектов и поделать что-то яркое, необычное. Нам было интересно, как каждый из нас по-своему увидит и изобразит черты родного города.
Серия стала для меня чем-то вроде графического дневника: я изображал то, что волновало меня. Это челлендж, потому что ты не можешь нарисовать плакат без вдохновения.
— Как серию постеров восприняли в городе?
— Я не афишировал проект, но благодаря пабликам и группам про него узнали в Ижевске и даже дальше. Работы попали в подборку графики Dprofile, а благодаря паблику «Унежить душу» серию увидела большая аудитория.
Было неожиданно, что «Велостойло» и «Лица в навигации» понравились публике больше всего. Некоторые знакомые просили прислать меня исходники, чтобы распечатать и повесить дома.
Дизайн-завод
— Почему вы выбрали дизайн как профессию?
— Мне всегда нравилось рисовать. Я окончил художественную школу, увлекался стрит-артом, граффити. После девятого класса встал вопрос о будущем: я подумал, что мне было бы интересно связать свою работу с визуальным языком. У меня было желание повлиять на среду вокруг.
В колледже я начал работать в Photoshop, купил графический планшет и стал рисовать уже в цифре. Постепенно пробовал разные направления дизайна, но больше всего меня увлёк веб — с ним была связана моя первая работа.
Сейчас я в Центре территориального развития Удмуртии. Мы делаем дизайн для разных объектов в городе, занимаемся брендингом, навигацией. То есть всё, что мы проектируем, можно увидеть на территории Удмуртии и в Ижевске.
— Что такое дизайн для вас? Что он способен сделать?
— Это история про целостное восприятие.
Дизайн окружает нас повсюду, как воздух. Всё, что мы ощущаем и видим, откладывается у нас в подсознании, даже если мы этого не замечаем: архитектура, вывески, цвета. Всё это оставляет отпечаток и формирует вкус, культуру.
Дизайн — это способ оставить приятное впечатление и воспоминание у человека.
Например, недавно мы делали навигацию для парка «Тишино». Было непросто, потому что когда мы продумывали концепцию, парка ещё не существовало. Мы бродили по будущей территории, представляли, как всё будет выглядеть, куда могут пойти люди, как они будут передвигаться.
Казалось, что мы даём что-то вроде сервисной функции. Но когда парк открылся, я увидел, что люди пользуются нашей навигацией и даже обсуждают таблички, карту, куда пойти в первую очередь. Дети играют с бизи-бордами, изучая местных животных, птиц и насекомых.
У нас получилось придумать нечто большее, чем таблички с указателями.
— Что проще: рисовать на свободную тему или проектировать дизайн по ТЗ, которое даёт конкретные рамки?
— Работать в рамках задания. Это движение по траектории, которую можно корректировать.
Наверное, поэтому и возникла мысль ограничиться в плакатах одним шрифтом. Ведь если шрифт (типографика) — обязательная часть плаката, то им можно интересно обыграть даже чистый белый лист.
Чтобы пришло вдохновение, нужны идеи. Первые три плаката я нарисовал легко, а дальше пришлось гулять по городу — подмечать настроение, детали. Всё самое интересное превращалось в плакат.
Дольше всего я рисовал плакат про парк имени Кирова. В тот день у меня в голове не появлялись зацепки, поэтому пришлось вытаскивать ассоциации. Я вспомнил, что для меня это парк по соседству, куда я ходил на выходных читать, пить кофе и наслаждаться тишиной. В процессе рисования пришлось подумать, как бы я описал разницу двух тропинок в парке, ведущих к разной атмосфере.
— Как оценить эффект от работы? Что такое успех и что такое провал?
— Главный критерий для меня — это сделать красиво и вообще доделать работу, пересилив отсутствие музы, идей. Ну и то, что твой проект приносит конкретную пользу.
Плохой дизайн для меня — тот, что не попал в контекст или выглядит «неустойчиво»: вызывает плохие ассоциации, негармоничен.
И я бы не стал судить о качестве дизайна по числу лайков. Например, я сделал сайт, и кейс о нём собрал мало реакций. Но для меня это один из самых важных и красивых проектов, который реализован так, как задумывался.
— Что особенно сложно делать в публичном дизайне?
— Тестировать и воплощать идеи в реальном контексте. Ты можешь придумать, нарисовать картинку, а когда начнёшь проверять на месте (например, навигацию), можешь увидеть другую точку зрения.
Есть такой этап, который я бы назвал «подгонка» — когда ты приносишь готовую деталь. И важно, чтобы команда, менеджер верно оценили нюансы проекта, нюансы среды, проконтролировали выполнение ТЗ подрядчиками. Это всё — командная работа, где нужно слышать друг друга. В ней «рождается истина»: решения проверяются на уместность, логичность.
Процесс и прогресс
— Случается, что дизайн критикуют те, ради кого его проектировали. То есть аудитория не всегда понимает идею. Как вы воспринимаете критику?
— Это острая тема!
Мы с командой не начинаем проект, пока не соберём нужную информацию. В этом участвуют социологи, местные жители; мы смотрим исторический контекст, придумываем разные идеи. Опять же, тестируем. И, конечно, обидно читать негативные комментарии, когда ты потратил так много времени на одну только подготовку. Но успокаивает мысль, что мы предложили новое решение.
Читайте также:
Важно уметь отделять конструктив от негатива. Если из-за чьего-то мнения у вас чувство вины, есть желание занять оборонительную позицию и оправдываться — это негатив. А если мнение помогло понять, как можно улучшить проект, — это конструктив.
В любом случае ты сам знаешь, что именно стоит «за кадром» и что команда выбрала это решение не просто так.
— За чьим творчеством современных дизайнеров, может быть, стрит-арт-художников вы следите?
— Меня вдохновляют коллеги. Например, у Анны Меркушевой добрый стиль: её работы несут радость. Или Валерий Ши, с которым мы работали: всегда удивляла его находчивость и разнообразие графических ходов.
Мне нравится футуристичный, смелый стиль Карима Рашида, который он распространил во все сферы дизайна. Я считаю это высшим мастерством — дизайном, равным искусству.
Читайте также:
Читаю каналы Дмитрия Карпова: импонирует его подача, открытость и широта мысли. Слежу за художником Bozik: его детальные, «точечные» рисунки, мандалы выделяются на фоне остальных граффити. Нравятся работы Димы Rasko. У него получались классные видео с процессом рисования, которые я пересматривал десятки раз.
Читайте также:
— Как вы развиваете навыки?
— Я делаю это через вызов — беру ту задачу, которая сперва кажется мне сложной. Мне нравится участвовать в воркшопах, интенсивах, когда команде дают ограниченное время на решение какой-либо проблемы. Например, в практикуме «Реформа» я участвовал уже десять раз.
Думаю, что ключевые точки роста для дизайнера — это повторение и самоанализ.
Повторение одних и тех же действий, хороших и красивых решений создаёт фундамент в виде насмотренности и технических навыков. А самоанализ позволяет углубиться, понять, почему и как эти решения сработали или не сработали.
Ах да, плюс окружение: коллеги, наставники, дизайн-тусовки.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!