Задача состояла в том, чтобы охватить как можно больше предметов, но чтобы они подходили под определённые параметры: объект должен быть выпущен в последние 100 лет (даже если в качестве прототипа), а ещё он должен обладать хотя бы некоторой функциональностью и быть чем-то большим, чем просто удобная или полезная мебель, — своего рода историческим артефактом.
1. Кресло Sacco (Пьеро Гатти, Чезаре Паолини и Франко Теодоро, 1968 год)
В оригинале оно представляло из себя мешок с бобами. Это тот редкий дизайнерский объект, который мгновенно стал классикой как в комнатах отдыха, так и в музейных коллекциях. Он попал в экспозицию MoMA «Италия: Новый домашний пейзаж», где были представлены предметы обстановки, выходящие за рамки эстетики и функциональности.
2. LC14 Tabouret Cabanon (Ле Корбюзье, 1952 год)
При создании знаменитых стульев архитектор вдохновился ящиком для виски, который он нашёл на пляже, с креплениями типа «ласточкин хвост» и с продолговатыми отверстиями в боках для подъёма.
3. Chaise Longue à Réglage Continu (Ле Корбюзье, Пьер Жаннере и Шарлотта Перриан, 1928 год)
В 1929 году Ле Корбюзье вместе со своим кузеном Пьером Жаннере и коллегой, архитектором и дизайнером Шарлоттой Перриан, создал модернистский интерьер для парижской выставки Salon d’Automne, в том числе шезлонг с продолговатой спинкой и H-образным основанием из двухцветной стали с хромированными трубками, повторяющими форму лежащего человека — опускающимися в районе бёдер и поднимающимися для поддержки коленей. На раме с регулируемым углом наклона лежал тонкий чёрный меховой матрас с цилиндрическим подголовником. И это была первая эргономичная мебель.
4. Кофейный столик Slab I (Джордж Накашима, около 1950 года)
Архитектор соединил строгую солидность и утилитарность мебели в стиле шейкер с японскими концепциями ваби, саби и шибуи, подчёркивающими возраст и простоту. Это было характерно и для стола Slab. Его столешница сделана из цельного куска американского чёрного ореха или вишни, иногда дополненного функциональными элементами, например стабилизирующим шарниром «бабочка». Вместо того чтобы устранять неровности и недостатки, Джордж Накашима решил подчеркнуть их — это был радикальный подход для того времени. Каждый стол уникален: это работает в противовес вычурным украшениям ар-деко и фабричной эстетике послевоенной эпохи.
5. Стул Ergon (Билл Штумпф, 1976 год)
В 1976 году, когда на микрокомпьютерах появилась функция обработки текстов, Билл Штумпф придумал вращающееся офисное кресло Ergon. Оно сконструировано из двух кусков пенополиуретана с тканевой обивкой: один — для спины, другой — для нижней части тела. Кресло оснастили рычагами газлифта, регулирующими высоту и наклон.
6. Стол с колёсами (Гаэ Ауленти, 1980 год)
Это широкий стол из скошенного стекла на больших резиновых роликах, которые, по замыслу дизайнера Гаэ Ауленти, должны были напоминать деревянные тележки для перевозки тяжёлых предметов. Такие использовали на фабрике миланской студии дизайна FontanaArte, где она работала арт-директором.
7. 606 Универсальная система полок (Дитер Рамс, 1960 год)
Конструкция системы очень проста: алюминиевые E-образные стойки крепятся к стенам, на которые можно вешать полки, шкафы и даже столы с помощью штырей. Её можно регулировать и настраивать, чтобы он подходил для самых разных помещений в зависимости от потребностей потребителя и эстетики пространства. Но больше всего его ценят за долговечность.
8. Стул Roly-Poly (Фэй Тугуд, 2014 год)
Его выпустили в 2014 году в составе коллекции ротондной мебели из стекловолокна под названием Assemblage 4. Главная фишка стула в контрасте между забавным пузатым сиденьем с четырьмя приземистыми цилиндрическими ножками и уверенной манерой занимать пространство. Стул является телесным символом материнской силы: Фей Тугуд, британский дизайнер одежды и интерьеров, сказала, что на создание круглой формы её вдохновила беременность. «Я располнела», — сказала она в интервью архитектурному журналу после выхода кресла в свет.
9. Стол Парсонс (возможно, Жан-Мишель Франк, около 1930 года)
Считается, что он появился в результате дизайнерского проекта начала 1930-х годов, разработанного в парижском филиале нью-йоркской Школы дизайна Парсонс. Задача была создать стол настолько простой, чтобы он сохранил свой основной характер и целостность независимо от отделки.
10. Ultrafragola Illuminated Mirror (Этторе Соттсасс, 1970 год)
Хотя волнистое зеркало с розовой сумрачной подсветкой появилось на четыре десятилетия раньше социальных сетей, оно идеально подходит для селфи. Этторе Соттсасс явно вдохновлялся женщинами — формы напоминают струящиеся волосы или изгибы тела. Сам итальянский дизайнер говорил: «Когда я был молод, мы только и слышали о функционализме, функционализме и функционализме. Этого недостаточно. Дизайн должен быть чувственным и захватывающим».
11. Стул-тапочка (Билли Болдуин, 1950-е)
До двадцатого века то, что сейчас называется стулом-тапочкой, было атрибутом будуара викторианской эпохи. Это были сиденья без подлокотников, приспособленные для женщин, которые носят широкие подъюбники и не могут нагнуться из-за корсетов. В 1950-х годах американский декоратор Билли Болдуин вытащил кресло с перегруженным профилем из гардеробной и отказался от парчового жаккарда и воланов. Он заменил их на нечто более простое и современное — низкое сиденье с высокой спинкой покрыто накидкой, похожей на плиссированную юбку, или плотным чехлом прямо до пола.
12. Стул «Луи Призрак» (Филипп Старк, 2002 год)
Современный дизайн в Европе и США во многом стал реакцией на предшествующую ему показную роскошь. Одной из примет старого стиля является кресло Louis XV/XVI Medallion, названное так в честь французских монархов восемнадцатого века. Спустя больше двух веков французский дизайнер интерьеров Филипп Старк разработал свою версию из жидкого поликарбоната, который застывает в одной форме и превращается в прозрачный, лёгкий и прочный материал.
13. Франкфуртская кухня из жилого комплекса Гинсхайм-Хоэнблик (Маргарете «Грете» Шютте-Лихоцки, 1926–1927 годы)
После Первой мировой войны в немецком городе Франкфурте разразился жилищный кризис. Это породило крупную гражданскую инициативу по строительству доступных и современных общественных жилых домов. Австрийский архитектор Маргарете «Грете» Шютте-Лихоцки получила задание разработать кухни для этих квартир. Она обращалась к исследованиям по эффективности труда, опрашивала домохозяек и женские фокус-группы и черпала вдохновение в эффективных кухнях железнодорожных вагонов-ресторанов. В результате получилось помещение, оснащённое такими новшествами, как газовая плита, встроенные шкафы и кафельная задняя стенка. Помещение было небольшим — около 4 метров в длину и около 2 метров в ширину — но видение Шютте-Лихоцки помогло основать представление о современной кухне как о центре домашней жизни.
14. Диван Madame Dakar (Айсе Бирсель и Биби Сек, 2009 год)
Этот предмет мебели для наружного и внутреннего использования изготавливают на заводе Moroso в западноафриканской стране. Для этого в знак уважения к сенегальским традициям связывают пластиковые нити рыболовных сетей в узор «ёлочка», который затем натягивается, как гамак, на широкие раздвинутые стальные ножки.
15. Моноблочный стул (неизвестный дизайнер, двадцатый век)
Есть версия, что раннюю версию моноблока создал канадский дизайнер Д. К. Симпсон в 1946 году, но достоверно это неизвестно. О нём часто говорят как о самом распространённом предмете мебели в мире. На нём нет никаких украшений, кроме расклёшенных ножек и спинки в виде раковины, он довольно простой и очень узнаваемый.
16. Стул «Вильберт» (Вернер Пантон, 1992 год)
Изготовленный из древесно-волокнистой плиты средней плотности (МДФ) с меламиновым покрытием, стул Пантона имеет наклонные панели спинки и ножки, скреплённые винтами. Его дизайнером стал Вернер Пантон, наиболее известный своими космическими проектами. Например, в 1967 году он спроектировал S-образный стул Panton из куска пластика, похожего на язык. Кроме того, он создавал галлюциногенные интерьеры для отелей, ресторанов и частных домов. Но тут он задал жёсткие рамки из соображений практичности. Vilbert — это дань уважения стульям Zig-Zag и Red Blue голландского дизайнера начала двадцатого века Геррита Ритвельда из движения de Stijl, а также игрушечной эстетике Memphis Group 1980-х годов, под влиянием которой следующие 50 лет прошли с трендом на конфетно-цветные геометрические изображения.
17. Стул Butaque (Клара Порсет, возможно, 1930-е годы)
«Бутак» — мексиканское название низкого деревянного шезлонга в форме буквы J, популярного в некоторых частях Латинской Америки. Он появился в шестнадцатом веке и представляет собой нечто среднее между традиционными испанскими креслами и доколумбовыми духос — ритуальными сиденьями из твёрдой древесины, которые использовались в культуре коренных народов Карибского бассейна для общения с богами. Дизайнер интерьеров и мебели Клара Порсет, родившаяся в богатой семье на Кубе и получившая образование в Нью-Йорке и Париже, возможно, начала делать свои бутаки после того, как в середине 1930-х годов эмигрировала в Мексику в качестве политической эмигрантки за участие в кубинском сопротивлении. Она переосмыслила бутак через призму Баухауса и создала много предметов из местных материалов, включая красное дерево, плетёные изделия и кожу.
18. Диван Polder (Хелла Йонгериус, 2005 год)
Его квадратные подушки разного размера и неровные спинки, обитые градациями земляных цветов (красные, как глина, зелёные, как мох, голубые, как океан), интересны с любого ракурса. Они обиты странными, часто не особо сочетающимися между собой пуговицами из перламутра, рога или дерева.
19. Экстрамягкий диван (Пьеро Лиссони, 2008 год)
Extrasoft воплощает несколько тенденций дизайна последнего полувека в одном объекте — переход к простой геометрии, мебель с низкой посадкой, и обилие мягких, немного перегруженных форм. Но его определяющей чертой является модульность. Кроме того, он воплотил в себе более ранние эксперименты в секционном дизайне — например, знаковый диван Camaleonda (1970) Марио Беллини и яркий принт Mah Jong (1971) Ханса Хопфера. Ортогональные секции неравномерного размера, соединяющиеся между собой с помощью скрытых крючков, могут принимать самые разные формы.
20. Боковой стул (Чарльз и Рэй Имз, 1952 год)
Одновременно биоморфный и индустриальный, этот стул сегодня бесконечно копируется и переосмысливается, появляясь в элитных ресторанах и таунхаусах. Изначально это был литой кусок стекловолокна, выпускавшийся в оттенках серого. Сейчас его изготавливают из переработанного материала. Пожалуй, этот стул, как никакая другая вещь Имзов, в полной мере выражает главный принцип супругов — быть слегка нелепым и в то же время элегантным.
21. «Накопление №1» (Яёи Кусама, 1962 год)
Покрытое скоплениями сшитых вручную набивных щупалец, которые Кусама назвала фаллосами, «Накопление №1» было построено в её лофте в центре Нью-Йорка. Это причудливое творение возникло из достаточно серьёзного побуждения: «[Я] начала делать пенисы, чтобы излечить своё чувство отвращения к сексу. Воспроизведение этих объектов… было моим способом победить страх», — сказала Яёи Кусама.
22. Кресло из «Домика Пи-Ви» (Гэри Пантер и Рик Хейцман, 1986 год)
В сериале «Домик Пи-Ви» 1986 года кресло является главным героем. Оно выполнено в форме безумной морды динозавра, у него был свой голос и на него усаживались гости студии — от Долли Партон до Шарон Эпаты Меркерсон. У кресла бархатистая бирюзовая обивка, огромный рот с округлыми белыми зубами, расположенными между подушками, и круглые глаза с завивающимися ресницами.
23. Стул Due Più (Нанда Виго, 1971 год)
Этот стул изначально дизайнер изготовила для итальянской мебельной компании Conconi SNC/More Coffee. Хромированные железные или латунные трубы напоминают о функционализме Баухауса, но цилиндрические, покрытые мехом сиденье и спинка придают элемент китча в стиле поп-арт. Нанда Виго вдохновлялась научной фантастикой и стилистикой развивающейся аэрокосмической промышленности, увековеченной в фильме Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея»1968 года.
24. «Табурет 60» (Алвар Аалто, 1933 год)
Поразительно простой «Табурет 60» с тремя Г-образными ножками и сиденьем в виде диска воплощает в себе дизайнерскую этику финского дизайнера Алвара Аалто. Над его созданием также трудился столяр Отто Корхонена — это был их первый совместный эксперимент с тем, что станет особой техникой. Они прорезали щели в берёзовых планках, размягчили их с помощью тепла и воды, а затем вставили в каждую из щелей деревянную плоскую ножку, смоченную в клее. Затем они согнули конструкцию под прямым углом, создав изящные, но прочные опоры. До сих пор производство этого табурета не прекращается: Frosta от Ikea считается его ответвлением, а бренд уличной одежды Supreme сотрудничал с Artek в 2017 году, создав версию с узором в виде клетчатой доски.
25. Табурет из перьев (Широ Курамата, 1990 год)
Дизайнер завоевал признание как создатель более сотни объектов розничной торговли Issey Miyake, начиная с первого магазина бренда в Токио, открытого в 1976 году. Широ Курамата был новатором в использовании материалов. Он создавал стулья и диваны из полупрозрачного стекла и акрила или стальной сетки с диагональными профилями. Несмотря на то что стул довольно тяжёлый, он выглядит как невесомый.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!