Главное в дизайне 2021 года
Расспросили 10 арт-директоров и основателей студий, каким они запомнят этот год и какие события могли бы назвать самыми главными.
Иллюстрация: Meery Mary для Skillbox Media
Мы попросили десять экспертов ― профессионалов в области графического дизайна ― высказать личное мнение, что они могли бы назвать в уходящем году важным: событие, тренд, или просто поделиться наблюдением, что сделало этот год особенным, каким мы его и запомним.
Итоги года подводят:
- Гаянэ Багдасарян ― делится мыслями об эксклюзивных шрифтах;
- Пётр Банков ― показывает личные дизайн-открытия;
- Александр Васин ― говорит о больших потерях года;
- Мария Дореули ― говорит об индивидуальности в типографике;
- Александр Ковальский ― делится наблюдениями в NFT;
- Владимир Лифанов ― показывает лучший брендинг года;
- Ярослав Рассадин ― наблюдает возвращение к минимализму;
- Ева Свиридова ― предвидит уход в метамиры;
- Катя Шашина ― рассуждает о новой реальности для дизайнера;
- Юрий Ветров ― подробно делится происходящим в UX.
Гаянэ Багдасарян
Основательница шрифтовой студии Brownfox
Мне бы тоже хотелось получить ответ на вопрос, какие яркие и неожиданные проекты случились в уходящем году. Сейчас я наблюдаю, скорее, количественные изменения, а не качественные. Шрифтов выпускается всё больше и больше, но новых высказываний я не вижу.
Много разрабатывается эксклюзивных шрифтов (custom fonts) ― и в России, и в других странах. Этот тренд был предсказуем, но не могу сказать, что он меня радует. Кастомные шрифты формируют индустрию как рынок, но, как правило, у всех словолитен эти разработки получаются слабее неэксклюзивных розничных шрифтов (retail fonts). Разработка шрифтов не терпит прессинга ― ни временного, ни идеологического. Шрифты, которые задают тренды и становятся голосом эпохи, ― обычно розничные. Мы в своей работе фокусируемся именно на них ― это то поле, на котором возможно серьёзное высказывание.
Я бы рекомендовала компаниям не гнаться за модой и не заказывать эксклюзивный шрифт только ради факта эксклюзивности. В большинстве случаев это неоправданная трата денег, и лицензирование уже существующего шрифта было бы гораздо более разумным выбором.
Эксклюзивный шрифт может быть оправдан для очень больших корпораций, когда стоимость лицензии становится сопоставимой со стоимостью эксклюзивной разработки. Но даже огромные корпорации иногда покупают очень дорогие лицензии на уже существующие шрифты, потому что они хотят определённый шрифт и только его. А какой получится кастом, никогда не известно, это всегда риск. Я вот до сих пор не понимаю, как рождается шрифтовая идея — в этом всегда есть элемент чуда, и никогда нельзя гарантировать, что это чудо случится в рамках дедлайна и ТЗ. Но именно чудо остаётся в истории визуальной культуры и определяет её дальнейшее развитие.
Пётр Банков
Плакатист, преподаватель Bankov Posters School, сооснователь студии «ДизайнДепо» и журнала о графическом дизайне [кАк)
Про открытия прошедшего года — признаться, их не очень много (хотя как сказать). Никуда не делась любовь к любимому французскому шрифтовику и дизайнеру Бенуа Бодуэну. Кроме Бенуа, прекрасного и сумасшедшего, влюблён в «Синдикат» и Сару-Кристину Мозер — личные открытия этого года. А из ужаса и потерь — в этом году ушёл из жизни Мишель Куарез.
В Праге же всё по-прежнему: пахнет дымом от каминов, на улицах уже жарят мясо и народ пьёт глинтвейн — Jingle Bells и всё такое.
Александр Васин
Руководитель студии Groza.design, онлайн-школы Typomania School и фестиваля «Типомания»
Уверен, о личных и общественных успехах есть что рассказать коллегам. Я же возьму на себя роль менее праздничную и вспомню о потерях этого года.
В 2021 году из дизайн-жизни ушло несколько важных людей. Первый из них ― Александр Борисович Коноплёв. Он умер в возрасте 79 лет. Дизайнер книги, художник и преподаватель, у которого успели поучиться очень многие известные современные дизайнеры. Коноплёв ― это целая эпоха.
В возрасте 77 лет ушла из жизни Елена Александровна Трофимова. Художник книги, иллюстратор, замечательный преподаватель. Несмотря на то что она не преподавала ни в каких учебных заведениях, в её квартиру на Беговой приходили ребята, многие из которых сегодня — известные дизайнеры и художники. Десятки, если не сотни людей, которые научились у Лены композиции, стилю, вкусу.
В 67 лет в этом году ушёл из жизни Владимир Чайка. Совсем молодые, может быть, его не знают или плохо знают (и в соцсетях его тоже не было), но в девяностые он был звездой. Это дизайнер, показавший, что дизайн — не всегда коммерция, его работы были личными графическими высказываниями. Такой человек-праздник. Без него, наверное, дизайн-мир выглядел бы не так, каким он выглядит сейчас.
И ещё одна утрата — Денис Машаров. Дизайнер шрифта, отличный лектор, огонь Facebook*. Человек, который мог поспорить, — желчный, острый, очень эрудированный. В интернете есть много его лекций, их можно посмотреть — их даже нужно смотреть.
И я очень надеюсь, что в ближайшее время этот список не будет пополняться.
Мария Дореули
Дизайнер шрифта, основательница и креативный директор независимой студии и шрифтового магазина Contrast Foundry
Мне радостно видеть, что как крупные бренды, так и IT-корпорации потихоньку стали двигаться в сторону поиска индивидуальности в типографике. На смену нейтральности приходит характер, а на смену жёсткости — теплота. И я уверена, что это только начало.
Александр Ковальский
Основатель и дизайн-директор агентства CreativePeople
Безусловный прорыв, влияющий на дизайн в этом году, — всё, что связано с NFT. Если какое-то время CGI artist и иллюстратор были в тени дизайн-профессии, проигрывая в популярности UX/UI-специалисту, то сейчас их работы на грани искусства и дизайна переживают новый виток популярности и востребованности. И вы снова оказываетесь в ситуации, что ничего не понимаете и надо разбираться, учиться, пробовать.
UX/UI-направление тоже переживает ряд метаморфоз, связанных с подходами Zero-code, No-code и Low-code, — дизайнеры снова становятся мультидисциплинарными и способны делать проекты «под ключ», как это было когда-то в далёких нулевых.
Владимир Лифанов
Основатель агентства Suprematika
Как человек из брендинговой среды, я отмечу главным проектом года ребрендинг «Бургер Кинга». Весьма очевидный, но столь прекрасно сделанный. То есть для своего контекста всё очень понятно, никаких прорывов ― но как же красиво.Главную скрипку берёт очень ламповый, отдающий классикой жанра (натуральное ретро) Cooper, и вместе с тем — такой вкусный фирменный шрифт. Безусловно, ему аккомпанируют и иллюстрация, и прекрасные носители, но шрифт ― всё-таки главный.
Это, очевидно, говорит нам, что заданный несколько лет назад вектор на шрифты как новые логотипы — плавно и уверенно зашёл в мейнстрим. Больше новых и прекрасных шрифтов. И круто, что яркая и фестивальная айдентика делается для компании, обращающейся к самой широкой аудитории. К слову, год назад у «Бургер Кинга» был не менее выдающийся проект Moldy Whopper. Зависть, и чёрная, и белая сразу.
Ярослав Рассадин
Промышленный дизайнер, арт-директор, консультант;
сайт: rassadin.com
Главным трендом я мог бы назвать, скорее всего, постепенную глубокую конверсию дизайн-практик в обыденную жизнь. Дизайн как деятельность теперь везде. Не только бренды и компании нуждаются в качественном дизайне, но теперь и библиотеки, кофейни, клубы, музыкальные группы и буквально кто угодно используют дизайн как важнейшую часть себя. Если в каком-то месте нет дизайнера, который приведёт всё в порядок, сделает всё точным и осмысленным высказыванием, то это скорее парадокс или отсталость.
Ещё, пожалуй, тренд (хотя лучше это назвать сменой эпох) — идёт не только научное или технологическое усложнение, но и эстетическое. Даже минимализм Баухауса или iPhone, по большому счёту, делать намного сложнее, чем барочные стулья или традиционные ремёсла. Потому что здесь требуется совсем иная концентрация внимания и каждая ошибка грозит развалить всё целое.
За последний век чего только не было. От арт-нуво и американского air-stream до техно и биодизайна восьмидесятых. И сейчас, на мой взгляд, мы подходим к замечательному периоду. Названия которого у меня нет. Это что-то типа «простой в основе, сложный в нюансах». И вот такое делать очень трудно. Потому что в этом нет такой игры форм, нечего рисовать по сути — это всё очень простые вещи. Но каждая деталь невероятно продумана по отношению к другой. Это как минимализм Джона Кейджа в визуальном ряде. Такой дизайн требует огромной цельности мысли и восприятия. В общем, я очень надеюсь, что красоты будет больше.
Ева Свиридова
Основатель студии 3D-дизайна SXEMA
Главным трендом этого года я бы назвала всё больший уход людей в виртуальные миры ― в условиях перенаселения планеты и нехватки ресурсов это единственное, что им остаётся. Богатые могут позволить себе путешествия и новые впечатления, остальные же добирают краски жизни в компьютерных играх и кино. Развитие технологий и пандемия только ускорили неизбежное, и этот тренд на жизнь в метавселенных — в которых ты можешь отстроить совершенно другой мир, изменить свою личность и тем самым самовыразиться — будет только нарастать.
Диджитал-одежда стала частью этого мира.
Виртуальные примерки позволяют сфотографироваться в вещи условной Balenciaga, но за очень маленькие деньги или даже бесплатно. Таким образом можно прикоснуться к люксу (мне это напоминает рынок реплик или, например, футболки с лого Gucci). AR ― новая замена fast fashion. И ещё это удобная технология для дизайнеров реальной одежды. Проектируя вещи в 3D, ты экономишь деньги и время, поскольку больше не отшиваешь ненужные образцы: sustainability и прочая история. Ну и в AR ты можешь самовыразиться как дизайнер, потому что здесь легко нарушать законы физики, нет никаких ограничений. Технологии для виртуальных миров будут только расти!
Катя Шашина
Арт-директор kateshash.com, куратор Московского чептера Ladies, Wine & Design и ведущая одноимённого подкаста, спикер и ментор
Приятно наблюдать, что дизайнеры начинают больше ценить себя и своё время. У них активно растёт осознанность: «Сейчас я устал, и мне не нужно брать 50 заказов одновременно (и потом умирать к дедлайну)». Ребята находят время на хобби, семью и себя. И если раньше дизайнер был такой чернорабочий, «делающий хорошо» заказчику, то с появлением программ, автоматизирующих работу, он трансформируется в мини-арт-директора самому себе: больше не придумывает, как что-то сделать, а, скорее, думает о том, что делает, — с техникой разбирается AI.
Ещё я заметила тренд на онлайн-обучение: всё больше людей не тратят время на полноценное высшее образование, а по кирпичикам набирают себе необходимые в моменте навыки. Уже не нужно оканчивать полноценный четырёхлетний бакалавриат для входа в профессию, достаточно «крепкой базы» и рабочего опыта, которые можно дополнить специализированными курсами. Это очень здорово.
И, несмотря на все очевидные минусы ковида, есть и плюс — стало проще работать удалённо хоть из Берлина, хоть с Бали. Я вижу, что сейчас это становится новой нормой в дизайн-командах: раньше считалось, что все дизайнеры продуктивнее в офисе, сейчас же многие дают сотрудникам возможность выбирать, где и как они хотят работать. И на мой взгляд, это круто, потому что есть люди, которым действительно важен социум и они лучше работают среди людей. Но бывают дни, когда лучше работается дома, в трениках и в обнимку с котом. Очень здорово, что работодатели начали рассматривать такой вот гибридный «поход в офис». И что мы находим для себя новые работающие схемы выстраивания процессов.
Юрий Ветров
Директор по бренду и дизайну в «Райффайзенбанке» (ранее — в Mail.ru Group). Ведёт блог о продуктовом дизайне и курс о дизайн-менеджменте
В последние годы я делаю боль-мень обстоятельный разбор трендов этого и следующего года в дайджесте продуктового дизайна. Но в 2021 году положил все силы на завершение книги и полную переделку курса по дизайн-менеджменту (спойлер: в миллиметре от финиша). Поэтому сделаю просто обзор того, что прогнозируют на следующий год и чем отметился уходящий.
Начну с одного из лучших — уже второй год это материал от EditorX. Они проанализировали самые заметные вещи в визуальном и интерактивном дизайне, которые повлияют на профессию в 2022 году. Например, продолжение моды на эстетику начала 2000-х или Y2K, которая давно заметна в одежде.
Своё ежегодное исследование самых востребованных инструментов для дизайна интерфейсов провели UXTools. Продолжается доминирование Figma и стремительное падение Sketch и InVision. Интересной будет схватка Miro и FigJam, хотя тут шансов у «Фигмы» меньше. Они также стали уделять больше внимания инструментам для UX-исследований.
Журнал UX Collective ежегодно отмечает точки движухи в профессии дизайна интерфейсов. Они перебирают приличное количество публикаций за год и выделяют явные всплески.
Sidney Alcantara сделала шикарный обзор трендов в базовом оформлении самых популярных операционных систем: Android, iOS, Windows и macOS. Как и почему они приходят к контурным иконкам для лучшего сочетания с основным шрифтом, учёту темы оформления пользователя, современным цветовым палитрам вроде LCH, более мягким скруглениям, адаптивной типографике и другим деталям.
Лично мне было печально видеть восходящую моду на OOUX (объектно-ориентированный UX) — сдули пыль с доисторического подхода к проектированию интерфейсов (aka «диаграмма классов» и UML). Одно из главных золотых правил профессии — идти от потребностей пользователей и их ментальной модели. А не того, как устроена внутрянка системы. Она сама должна меняться и перекраиваться в зависимости от того, как лучше организовать сценарии использования и навигацию между ними. И выступать требованием к структуре объектов, но ни в коем случае не быть ограниченной ими.
Банальщиной будет упоминать связку NFT и метавселенных, но это влияние не просто на визуальные тренды, но и на сам рынок и карьеру дизайнеров. Заметное количество людей включилось в эти вещи на самом старте и частично или полностью переключилось на них.
Другие подведения итогов:
- лучшие обложки книг от AIGA,
- заметные инновации от Fast Company и от Popular Science,
- яркие проекты на Readymag,
- самые популярные эмоджи.
Про 2022 год материалов побольше:
- Общедизайнерские тренды выделяют 99 Designs, Webflow, Graphic Mama и Depositphotos.
- Pantone и Shutterstock объявляют цвета: оба сходятся на фиолетовом.
- Профессиональные от InVision.
- Общие от Fjord.
- Технологические от Gartner: кривая хайпа, стратегические и радар влияния.
Дико рад тому, что почти не встречал избитой банальщины вроде «анимации», «крупной типографики» или «фоновых видео», которая преследовала жанр обзоров трендов много-много лет. Я, конечно, обычно оставляю только самые адекватные материалы, и оно точно будет всплывать в дешманских. Но это в любом случае приятно.
Меньше чем через месяц пройдёт выставка CES 2022, где всегда показывают кучу технологических живчиков. Так что год стартует с хорошего вброса свежих идей и точно будет прирастать ими. А я точно расквитаюсь с книгой и курсом, так что смогу снова детально следить за этим скоростным поездом.
Для сравнения: что обещали на 2021, 2020, 2019 и 2018 годы.
Подводим итоги года:
- Пять российских дизайн-проектов — победителей международных конкурсов
- Уходящий 2021-й и наступающий 2022-й от дизайнеров — в картинках!
- Десять небанальных подарков дизайнеру