История создания картины «Золотая осень» Исаака Левитана
И при чём тут пьеса «Чайка» Антона Чехова.


Изображение: картина Исаака Левитана «Золотая осень» / Государственная Третьяковская галерея
Чаще всего, когда описывается история создания картины, рассказ идёт о том, где художник жил, когда её писал, где её выставляли, кто её купил и за сколько, понравилась ли она современникам и так далее. Гораздо сложнее узнать, что автор при этом чувствовал, хотя порой это можно увидеть на полотне.
Более того, именно это и отличает великие картины от хороших — шедевры передают эмоции и глубокие смыслы, а в других работах можно оценить только технику исполнения.
И что же чувствовал Исаак Левитан?
Картина «Золотая осень» была написана в 1895 году (за пять лет до смерти художника). Исаак Левитан работал над ней в Тверской губернии, где жил в имении Островно. Туда художник приехал в сопровождении своей возлюбленной — художницы Софьи Кувшинниковой.
Это была весьма незаурядная женщина, которая смогла окружить себя талантливыми людьми того времени (к ней в гости часто приходили братья Чеховы, а её картинами интересовался Павел Третьяков). Чтобы понять, насколько это была удивительная персона, достаточно упомянуть, что она держала в доме живого журавля.
На момент знакомства с Исааком Левитаном ей было 40 лет, а ему 26. Он не так давно пытался покончить жизнь самоубийством и был уже, несмотря на молодость, успешным художником — в общем, достаточно интересен, чтобы Софья Кувшинникова обратила на него внимание. Ей не помешало даже её замужество. Более того, на их связь её супруг Дмитрий Кувшинников закрывал глаза долгие годы.

Изображение: Третьяковская галерея
Через некоторое время Исаак Левитан познакомился с супругой тайного советника Ивана Турчанинова (он был заместителем градоначальника Санкт-Петербурга) Анной, которая приехала отдыхать в соседнее имение. И всё стало очень сложно. А потом ещё сложнее — им, в свою очередь, сильно увлеклась дочь Анны Варвара.
Софья Кувшинникова не вынесла такого положения и вернулась к супругу, а в имении продолжилась борьба за внимание художника. Это всё настолько вымотало Исаака Левитана, что он пытался застрелиться, но снова неудачно.
Многие узнали Софью Кувшинникову в рассказе Антона Чехова «Попрыгунья» (это сильно оскорбило Исаака Левитана, с которым писатель дружил, они на некоторое время даже прекратили общение). А в пьесе «Чайка», как считают искусствоведы, развернулась трагедия Исаака Левитана и Анны и Варвары Турчаниновых (это художника тоже обидело).
Так при чём тут картина?
Так или иначе, Исаак Левитан не только испытывал в тот период бурю эмоций, но и переносил их на свои картины. «Золотая осень» написана в несвойственной ему манере — сам он называл её «слишком грубой». В ней видно влияние импрессионизма: полотно написано крупными мазками, а цвета пейзажа переданы тонкой игрой оттенков.
Считается, что на картине изображена река Съежа — похожее место есть в полукилометре от усадьбы Горка. «Золотую осень» относят к «мажорной серии» картин Левитана (так назвали период с 1895 по 1897 год, во время которого он написал ещё «Март», «Свежий ветер. Волга», «Весна — большая вода» и другие полотна).
Работа над картиной была завершена в Москве, и её представили публике на второй выставке художников-передвижников. Несмотря на то что сам автор её не сильно жаловал, публике картина понравилась, а Павел Третьяков купил её для своей галереи за 700 рублей.

Изображение: Третьяковская галерея
В составе выставки картина поехала в тур по городам российской империи и едва не погибла в Харькове: там на полотно упал медный козырёк настенного калорифера, который прорвал холст насквозь.
Об этом впоследствии писал художник и уполномоченный Товарищества по выставкам Георгий (Егор) Хруслов в письме к художнику и коллекционеру Илье Остроухову: «Сегодня утром у нас на выставке случилось несчастье. Картины были все сняты с мольбертов, некоторые лежали на полу, некоторые стояли у стен, работали все в одном конце залы.
Вдруг на другом конце раздаётся сильный стук, я бегу туда — оказывается, что сорвался со стены тяжёлый медный козырёк калорифера и упал на картину И. И. Левитана „Золотая осень“, холст картины прорван насквозь, хотя рана и незначительная и её легко заделать, но, ввиду того, что картина принадлежит П. М. Третьякову, я покорнейше прошу правление уведомить меня в Киев возможно скорее, как мне поступить с картиной...»
В итоге картину отреставрировали, и повреждение на ней практически не видно. Сейчас картина выставляется в «Левитановском зале» (зал №37) основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.
Сегодня «Золотая осень» — одна из самых узнаваемых и любимых картин русской живописи. Спокойствие и свет, которые она излучает, сделали её героем для обложек школьных учебников и украшением многих кабинетов. Но за этой кажущейся гармонией — сложная история любви, разочарования и отчаянных попыток найти опору в искусстве.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!