Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Дизайн
#статьи

История создания картины «Золотая осень» Исаака Левитана

И при чём тут пьеса «Чайка» Антона Чехова.

Изображение: картина Исаака Левитана «Золотая осень» / Государственная Третьяковская галерея

Чаще всего, когда описывается история создания картины, рассказ идёт о том, где художник жил, когда её писал, где её выставляли, кто её купил и за сколько, понравилась ли она современникам и так далее. Гораздо сложнее узнать, что автор при этом чувствовал, хотя порой это можно увидеть на полотне.

Более того, именно это и отличает великие картины от хороших — шедевры передают эмоции и глубокие смыслы, а в других работах можно оценить только технику исполнения.

И что же чувствовал Исаак Левитан?

Картина «Золотая осень» была написана в 1895 году (за пять лет до смерти художника). Исаак Левитан работал над ней в Тверской губернии, где жил в имении Островно. Туда художник приехал в сопровождении своей возлюбленной — художницы Софьи Кувшинниковой.

Это была весьма незаурядная женщина, которая смогла окружить себя талантливыми людьми того времени (к ней в гости часто приходили братья Чеховы, а её картинами интересовался Павел Третьяков). Чтобы понять, насколько это была удивительная персона, достаточно упомянуть, что она держала в доме живого журавля.

На момент знакомства с Исааком Левитаном ей было 40 лет, а ему 26. Он не так давно пытался покончить жизнь самоубийством и был уже, несмотря на молодость, успешным художником — в общем, достаточно интересен, чтобы Софья Кувшинникова обратила на него внимание. Ей не помешало даже её замужество. Более того, на их связь её супруг Дмитрий Кувшинников закрывал глаза долгие годы.

Исаак Левитан, «Автопортрет»
Изображение: Третьяковская галерея

Через некоторое время Исаак Левитан познакомился с супругой тайного советника Ивана Турчанинова (он был заместителем градоначальника Санкт-Петербурга) Анной, которая приехала отдыхать в соседнее имение. И всё стало очень сложно. А потом ещё сложнее — им, в свою очередь, сильно увлеклась дочь Анны Варвара.

Софья Кувшинникова не вынесла такого положения и вернулась к супругу, а в имении продолжилась борьба за внимание художника. Это всё настолько вымотало Исаака Левитана, что он пытался застрелиться, но снова неудачно.

Многие узнали Софью Кувшинникову в рассказе Антона Чехова «Попрыгунья» (это сильно оскорбило Исаака Левитана, с которым писатель дружил, они на некоторое время даже прекратили общение). А в пьесе «Чайка», как считают искусствоведы, развернулась трагедия Исаака Левитана и Анны и Варвары Турчаниновых (это художника тоже обидело).

Так при чём тут картина?

Так или иначе, Исаак Левитан не только испытывал в тот период бурю эмоций, но и переносил их на свои картины. «Золотая осень» написана в несвойственной ему манере — сам он называл её «слишком грубой». В ней видно влияние импрессионизма: полотно написано крупными мазками, а цвета пейзажа переданы тонкой игрой оттенков.

Считается, что на картине изображена река Съежа — похожее место есть в полукилометре от усадьбы Горка. «Золотую осень» относят к «мажорной серии» картин Левитана (так назвали период с 1895 по 1897 год, во время которого он написал ещё «Март», «Свежий ветер. Волга», «Весна — большая вода» и другие полотна).

Работа над картиной была завершена в Москве, и её представили публике на второй выставке художников-передвижников. Несмотря на то что сам автор её не сильно жаловал, публике картина понравилась, а Павел Третьяков купил её для своей галереи за 700 рублей.

Исаак Левитан, «Золотая осень»
Изображение: Третьяковская галерея

В составе выставки картина поехала в тур по городам российской империи и едва не погибла в Харькове: там на полотно упал медный козырёк настенного калорифера, который прорвал холст насквозь.

Об этом впоследствии писал художник и уполномоченный Товарищества по выставкам Георгий (Егор) Хруслов в письме к художнику и коллекционеру Илье Остроухову: «Сегодня утром у нас на выставке случилось несчастье. Картины были все сняты с мольбертов, некоторые лежали на полу, некоторые стояли у стен, работали все в одном конце залы.

Вдруг на другом конце раздаётся сильный стук, я бегу туда — оказывается, что сорвался со стены тяжёлый медный козырёк калорифера и упал на картину И. И. Левитана „Золотая осень“, холст картины прорван насквозь, хотя рана и незначительная и её легко заделать, но, ввиду того, что картина принадлежит П. М. Третьякову, я покорнейше прошу правление уведомить меня в Киев возможно скорее, как мне поступить с картиной...»

В итоге картину отреставрировали, и повреждение на ней практически не видно. Сейчас картина выставляется в «Левитановском зале» (зал №37) основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Сегодня «Золотая осень» — одна из самых узнаваемых и любимых картин русской живописи. Спокойствие и свет, которые она излучает, сделали её героем для обложек школьных учебников и украшением многих кабинетов. Но за этой кажущейся гармонией — сложная история любви, разочарования и отчаянных попыток найти опору в искусстве.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!



Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞
За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована