История одного дизайна. «Рабочий и колхозница»
Образы нового человека.
Фото: Yury Gubin / Getty Images
В рубрике «История одного дизайна» мы рассказываем о выдающихся объектах дизайна — о предпосылках их создания, значении и влиянии на развитие визуальной культуры.
Монумент «Рабочий и колхозница» — один из трёх главных советских памятников (наряду с работами «Родина-мать» и «Воин-освободитель»). По замыслу авторов, две фигуры, запечатлённые в движении, олицетворяют образ нового человека коммунистического воспитания.
Создание
Композицию «Рабочий и колхозница» сделали специально ко Всемирной выставке искусств и техники 1937 года, которая проходила в Париже. Учитывая настороженное отношение мира к СССР, советское правительство ставило задачу наиболее выгодно и ярко показать страну.
Памятник был идеологической и композиционной доминантой советского павильона. 25-метровую скульптуру установили на 34-метровом постаменте прямо напротив павильона Германии с фашистским орлом на крыше.
У «Рабочего и колхозницы» два автора: советский архитектор, автор «сталинских высоток» Борис Иофан придумал концепцию и создал набросок памятника, а скульптор Вера Мухина воплотила его в пластической форме.
Иофан вдохновлялся двумя историческими примерами. Это, прежде всего, древнегреческая статуя «Тираноборцы», изображающая Гармодия и Аристогитона: две фигуры, в развороте спиной друг к другу, стоят, выставив одну ногу вперёд и подняв руку с мечом. Вторая классическая статуя, повлиявшая на замысел Иофана, — Ника Самофракийская, древнегреческая мраморная скульптура, «шагающая» вперёд в стремительном порыве.
Идея
Памятник представляет собой скульптурную группу из двух фигур, мужской и женской, которые, стоя плечом к плечу, поднимают над головами серп и молот. Концептуально они символизируют две социальные силы, благодаря которым к власти пришли большевики, — крестьян и рабочих.
Колхозница слеплена с 18-летней комсомолки, а моделью для тела мужчины стал танцор балета. Сначала фигуры были обнажёнными, однако комиссия, принимающая памятник, распорядилась одеть их. Тогда Вера Мухина добавила комбинезон рабочему и сарафан крестьянке, а также задрапировала скульптуру декоративным шарфом. Пластически он играет важную роль: связывая фигуры друг с другом, шарф одновременно уравновешивает вертикаль, добавляя статуе горизонтальные линии.
Форма скульптуры — равнобедренный треугольник — придаёт ей динамику: поставленные на гигантский постамент, «Рабочий и колхозница» как будто взлетают, парят в небе. Памятник делали не из традиционной бронзы или меди, а из тонких листов нержавеющей хромникелевой стали, которая выгодно отражает свет.
Композиция стала воплощённым в монументе заявлением всему миру — новое коммунистическое государство зиждется на консолидации рабоче-крестьянских масс, оно лепит из них героев новой эпохи, гордо идущих к равенству и счастью.
Влияние
Советская выставка собрала 270 наград, из них 95 — Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных, шесть бронзовых медалей, более полусотни дипломов. Ошеломительный успех в Париже заставил власть серьёзнее взглянуть на скульптуру, сделанную исключительно для павильона: в 1939 году памятник установили у входа в ВДНХ. В 1948 году «Рабочий и колхозница» стали официальным символом киностудии «Мосфильм». Неоднократно выходили серии марок и коллекционные монеты с изображением статуи.
Для рекламы сигарет «Ява золотая» были разработаны постеры с «Рабочим и колхозницей», в руках которых вместо серпа и молота была пачка сигарет. Швейная фабрика «Монолит» сделала изображение своим логотипом. Лианозовский ликёроводочный завод печатал его на этикетках.
«Рабочий и колхозница» задали тренд — изображение людей простых профессий в качестве героев нового времени. В 1954 году на арке главного входа ВДНХ появилась скульптура, изображающая людей, которые поднимают над головами сноп колосьев. Этот монумент, «Тракторист и колхозница» Сергея Орлова, — явный оммаж «Рабочему и колхознице».
С приобретением культового статуса изображение скульптуры стали использовать в дизайне в качестве символа советской эпохи и идеологии. Им украшают посуду, печатают на одежде, плакатах, используют в полиграфии, делают статуэтки и даже подстаканники.
Растиражированный образ традиционно апроприировал китч. Например, работа известного соц-артиста Александра Косолапова — скульптура «Рабочего и колхозницы» с головами Микки-Мауса и Минни-Маус — подчёркивает «попсовость» монумента.