Дизайн
#статьи

История одного дизайна. Логотип телекомпании «ВИD»

Маска пришельца или лицо Ельцина?

Изображение: «Телекомпания ВИД»

В рубрике «История одного дизайна» мы пишем об интересных объектах дизайна — предпосылках их создания, значении и влиянии на развитие визуальной культуры.

В этом материале мы расскажем о логотипе телекомпании «ВИD», стоящей у истоков постсоветского телевидения. Логотип создан вопреки маркетинговым канонам: потусторонняя чёрно-белая маска пугала зрителей, но стала самым узнаваемым символом революционного вещания.

Предпосылки

ВИD — одна из первых частных телекомпаний в СССР. Она появилась в 1989 году благодаря тому, что в стране разрешили создавать кооперативы и малые предприятия. Телекомпанию открыли молодые журналисты и телевизионщики, создатели популярной на позднесоветском ТВ передачи «Взгляд»: Александр Любимов, Владислав Листьев, Александр Разбаш и другие.

Они планировали полностью изменить отечественное телевидение, и во многом им это удалось. ВИD стала производить передачи совершенно нового для советского зрителя формата: например, телеигру «Поле чудес», музыкальную передачу «Музобоз», программу «Жди меня», реалити-шоу «Последний герой».

Для нового телеформата требовалось необычное, яркое позиционирование.

История

Как рассказывал в интервью РИА «Новости» журналист, продюсер и медиаменеджер Александр Любимов, кириллица и латиница в названии «ВИD» появились, потому что Россия — страна, культурно развёрнутая на Запад и Восток.

В поисках символа основатели обратились в Музей Востока — там работала жена Владислава Листьева Альбина. В музее журналистов заинтересовал старинный артефакт — керамическая голова древнекитайского философа Го Сяна с трёхлапой жабой на голове.

Оригинальное фарфоровое изображение, сделанное неизвестным мастером, представляет собой голову улыбающегося во весь рот китайца с непропорционально большими ушами. На голове сидит жаба.

Изображение: Государственный музей Востока

Трехлапая жаба — та самая «денежная лягушка», которая продаётся сегодня в любой сувенирной лавке. По китайской легенде, до превращения в жабу это был жестокий разбойник, грабивший и убивавший из-за золота. Измученные люди попросили помощи у Будды, и тот обратил виновного в земноводное, забрав в наказание одну лапу и повелев вечно плеваться золотом и приносить людям богатство.

Изображение Го Сяна означает духовную мудрость. Сочетание человека и животного символизирует гармонию материального и духовного миров.

Содержание

Оригинальная заставка телекомпании «ВИD» представляет собой 15-секундное видео. Экран разрезает выезжающая слева чёрная полоса, которая странно подёргивается, как будто на заедающей киноплёнке. По этой полосе, как по трамплину, скачет белый шар, срываясь в центр изображения. По экрану разбегаются белые и чёрные круги, и появляется чёрно-белое лицо-маска. В самом конце под изображением возникают, переливаясь, золотистые буквы «ВИD».

На компьютерном изображении Го Сяна дизайнеры «отрезали» уши, до предела увеличили контраст и углубили тени. Из-за чрезмерного контраста часть оригинального изображения съедает тень: большая часть жабы и верх макушки тонут в темноте, так что кажется, что на голове странная причёска или головной убор. Тёмные складки наплывают на глаза, носогубные морщины утолщены. Улыбка оригинального изображения превращается в зловещую гримасу.

Реакция

В девяностые годы знаменитый логотип часто сравнивали с лицом первого президента России Бориса Ельцина и маской пришельца. В распространённых в те годы передачах об НЛО люди, называвшие себя контактёрами с инопланетными цивилизациями, говорили, что пришельцы выглядят как лицо с заставки ВИD.

С началом 2000-х в рунете логотип ВИD — один из популярнейших мотивов для мемов и фотожаб. Почти все они рассказывают о неприятных моментах, которые переживали дети перестроечного времени, пугаясь мрачной заставки телекомпании и потустороннего лица.

Изображение: Public Domain

Значение

Базовые правила маркетинга гласят, что логотип должен быть информативным, вызывать позитивные эмоции и быть простым. Ни один из этих пунктов не соответствует символу ВИD.

Он неинформативный — многие до сих пор просто не понимают, что на нём изображено; он пугает и озадачивает, что нельзя отнести к позитивным эмоциям; это сложное изображение. Однако именно этот логотип стал одним из самых запоминающихся знаков отечественного ТВ.

В 2017 году в ВИD прошёл ребрендинг, на заставке теперь близкое к оригинальному изображение Го Сяна с жабой. Мудрецу вернули большие уши и благожелательное выражение лица, а жабу теперь можно рассмотреть в деталях.

Изображение: «телекомпания „ВИD“»
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована