История одного дизайна. «Клином красным бей белых»
Работа Эль Лисицкого 1920 года.
Изображение: Эль Лисицкий / Public Domain
В рубрике «История одного дизайна» мы рассказываем о выдающихся объектах дизайна — предпосылках их создания, значении и влиянии на развитие визуальной культуры.
Плакат «Клином красным бей белых» художника Эль Лисицкого — один из самых узнаваемых символов русского авангарда. Плакат появился во время расцвета европейской художественной мысли и поисков новых способов творческого выражения.
Лисицкий создал его на стыке футуризма — агрессивного художественного течения, которое культивировало прогресс, машинерию и индустриализацию, — и супрематизма — авангардного беспредметного направления.
Появление
В самый разгар гражданской войны отдел Политуправления Западным фронтом заказал плакат авангардистскому художественному объединению «Уновис» («Утвердители нового искусства»).
Агитационные плакаты к тому времени уже много лет активно применялись в политической борьбе и провластной пропаганде. В основном на таких плакатах были фигуративные изображения — как правило, некрасивые, жалкие или отталкивающие фигуры врагов и героические образы тех, чью сторону представляли авторы плаката.
Художественный авангард, новый способ визуального выражения, был слишком сложен для широких народных масс, поэтому не подходил для иллюстративного плакатного языка. «Клином красным бей белых» — исключение из этого правила.
Геометрия
«Клином красным бей белых» состоит из геометрических фигур в трёх цветах: красном, белом и чёрном. Фон разделён на две части: на тёмной левой стороне покоится белый круг, на светлой как будто движется красный треугольник, который клином таранит белую окружность.
Начиная с 1915 года супрематисты экспериментируют с сочетанием беспредметных моделей на плоскости. Квадраты, круги, треугольники разных цветов и размеров складываются в лаконичные и уравновешенные супрематические композиции. С этой точки зрения композиционная основа плаката Эль Лисицкого не представляла собой ничего революционного, однако смысловое наполнение его работы перевернуло с ног на голову все принципы беспредметности.
Идея и энергия
Если супрематические фигуры не представляют ровно ничего из области вещественного мира, то у Лисицкого круг и треугольник — метафорическое изображение материальных понятий: Белой и Красной армии. Форма клина в армейских построениях известна ещё со времён крестовых походов.
Супрематические композиции никуда не «движутся», подобно платоновским абстракциям, висящим в океане абсолюта. Они выражают чистую идею, а плакат Лисицкого наполнен энергией — агрессивной, концентрированной.
В работе Лисицкого присутствует чётко выраженный вектор движения, где красный треугольник вспарывает нутро белого круга. Слова «клином» и «красным», как реактивные выбросы из жерла треугольной ракеты, придают ускорение объектам внутри композиции и делают их похожими на части инженерного сооружения, сближают с футуристическими идеалами.
Важно направление, в котором движется красный клин: слева направо, вслед за привычным движением глаз — так же, как мы читаем. Исследователи отмечают, что, если отобразить плакат зеркально, чтобы клин входил в круг справа, большая часть его энергии исчезнет.
Форма
Сам факт, что одно из самых значимых художественных произведений авангарда — плакат, говорит о многом. Так художники нового времени противостоят старомодной форме картины в дорогой раме, которая висит в тёплом, охраняемом помещении, доступ к ней ограничен, а сама она выполнена в единственном экземпляре.
Искусство для избранных — формула, раздражающая авангардистов. Их произведение искусства — плакат — печатается массовыми тиражами, он предназначен каждому, перед ним все равны — и неграмотный мальчишка, и высоколобый эстет. Плакату не грозит долгая жизнь: его обтреплет ветер, намочит дождь, сорвёт хулиган.
Приём и переосмысление
Классическая устойчивая форма (круг), дополненная асимметричной деталью (клин), которая разрушает равновесие всего образа и тем самым придаёт ему незавершённость и динамику — это сегодня традиционный модернистский приём, рождённый в художественном эксперименте Эль Лисицкого.
Одно из самых известных его переосмыслений — плакат Александра Родченко «Ленгиз: книги по всем отраслям знания».
Исследователь творчества Эль Лисицкого Дмитрий Козлов считает, что распространённая архитектурная форма советских спортивных сооружений — круглые стадионы с треугольными клинами лестниц — не что иное, как воплощённый «красный клин» Лисицкого.
Красный клин, пронзающий белый круг, используется сегодня в дизайне одежды, часов, при оформлении музыкальных обложек.