История дизайна. 1940–1950-е годы
Dior, IKEA и изобретения Имзов.
Иллюстрация: Wikimedia Commons / Diorablestyle / Ikeamuseum / Merry Mary для Skillbox Media
Дарья Сорокина
Историк искусства, исследователь авангардного искусства 1920–1930-х годов в России и Германии, магистрант программы «Дизайн-исследование» в школе Баухаус в Дессау, сотрудник Bauhaus Dessau Foundation.
Говорить о развитии дизайна в сороковые годы сложно: в середине десятилетия закончилась Вторая мировая война, и многие страны восстанавливались после неё долгие годы. Однако в некоторых государствах, которые не сильно затронули боевые действия, именно в этот период возникли важные дизайнерские проекты.
Франция. Dior New Look
Вторая мировая война нанесла такой урон Европе, что о развитии предметного дизайна или архитектуры в сороковые говорить не приходится. Свободно творить в области, где задействованы большие производства, было невозможно — вероятно, этим объясняется феномен развития модной индустрии во Франции. Именно лёгкая промышленность стала областью, которая быстро вернулась к жизни, — в ней стали разрабатываться продвинутые дизайнерские решения.
В 1947 году молодой французский модельер Кристиан Диор представил коллекцию New Look («Новый облик»). Это были ультраженственные образы: зауженная талия, аккуратные плечи, выделенная форма груди и пышные юбки-тюльпаны из тканевых драпировок. Эта коллекция контрастировала с одеждой предыдущего десятилетия — в тридцатых талия на платьях была свободной и даже спущенной на бёдра, а силуэт прямым.
New Look стала не только французской, но и общемировой сенсацией. Женщины, соскучившиеся по шику, красоте и утончённости, были в восторге от творений Диора. В следующие два десятилетия модельеры разных стран пытались воссоздать образ New Look — заужали талию и кроили пышные юбки. Однако оригинал оставался недостижим, так как в ателье Диора юбки делали пышными благодаря умелой сборке многих метров ткани, а столько материала было попросту недоступно в большей части государств.
Швеция. IKEA
В 1943 году Ингвар Кампрад из шведской глубинки основал собственное торговое дело — компанию IKEA. Во многом это стало возможным потому, что у Швеции был нейтральный статус во время Второй мировой войны.
IKEA изначально занималась дистрибуцией разных товаров с помощью почты. Причём на первых порах это была не мебель, а нейлоновые чулки, шариковые ручки и часы.
Всё изменилось, когда основной конкурент IKEA — «Фабрики Гуннара» — стал успешно продавать мебель. Её делали из древесины, которой было много в краях, где вырос Кампрад. Кроме того, в Швеции в те годы строилось много доступного жилья, для которого нужна была мебель. По этим причинам IKEA сменила приоритеты.
Первая мебель IKEA особенно не отличалась от того, что производили конкуренты. Это были кресла, тумбы, шкафы, кровати, которые создавали в окрестностях Смоланда. Бытовые товары для повседневного пользования тоже были такими же, как у всех. Однако стоит заострить внимание на мягком кресле «Страндмон» — оно не сильно изменилось с момента основания компании.
Первая сборная мебель в ассортименте IKEA появилась лишь в середине пятидесятых.
США. Tupperware, Имзы
Ещё одной страной, где дизайн процветал даже в сложнейшие сороковые, были США. В зените славы находились выходцы Баухауса: два бывших директора школы Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ, а также выпускники и преподаватели Герберт Байер, Марсель Брейер, Анни и Йозеф Альберс. Эта когорта создала множество выдающихся модернистских проектов, например Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, кампус и музеи Гарварда в Массачусетсе.
В сороковые в Америке также возникла компания Tupperware, образовался знаменитый союз Рэй Кайзер и Чарльза Имза.
Tupperware
Эрл Таппер, будущий изобретатель и предприниматель, трудился в химической компании «Дюпон», занимавшейся среди прочего полиэтиленом. Именно работа с отходами нефтеперерабатывающего производства привела Эрла к изобретению очищенного полимера, который он назвал Poly-T. В конце тридцатых Эрл основал собственное предприятие, выкупив старое оборудование «Дюпон». Сначала в компании производили мыльницы и недорогие бусы, а во время войны переключились на противогазы и фонари для ВМС США (это существенно улучшило финансовое положение бренда).
Когда война закончилась, Эрлу пришлось искать новые пути сбыта пластиковой продукции, и в 1945 году он придумал герметичный пластиковый контейнер. Изобретение оказалось настолько удачным, что Таппер вскоре даже официально запатентовал «крышку с герметичным замком для пластикового контейнера». В 1946 году Эрл переименовал компанию в «Tupperware» и сосредоточил все силы на производстве пластиковой посуды из очищенного полимера.
Успешным предприятие станет в пятидесятые благодаря маркетингу — посуду станут распространять на домашних вечеринках.
Имзы
В сороковые в США также появляется великий модернистский дизайнерский союз: художницы-экспрессионистки Рэй Кайзер и чертёжника Чарльза Имза. Они встретились в Чикагской школе искусств, поженились в 1941 году и переехали жить в Калифорнию. Там и начались их знаменитые дизайнерские эксперименты с разными материалами.
Желая помочь стране во время войны, Имзы изготавливали разные предметы из гнутой фанеры — например, лонгеты для транспортировки солдат, у которых повреждены ноги или руки.
После войны Имзы продолжили эксперименты с гнутой фанерой. Их самый знаменитый проект — лаунж-кресло. У него скульптурные обтекаемые формы, части соединяются между собой с помощью каучука.
Дизайнеры работали и со стекловолокном, которое можно было заливать в формы. Первым и легендарным проектом в этой области стало «полулежачее» кресло, которое было названо на французский манер «Ля Шез». Помимо отсылки к французскому названию («ля шез» по-французски «стул»), Имзы были вдохновлены скульптурой «Парящая фигура» Гастона Лашеза.
Кресло с литым сиденьем из стекловолокна моментально получило признание в профессиональной среде — Имзы получили за него приз на выставке недорогой современной дизайнерской мебели, организованной музеем МоМА в 1948 году.
Ещё один проект дизайнерского союза в этом десятилетии — дом, в котором они прожили оставшуюся совместную жизнь. Жители США нуждались в доступном жилье, поэтому молодой предприимчивый архитектор Джон Энтенца предложил талантливым современным дизайнерам создать тридцать шесть домов-образцов, которые можно будет повторить.
Проект реализовывался с 1945-го по 1966 год, и чета Имзов сделала два дома, один из которых достался их семье, а второй — основателю проекта. Здания называются по их порядковым номерам в проекте: номер 8 — Дом Имзов и номер 9 — Энтенцы.
Стоит отметить, что в проектировании дома для Джона Энтенцы помимо Имзов принял участие Ээро Сааринен, сын знаменитого финского архитектора Элиэля Сааринена.
* * *
На первый взгляд может показаться, что сороковые — провальное десятилетие для дизайна, однако многие проекты стали первыми ласточками послевоенного модернистского движения, вошедшего в историю под названием «мидсенчури» (дословно — «середина века»).
IKEA и Tupperware впоследствии превратились в успешные корпорации, которые улучшили жизнь миллионов людей. Идеи, что были заложены в этом сложном десятилетии, стали надёжным фундаментом для прогрессивного дизайна второй половины XX века.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- История дизайна в 1960–1970-е годы. Часть вторая: графический дизайн
- История дизайна в 1960–1970-е годы. Часть первая: промышленность и архитектура
- История дизайна в 1950-1960-е годы. Часть вторая: графический дизайн
- История дизайна в 1950–1960-е годы. Часть первая: промышленность и архитектура
- История дизайна. 1930–1940-е годы
- История дизайна: 1920–1930-е годы — Баухаус и ВХУТЕМАС
- История дизайна: 1910–1920-е годы — «Веркбунд», Поль Пуаре и русский живописный авангард
- История дизайна: самое начало ХХ века — модерн