История дизайна. 1940–1950-е годы
Dior, IKEA и изобретения Имзов.


Иллюстрация: Wikimedia Commons / Diorablestyle / Ikeamuseum / Merry Mary для Skillbox Media

Дарья Сорокина
Историк искусства, исследователь авангардного искусства 1920–1930-х годов в России и Германии, магистрант программы «Дизайн-исследование» в школе Баухаус в Дессау, сотрудник Bauhaus Dessau Foundation.
Говорить о развитии дизайна в сороковые годы сложно: в середине десятилетия закончилась Вторая мировая война, и многие страны восстанавливались после неё долгие годы. Однако в некоторых государствах, которые не сильно затронули боевые действия, именно в этот период возникли важные дизайнерские проекты.
Франция. Dior New Look
Вторая мировая война нанесла такой урон Европе, что о развитии предметного дизайна или архитектуры в сороковые говорить не приходится. Свободно творить в области, где задействованы большие производства, было невозможно — вероятно, этим объясняется феномен развития модной индустрии во Франции. Именно лёгкая промышленность стала областью, которая быстро вернулась к жизни, — в ней стали разрабатываться продвинутые дизайнерские решения.
В 1947 году молодой французский модельер Кристиан Диор представил коллекцию New Look («Новый облик»). Это были ультраженственные образы: зауженная талия, аккуратные плечи, выделенная форма груди и пышные юбки-тюльпаны из тканевых драпировок. Эта коллекция контрастировала с одеждой предыдущего десятилетия — в тридцатых талия на платьях была свободной и даже спущенной на бёдра, а силуэт прямым.
New Look стала не только французской, но и общемировой сенсацией. Женщины, соскучившиеся по шику, красоте и утончённости, были в восторге от творений Диора. В следующие два десятилетия модельеры разных стран пытались воссоздать образ New Look — заужали талию и кроили пышные юбки. Однако оригинал оставался недостижим, так как в ателье Диора юбки делали пышными благодаря умелой сборке многих метров ткани, а столько материала было попросту недоступно в большей части государств.

Фото: Wikimedia Commons

Фото: Wikimedia Commons
Швеция. IKEA
В 1943 году Ингвар Кампрад из шведской глубинки основал собственное торговое дело — компанию IKEA. Во многом это стало возможным потому, что у Швеции был нейтральный статус во время Второй мировой войны.
IKEA изначально занималась дистрибуцией разных товаров с помощью почты. Причём на первых порах это была не мебель, а нейлоновые чулки, шариковые ручки и часы.
Всё изменилось, когда основной конкурент IKEA — «Фабрики Гуннара» — стал успешно продавать мебель. Её делали из древесины, которой было много в краях, где вырос Кампрад. Кроме того, в Швеции в те годы строилось много доступного жилья, для которого нужна была мебель. По этим причинам IKEA сменила приоритеты.

Изображение: IKEA Museum
Первая мебель IKEA особенно не отличалась от того, что производили конкуренты. Это были кресла, тумбы, шкафы, кровати, которые создавали в окрестностях Смоланда. Бытовые товары для повседневного пользования тоже были такими же, как у всех. Однако стоит заострить внимание на мягком кресле «Страндмон» — оно не сильно изменилось с момента основания компании.
Первая сборная мебель в ассортименте IKEA появилась лишь в середине пятидесятых.

США. Tupperware, Имзы
Ещё одной страной, где дизайн процветал даже в сложнейшие сороковые, были США. В зените славы находились выходцы Баухауса: два бывших директора школы Вальтер Гропиус и Людвиг Мис ван дер Роэ, а также выпускники и преподаватели Герберт Байер, Марсель Брейер, Анни и Йозеф Альберс. Эта когорта создала множество выдающихся модернистских проектов, например Сигрем-билдинг в Нью-Йорке, кампус и музеи Гарварда в Массачусетсе.
В сороковые в Америке также возникла компания Tupperware, образовался знаменитый союз Рэй Кайзер и Чарльза Имза.
Tupperware
Эрл Таппер, будущий изобретатель и предприниматель, трудился в химической компании «Дюпон», занимавшейся среди прочего полиэтиленом. Именно работа с отходами нефтеперерабатывающего производства привела Эрла к изобретению очищенного полимера, который он назвал Poly-T. В конце тридцатых Эрл основал собственное предприятие, выкупив старое оборудование «Дюпон». Сначала в компании производили мыльницы и недорогие бусы, а во время войны переключились на противогазы и фонари для ВМС США (это существенно улучшило финансовое положение бренда).
Когда война закончилась, Эрлу пришлось искать новые пути сбыта пластиковой продукции, и в 1945 году он придумал герметичный пластиковый контейнер. Изобретение оказалось настолько удачным, что Таппер вскоре даже официально запатентовал «крышку с герметичным замком для пластикового контейнера». В 1946 году Эрл переименовал компанию в «Tupperware» и сосредоточил все силы на производстве пластиковой посуды из очищенного полимера.
Успешным предприятие станет в пятидесятые благодаря маркетингу — посуду станут распространять на домашних вечеринках.

Фото: Wikimedia Commons
Имзы
В сороковые в США также появляется великий модернистский дизайнерский союз: художницы-экспрессионистки Рэй Кайзер и чертёжника Чарльза Имза. Они встретились в Чикагской школе искусств, поженились в 1941 году и переехали жить в Калифорнию. Там и начались их знаменитые дизайнерские эксперименты с разными материалами.
Желая помочь стране во время войны, Имзы изготавливали разные предметы из гнутой фанеры — например, лонгеты для транспортировки солдат, у которых повреждены ноги или руки.

Фото: Wikimedia Commons
После войны Имзы продолжили эксперименты с гнутой фанерой. Их самый знаменитый проект — лаунж-кресло. У него скульптурные обтекаемые формы, части соединяются между собой с помощью каучука.

Фото: Wikimedia Commons
Дизайнеры работали и со стекловолокном, которое можно было заливать в формы. Первым и легендарным проектом в этой области стало «полулежачее» кресло, которое было названо на французский манер «Ля Шез». Помимо отсылки к французскому названию («ля шез» по-французски «стул»), Имзы были вдохновлены скульптурой «Парящая фигура» Гастона Лашеза.

Фото: Wikimedia Commons
Кресло с литым сиденьем из стекловолокна моментально получило признание в профессиональной среде — Имзы получили за него приз на выставке недорогой современной дизайнерской мебели, организованной музеем МоМА в 1948 году.

Фото: Eames Office
Ещё один проект дизайнерского союза в этом десятилетии — дом, в котором они прожили оставшуюся совместную жизнь. Жители США нуждались в доступном жилье, поэтому молодой предприимчивый архитектор Джон Энтенца предложил талантливым современным дизайнерам создать тридцать шесть домов-образцов, которые можно будет повторить.
Проект реализовывался с 1945-го по 1966 год, и чета Имзов сделала два дома, один из которых достался их семье, а второй — основателю проекта. Здания называются по их порядковым номерам в проекте: номер 8 — Дом Имзов и номер 9 — Энтенцы.

Фото: Wikimedia Commons
Стоит отметить, что в проектировании дома для Джона Энтенцы помимо Имзов принял участие Ээро Сааринен, сын знаменитого финского архитектора Элиэля Сааринена.

Фото: Eames Office
* * *
На первый взгляд может показаться, что сороковые — провальное десятилетие для дизайна, однако многие проекты стали первыми ласточками послевоенного модернистского движения, вошедшего в историю под названием «мидсенчури» (дословно — «середина века»).
IKEA и Tupperware впоследствии превратились в успешные корпорации, которые улучшили жизнь миллионов людей. Идеи, что были заложены в этом сложном десятилетии, стали надёжным фундаментом для прогрессивного дизайна второй половины XX века.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- История дизайна в 1960–1970-е годы. Часть вторая: графический дизайн
- История дизайна в 1960–1970-е годы. Часть первая: промышленность и архитектура
- История дизайна в 1950-1960-е годы. Часть вторая: графический дизайн
- История дизайна в 1950–1960-е годы. Часть первая: промышленность и архитектура
- История дизайна. 1930–1940-е годы
- История дизайна: 1920–1930-е годы — Баухаус и ВХУТЕМАС
- История дизайна: 1910–1920-е годы — «Веркбунд», Поль Пуаре и русский живописный авангард
- История дизайна: самое начало ХХ века — модерн