Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Group 15 close hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Ирина Борисова: «Я не хочу быть профессионалом наполовину»

Ирина закончила Строгановку, работала дизайнером интерьеров и в мебельном салоне премиум-класса, но потом ей захотелось перемен.

Анкета

Ирина Борисова

Россия, г. Королёв

Пройденый курс:

Достижения:

Прошла стажировку в «Тинькофф Банке», спроектировала сайт второй по значимости мебельной компании в Москве (этап реализации), защитила диплом, которым заинтересовался заказчик, поступила в студию и работает в Сбербанке

Рост дохода за последний год:

+150 %

Ирина рассказала Skillbox о своем опыте:

Первая работа в архитектурной студии

— Ты закончила МГХПА им. Строганова и два года проработала дизайнером интерьеров. Расскажи о самых запоминающихся задачах.

— У нас была маленькая студия, но мы создавали интересные и масштабные проекты. Одним из последних стал дом на 2 500 м2 с каким-то уж очень большим бюджетом: дорогая мебель, из материалов — мрамор, оникс, натуральное дерево. Но по-настоящему запомнился легкий и задорный проект квартиры в центре Москвы площадью всего 120 м2. Ограниченное пространство, в которое нужно вместить все пожелания клиента.

История успеха Ирины Борисовой.

У нас была свобода действий, но все решения утверждал президент компании с непредсказуемым характером. К нему нужно было приходить готовым от и до, чтобы все от зубов отскакивало: что у тебя на эскизе нарисовано, какие материалы, какой высоты плинтус, из какой ткани шторы. И хотя на этапе проектирования это не так важно, мы продумывали сразу несколько вариантов.

2013, на выставке Salone Del Mobile Milano.

Именно в архитектурной студии я получила первое представление о переговорах, поняла, как правильно защищать проект, где можно и нужно спорить, а где стоит уступить. И, конечно, насколько важно быть готовой к любым вопросам. Тогда мы взяли за правило защищать проекты друг перед другом еще до встречи с заказчиком. Если у кого-то из своих возникают вопросы по планировкам или эскизам, значит, и у клиента они возникнут. Этого правила я придерживаюсь до сих пор. Оно помогает получать полезные отзывы и комментарии.

— Почему решила уйти из профессии?

— Это случилось само собой. Можно сказать, что меня очень хитрыми тропами вела судьба. Еще на этапе поступления в институт я выбирала между графическим дизайном и дизайном интерьеров. Тогда интерьер взял свое, но в процессе обучения я ощущала, что у меня есть хорошая и сильная графическая подача материала, которая отличается от других.

— Работа в мебельном салоне премиум-класса. Почему там?

— В 2013 году случился кризис, который совпал с моим личным профессиональным кризисом. Я ощущала, что институт мало дал мне для понимания дизайна в целом, катастрофически не хватало знаний в области материалов. Стройки замораживались, пошли неинтересные проекты в Новом Уренгое. Я решила воспользоваться застоем и ушла на другую работу, где были перспективы для изучения рынка. Так я стала дизайнером интерьеров при мебельном салоне премиум-класса.

Мебельный салон и digital-маркетинг

— Что входило в твои обязанности?

— Сначала я работала, как и прежде, дизайнером. Но через пять месяцев настолько включилась в работу компании, что начала предлагать варианты по развитию, корпоративному стилю и заниматься обучением персонала: передавала им свои скиллы, учила особенностям работы с клиентами и планировками. Мне хотелось, чтобы мы были лучшими в Москве. Компания и так входила в пятерку лучших, но мне хотелось перегнать остальных.

В результате я стала контролировать все бизнес-процессы в онлайне — была digital-маркетологом с функцией дизайнера. Я ориентировалась на продажи, работала с партнерами — ездила на выставки и проводила короткие интервью с ними. Мне везло на случайные встречи с руководителями фабрик — законодателями мод, звездами в мире дизайна, которых мы привыкли видеть на страницах журнала и в интернете. Мы разговаривали, я впитывала их представление о красоте, смотрела их работы, анализировала рынок — было очень интересно. Сейчас я понимаю, что это общение сильно повлияло на мое видение.

2018, «Интерьеры Экстра Класса».

— Именно во время работы в салоне ты сделала свой первый сайт. Расскажи о нем.

— Руководители заметили мое рвение и предложили заняться сайтом. Хотели его обновить, а в результате все перестроили. Мне было очень страшно, ведь я никогда не проектировала сайты, хотя и владела инструментами — знала Photoshop еще с институтских времен.

Мы взяли за основу модную карточную структуру, как на Windows 8. Мир тогда сильно загорелся карточками, но быстро отошел от этого тренда. Плюс был в том, что такая система легко перестраивалась и становилась адаптивной. Структуру сайта хотели оставить прежней, но потом перестроили каталоги, карточки товаров, интегрировали с CRM.

— Как ты над ним работала?

— Я выявляла боли клиентов и салона в целом: проводила много времени в зале, наблюдала, отвечала на звонки и слушала вопросы: почему клиенты звонят, чего им не хватает на сайте? Мне пересылали письма-запросы с ресепшена. Так из разных проблем сложилась общая картина. Я провела анализ, построила гипотезы, обсудила их с руководством.

Мы наметили проблемные места, внедрили решения и в результате достигли главной цели — отсекли ненужную аудиторию, которая отнимала много сил и времени у наших дизайнеров. Мы заранее готовили потенциальных клиентов и архитекторов к покупке — снабжали их необходимой информацией и привлекали в салон.

Конечно, ошибки были. Я старалась сразу их фиксировать, но знаний не хватало, много времени уходило на восполнение пробелов. Помню все до сих пор: как работали элементы, какие блоки, которые я сначала посчитала мусором и убрала, оказались нужны, — например, рекламный баннер на странице.

Также я занималась контентом, контролировала подрядчиков SEO, вникала в особенности правильного кода, мониторила «Яндекс.Метрику», смотрела на поведение пользователей и сопоставляла с живыми людьми, которые приходили в салон и оставляли отзывы.

Сейчас, когда у меня уже есть опыт работы с графикой, шрифтами и гайдами, я смотрю на свой первый проект с умилением.

Но могу сказать точно: мы поменяли рынок, дали клиентам необходимые инструменты, стали первыми на этом поле. Когда позже я устроилась к конкурентам, оказалось, что тягаться с моим прошлым работодателем очень сложно. Мы проделали действительно большую работу, и всем вокруг пришлось меняться.

Обучение в Skillbox

— На курс Skillbox ты записалась, когда еще работала в салоне и планировала применять новые знания именно там. Что случилось и почему руководство было против?

— Я боялась быть необразованным человеком в своей сфере. Занималась я всем подряд и ощущала, что ситуация на работе становится опасной: последовало несколько провальных решений от руководства, которые повлияли на клиентов: они уходили и не возвращались, продажи начали падать.

Я задумалась: а чем я буду заниматься, если компания поставит себя под удар? Достаточно ли у меня компетенций, чтобы я могла претендовать на высокую должность?

Быть лучшей в деревне просто. А вот попробуй быть лучшей в городе.

После полугода поисков себя я нашла курсы от Skillbox. Кто я? Дизайнер? Маркетолог? Контент-менеджер? Оказалось, все в одном. Мне нравится рисовать, мне нравится влиять на цифры в бизнесе, я хочу делать то, что будет работать и приносить прибыль. Записалась на курс «UX-дизайн», оплатила, и настал непростой момент выбора.

Курс «UX-дизайн»
Создавайте эффективные и полезные решения при помощи нового уникального подхода в дизайне. В течение курса вы узнаете, как сделать не просто визуально привлекательные проекты, но и кардинально изменить мышление бизнеса в диджитал, оцифровать любой продукт и сделать его максимально конкурентоспособным.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

— Какой?

— Руководство не было заинтересовано в моем обучении. Они и сами не стремились к новым знаниям. Рынок изменился, нужно было хорошо разбираться в маркетинге, бороться за клиента, анализировать сделанное и признавать свои ошибки. Но это никого не интересовало.

А я хотела двигаться дальше: анализировать результаты уже проделанной работы, сделать полностью адаптивный сайт, внедрять интересные маркетинговые ходы, привлекать больше клиентов. Оказалось, моему руководству аналитика не нужна. Они считали, что LTV, CR, NPS — это глупости и бессмысленный набор букв.

Им не нужен был человек, который говорит на правах профессионала не «мне кажется», а «я уверена, что проблема именно тут». Шла игра в сопротивление. Я не хотела делать то, что точно будет работать плохо, а им нужны были только руки. Пришлось уйти — нельзя позволять кому-то собой помыкать и тратить время впустую.

2017, на митапе Fantasy от Skillbox

Мы очень поругались тогда, но спустя полгода все остыли, и мне дали хорошие рекомендации для следующего работодателя. О моей упертости, конечно, предупредили. Но рынок маленький, и у всех есть номера телефонов друг друга.

— Четыре месяца ты посвятила обучению. Какие остались впечатления?

— Четыре месяца обучения, год передышки и только затем диплом, если быть точной. Мне понравился курс с самого начала: там говорили о том, что я ощутила на собственной шкуре — о важности понимания бизнес-процессов клиента.

Дизайн — не просто красивая картинка, он решает проблемы бизнеса.

Дизайн должен работать. А чтобы он работал, нужно понимать основные принципы. CJM стала моим руководством к действию, аналитика — кредо, а свободомыслие в решении задач — девизом. Нужно сделать вид, что никаких ограничений не существует, и решить проблему клиента. И только потом думать, как быть с архитектурой и возможной интеграцией.

Перерыв длиною в год

— Тебя пригласили в команду дизайнеров «Тинькофф Банка» еще до того, как ты получила диплом. Расскажи об этом.

— Все эти четыре месяца я только училась — решила искать работу тогда, когда сама себе смогу признаться, что стала профессионалом. Не могу смотреть человеку в глаза и проситься на работу, если сама в себя не верю.

Деньги кончались, я вдохновилась примерами работ на Behance и стала собирать портфолио. Буквально через три дня мне написали, спросили, не ищу ли я работу. Сначала я подумала, что это шутка, но когда получила тестовое задание с почты «Тинькофф Банка», поняла — не шутка.

Я долго делала тестовое: были проблемы с отступами, мне не хватало опыта в визуальной части. Также работу просили сдать в Sketch — это все усложняло. У меня и мака-то не было! Попросила старенький у соседки, установила древнюю версию программы и перерисовала все заново. Это был стресс: другая система, другая программа. Но в результате меня пригласили на собеседование.

Я оказалась одной из немногих, кто справился с заданием. Опыта было маловато, поэтому мне предложили стажировку. Я согласилась: видела в этом невероятный опыт и правильную строчку в резюме. Срок оговорили заранее: ровно три месяца. Зарплата была маленькой, на прошлой работе я получала в несколько раз больше. Даже наметили план того, что я должна изучить за это время. Но спустя два месяца я ушла — была слишком тяжелая атмосфера, и я решила посмотреть, что еще есть на рынке.

— Еще одна работа перед дипломом — конкуренты той самой мебельной компании. Сколько ты проработала там?

— Около девяти месяцев. Делала то же самое, что и на второй работе. Но бизнес не был готов к переменам: меня не слушали, хотя начало сбываться все, о чем я предупреждала и от чего предостерегала. Бюджеты отсутствовали, и максимум, что у нас получилось, — это утвердить сайт, который сейчас делают разработчики по макетам.

— Почему защита диплома заняла столько времени?

— Я долго откладывала диплом. Сначала из-за банка: много сил тратила на новые знания. После этого вникала в процесс на новой работе. Я примерно понимала, куда двигаюсь, и решила все-таки закончить обучение. Надоело вот так болтаться, хотелось подтвердить свою квалификацию.

В январе я начала делать диплом. Задание — приложение для охоты. Клиент — концерн «Калашников». Мы провели глубинное интервью с целевой аудиторией, я подготовила аудит, а потом начался активный период на работе, и я выпала. В конце мая мне написали, что есть возможность защитить диплом 21 июня, и за три недели я все сверстала: и прототип, и презентацию, и видео.

2018, работа дома

— Можешь рассказать о дипломе подробнее?

— Это было что-то фееричное. Тот случай, когда клиент активно принимает участие в процессе: отвечает на вопросы, дает все материалы для анализа, предоставляет людей для интервью. Я так вдохновилась, что все эти три недели только и делала, что диплом. Рисовала за обедом и ночью после работы, забыла про еду и сон.

Концепция была интересной. Надо было создать приложение для охоты, своего рода социальную сеть для охотников и владельцев стрелкового оружия с возможностью монетизации. Я сторонник того, что продукт изначально должен быть нужным, отличаться от прочих. Job To Be Done. Нельзя просто сделать очередную социальную сеть — они уже существуют. Значит, это должно быть что-то особенное. На этом я и сосредоточилась.

Мы провели интервью, я все оформила по CJM, чтобы выявить боли и проблемные места, — и стала их решать. Проработала основной сценарий и рассказала о нем на защите. Диплом прошел хорошо, клиент остался доволен. Позже мы мы начали говорить о сотрудничестве, дополнили экраны, подробно продумали монетизацию.

2018, после диплома

— Практически сразу после диплома тебя пригласили в AIC. Как проходило собеседование?

— Спустя месяц после диплома я получила предложение от AIC — попробовать свои силы на проекте Сбербанка. Я сделала тестовое и меня пригласили на собеседование. Мы проболтали полтора часа, наверное, если бы не ограничение по времени, получилось бы дольше. Спрашивали обо всем: что делала все это время, почему ушла с прошлой работы, почему я, черт побери, дизайнер, а не архитектор.

— Что было потом?

— Меня приняли. Я работала в проекте Сбербанка как аутстаффер от AIC, и мне тут очень нравилось. Всегда видела себя в большом офисном здании из стекла и бетона, где сидят команды и пилят дизайн. И делают круто.

2018, Sberbank Agile Home

Сейчас я перешла на работу в штат Сбербанка, в команду «Омниканальные уведомления». Это платформа, через которую банк отправляет уведомления клиентам. Мы касаемся всего: десктопа, мобайла, интегрируемся с другими продуктами, создаем UX.

— Когда ты работала в мебельной компании, тебе не хватало «места для маневра». Нашла ли ты здесь применение всем своим навыкам?

— Несомненно. Даже больше, чем я ожидала. И это неправда, когда говорят, что есть ограничения. Ограничения существуют для тех, кто не видит цели.

Блиц

— Какие инструменты используешь на работе?

— SketchApp, Invision, Principle, Zeplin, Photoshop, Illustrator, Trello.

— Какими ресурсами для саморазвития пользуешься сейчас?

— Блоги на Medium, каналы в Telegram: TechSparks, Denis Sexy IT, Intelligent Design, Groks, Digital Marketing от «Додо Пиццы», Стратегия и Маркетинг, Design & Productivity, Roboto Marketing, «Трансформатор 2.0». Слушаю аудиокниги, смотрю работы на Behance и Dribbble.

— Планируешь ли проходить еще какие-то курсы Skillbox?

— У меня остался важный хвост — аналитика UX. Она очень интересная, но я застряла из-за отсутствия времени и навыков программирования.

— Высшее образование дало тебе какие-то преимущества во время обучения в Skillbox?

— Разве что умение рисовать и понимать композицию.

— Ты занимаешься дизайном интерьеров для себя или для друзей в свободное время?

— Да, помогаю всем подряд за улыбки. Например, друзьям — полностью делала дом сестре, перестраивала часть дома у родителей, постоянно что-то меняю у себя в квартире.

— Какие архитекторы вдохновляли (или вдохновляют)?

— Фрэнк Ллойд Райт, Ле Корбюзье, Людвиг Мис Ван Дер Роэ, Рон Арад, Заха Хадид, Чарльз и Рэй Имз, Паола Навоне — не архитектор, но талантливый декоратор.

— Навык, не в дизайне и не в маркетинге, который ты хотела бы развить.

— Искусство фотографии. Еще хотелось бы снова играть на пианино и полноценно заняться вокалом.

— В каких странах ты побывала, и где понравилось больше всего?

— Италия, Германия, Голландия, Кипр, Греция, Хорватия, Турция, Египет.

Мне как-то безумно понравилось в Амстердаме. Это был переходный период в моей жизни, как раз перед началом «большого пути» — увольнением, обучением, началом всего. В Москве совсем не было осени, а в Амстердаме — золотые листья, велосипеды и солнце.

Я сидела в апартаментах возле панорамного окна, завтракала, смотрела, как мимо проезжают люди на велосипедах, как стремительно меняется погода: минуту назад светило солнце, и вдруг появляется сильный ветер и нагоняет тучи. Встречалась со своими друзьями, мы искали им жилье.

В Амстердаме я познакомилась с творчеством Малевича и поняла его, поняла весь период разом, хоть и изучала историю искусств. И графический дизайн ощутила именно там. Поняла теорию, вспомнила книгу «Точка и линия на плоскости» Кандинского, которую прочитала за несколько месяцев до поездки — и все собралось в единый пазл.

— Какие последние книги прочитала не по работе?

— «Пикник на обочине» Стругацких и «Сына полка» Катаева.

— Что посоветуешь тем, кто решил освоить новую профессию?

— Не бояться и не сомневаться. Знаю, звучит банально, но это главный рецепт.

Да, путь тернист. Здесь нет единорогов, хотя все клеят их себе на макбуки. Здесь так же спорят, сомневаются, срывают дедлайны. Но это прекрасная сфера для роста — именно в ней получается расти сразу в нескольких направлениях.

Не смейте просиживать ваш талант просто потому, что страшно все начать сначала. Не страшно. Вы справитесь. Просто начните.

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий,  авторизуйтесь
Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox