«В профессии дизайнера только 10% творчества»
Олеся Добранова рассказывает о том, как создала инклюзивный интерьер для директора «Дома с маяком» Лиды Мониавы и 12-летнего Коли.
Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media
Олеся Добранова
Дизайнер интерьеров. Родилась в Уфе. Окончила бакалавриат в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна. Училась в магистратуре РГУ имени А. Н. Косыгина. Основала студию дизайна.
В 2021 году в телепередаче о дизайне интерьеров «Квартирный вопрос» впервые показали инклюзивный проект жилья. Мы поговорили с его создательницей Олесей Добрановой:
- о том, как спроектировать комфортное пространство для ребёнка с инвалидностью;
- о том, где искать референсы, если не заходить в Pinterest;
- о том, какие сложности возникают с заказчиками.
Об участии в «Квартирном вопросе»
Свой первый проект, как это часто бывает с начинающими дизайнерами, я делала для знакомых. Это были апартаменты в здании бывшей фабрики площадью 19 квадратных метров, однако благодаря высоким потолкам мне удалось предусмотреть антресоль и разместить там спальню. Этот интерьер сначала сфотографировали для интернет-издания Houzz, затем о нём сняли сюжет для «Квартирного вопроса».
Через пару месяцев мне предложили создать интерьер кухни для этой передачи. Если ориентироваться на реакцию героев, то первую переделку можно считать неудачной, хотя мне этот проект был близок.
Во второй раз на передаче я создавала интерьер детской, в третий — кухню-гостиную. Третий проект мне понравился больше всего: героиня была архитектором, она хотела видеть минималистичный интерьер, а это специализация нашей студии. Результат меня порадовал, реакция героев была прекрасной, однако я решила, что это моё последнее участие в «Квартирном вопросе»: очень много сил, времени и нервов уходит на проекты.
О дизайне квартиры для ребёнка с инвалидностью
Через полгода после третьего проекта продюсер «Квартирного вопроса» предложил сделать квартиру для Лиды Мониавы и 12-летнего Коли, находящегося под её опекой. Я согласилась: меня вдохновила история героини, а также зацепило, что проект сложный и в работу отдавали именно квартиру, а не комнату, как обычно. Жильё было площадью около 30 квадратных метров, пустая коробка, единственное — с контуром санузла.
Спроектировать пространство для комфортной жизни ребёнка с инвалидностью на 30 квадратах — непростая задача. Лида возит Колю на коляске, потому что он не ходит, и коляска должна проходить во все проёмы и разворачиваться. Именно поэтому появилась «круговая планировка» с двумя входами в санузел. Это основное решение: Лида может заехать в ванную комнату, когда они с Колей пришли домой, потом выехать со стороны кухни. Всё подчинено круговому движению коляски.
Этот проект был достаточно тяжёлым морально, потому что надо было вжиться в роль Лиды. Да, есть ГОСТы и СНиПы, но в любом случае я примеряю на себя сценарий жизни в проектируемом пространстве.
Я очень волновалась из-за реакции Лиды. Обычно, когда приходит герой, дизайнер уходит в другую комнату и слышит, что происходит. В этот же раз я была в подъезде: Лида зашла в квартиру, закрыла дверь — очень волнительно. Потом вышла ведущая и сказала: «Всё хорошо, понравилось!»
После этого выпуска ко мне пришло много новых клиентов. После первых трёх передач такого не было. Это больше статусная вещь — тебя показали по телевизору в программе, которую все знают.
Об инклюзивных проектах
Для меня это была первая реализация инклюзивной квартиры. Пока таких запросов больше не было, но мне бы хотелось сделать, например, проект детской больницы. Когда ты видишь таких людей, как Лида и волонтёры «Дома с маяком», хочется, чтобы и твоя работа приносила пользу.
В квартире сложно спроектировать всё так, чтобы было удобно, — всё равно есть лестница, подъезд и другие ограничения. Например, если будет заказ инклюзивного дизайн-проекта в хрущёвке, я сделаю всё возможное, но это в любом случае не будет работать идеально.
К сожалению, для людей с ограниченными возможностями не предусмотрена среда. Маленькими шагами и своими силами с этим можно бороться, но всё должно работать ещё и на высших уровнях — как минимум должны модернизироваться ГОСТы.
О важных дизайнерских навыках
Родители всегда считали, что я буду дизайнером, а мне в юношестве казалось, что это несерьёзно, — я хотела учиться на экономическом факультете. Затянуло меня уже в университете — мне словно другой мир открылся, удивительный и прекрасный, в котором можно получать удовольствие от процесса.
Дизайнер — действительно непростая профессия, в которой нужно охватить много сфер. Дизайнер интерьеров должен знать сложнейшие программы — например, Revit, 3ds Max, Corona Renderer, Photoshop. Нужно уметь делать чертежи, обладать инженерными навыками, разбираться в электрике и сантехнике, знать, например, о «пироге» пола, гипсокартоне, штукатурке, пазогребневом блоке. Надо также минимально знать основы физики и разбираться в стройматериалах. Плюс к этому надо ещё быть неплохим психологом, потому что работаешь с людьми.
Многие люди идут в дизайнеры, потому что это модно, им хочется создавать красоту. Но в этой профессии только 10% творчества, всё остальное — навыки, знания, железные нервы, ответственность.
Нужно много смотреть, читать и путешествовать. Конечно, то, что видишь живьём, производит большее впечатление, но сейчас достаточно классных изданий и публикаций, которые могут чему-то научить. Стоит изучать проекты архитекторов, которые внесли вклад в историю (например, Тадао Андо или Ле Корбюзье), наблюдать за премиями в сфере архитектуры и дизайна.
Я, например, не захожу в Pinterest, так как там выкладывают фотографии с хорошим ракурсом и обработкой. Это чаще всего какие-то фрагментарные вещи: они атмосферные, настроенческие, но это не про интерьер и не про дизайн. Интерьер — это прежде всего планировочное решение, функция.
О работе с заказчиком
Всё начинается с плана расстановки мебели. Перед началом работы дизайнеру стоит выслушать заказчика и прислать ему примеры интерьеров — всё-таки у специалиста база знаний и библиотека в этой сфере гораздо больше.
После утверждения плана расстановки мы (специалисты студии. — Ред.) составляем чертежи для строителей: от монтажа до электрики. Затем делаем смету и спецификацию проекта — какие материалы нужны и где их купить. Всё это мы передаём заказчику, и он либо сам реализовывает проект, либо делает это с нашей помощью.
У нас есть своё направление — мы проектируем минималистичные интерьеры. Я не против классических интерьеров, но берусь за них очень редко. Мы даже отказывались от некоторых проектов — это тяжело, особенно на начальном этапе, когда надо зарабатывать.
Самая болезненная тема — это правки в интерьере. Хорошо, когда у дизайнера есть своё видение и заказчик приходит непосредственно за ним. В этом случае правки приходят исключительно функциональные.
Однажды заказчик выбрал наш вариант интерьера, всё утвердил с первого раза. И тут появилась его жена — она хотела переделать спальню по своим референсам, которые нас сильно удивили. В итоге пришлось шесть раз переделывать комнату, но мы всё-таки сошлись во мнении и интерьер всем понравился.
Во время работы важно слушать себя, уважать свою профессию и своего заказчика. Иногда уважать заказчика — это отказаться от проекта.