Дизайн
#статьи

Инклюзивный дизайн: способы расширить аудиторию продукта

Разбираемся, как сделать удобный интерфейс для людей с дальтонизмом, дислексией и не только.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Люди с инвалидностью регулярно сталкиваются с трудностями: не все подъезды оборудованы пандусами, дверные проёмы и двери лифтов зачастую слишком узкие для колясок, а рельефная плитка для незрячих людей ― совсем редкость. Похожие проблемы есть и в цифровых продуктах: иногда пользователям с плохим зрением заказать еду в приложении так же трудно, как добраться до магазина.

Инклюзивный дизайн подразумевает создание продуктов, доступных для всех. Свои гайдлайны по цифровой доступности есть у Google, Microsoft, «Сбера» и других крупных компаний. В них выработаны правила, которые помогают делать приложения удобнее и расширять их аудиторию.

Как инклюзивный дизайн стал трендом

Аудитория людей с инвалидностью в мире ― около 650 млн человек (10% населения Земли), в России ― более 11 млн (8% россиян). Многим бывает трудно прочесть неразборчивый текст, попасть пальцем в маленькую кнопку, расслышать звуковой сигнал. Мировой стандарт доступности веб-контента (WCAG) был разработан ещё в 2008 году, но тогда об инклюзивном дизайне говорили мало. Чем больше цифровые сервисы входят в нашу жизнь, тем актуальнее становится проблема удобства их использования разными людьми и в разных ситуациях.

В феврале 2021 года в Нидерландах провели исследование среди пользователей мобильных устройств. Выяснили, что почти половина респондентов пользуются возможностями кастомизации, когда они есть. Самые востребованные настройки ― увеличение размера текста и переключение на тёмную тему. Каждую из этих опций используют примерно 30% опрошенных, поэтому люди со специфическими потребностями ― не такая уж и узкая аудитория. А для бизнеса это потенциальные покупатели или подписчики.

Помощь людям с плохим зрением

Контраст. Проблемы со зрением в той или иной мере испытывают более 2 млрд человек. А для людей с ослабленным зрением важна контрастность. Существует даже стандарт контрастности текста WCAG:

Изображение: Skillbox Media

Эти стандарты приняты для текста, поэтому логотипы и иллюстрации не должны им соответствовать. А вот для значимых элементов интерфейса ― например, иконок ― в WCAG рекомендован контраст не менее 3:1. Вот пример хороших контрастов:

Изображение: Material Design

А вот ― слабый контраст, трудный для восприятия:

Изображение: Material Design

Проверить, соответствует ли ваш дизайн рекомендованному WCAG контрасту, можно в онлайн-сервисах Coolors или WebAIM или с помощью плагинов Figma ― Contrast и Color Contrast Checker.

Размер шрифта. Оптимальные значения трудно определить точно, потому что при одинаковом кегле в одних шрифтах буквы будут крупными, а в других ― мелкими. В гайдлайне «Сбера» рекомендовано брать не менее 16 пикселей для основного текста. В стандартах WCAG есть только минимальный интерлиньяж ― кегль умножить на 1,5.

При трудностях с чтением люди могут сами увеличивать масштаб интерфейса комбинациями клавиш Ctrl + и Ctrl −, тогда пропорционально увеличивается и кегль. Чтобы при этом не приходилось скроллить по горизонтали, необходима адаптивная вёрстка.

Так, например, выглядит сайт ВТБ в стандартном масштабе 100%.

Скриншот: сайт ВТБ

Если увеличить его до 200%, сайт перестроится на «вертикальную» версию для планшетов и останется удобным. Такой сайт не приходится скроллить по горизонтали, а шрифт на нём крупнее.

Скриншот: сайт ВТБ

Цвет. Некоторые пользователи хорошо различают текст любого размера, но имеют нарушения цветового восприятия. И если цвет в интерфейсе несёт какую-то важную информацию, нужны текстовые подсказки. Например, для обозначения ошибки традиционно используют красный, который не воспринимают люди с дальтонизмом. Поэтому изменения цвета недостаточно ― нужно явно написать, что именно пошло не так:

Скриншот: сайт Google

Скринридеры. Незрячим людям контраст, размер шрифта, подсказки и возможность увеличить масштаб не помогут. Для таких людей существуют скринридеры ― программы и приложения, которые зачитывают текст на экране.

Для корректной работы скринридера важна работа не только дизайнера, но и разработчика. Типы элементов должны быть прописаны в коде ― тогда скринридер сможет показать незрячим и слабовидящим людям, где кнопка, где подпись, а где заголовок.

Чтобы скринридер работал корректно, важно также сделать кнопки и заголовки информативными ― чтобы они помогали без контекста разобраться в устройстве интерфейса.

Делать контент проще для восприятия

Тексты, напечатанные декоративными шрифтами, или плохо структурированные веб-страницы трудно воспринимать невыспавшимся людям и дислексикам. Упрощение дизайна улучшает доступность.

Для дислексиков важна привычная форма знаков в шрифте. Буква А в форме котёнка осложнит им чтение ― даже если шрифт качественный и человек без дислексии понимает его сразу. Впрочем, если этот человек устал, не выспался или зашёл на сайт между делом, он тоже не обрадуется декоративному шрифту ― его труднее читать.

В гайдлайне Google рекомендуется группировать связанные элементы ― и это правило соблюдают в интерфейсах. При просмотре контента мы мысленно разделяем его на смысловые блоки. Если начало предложения будет в верхнем правом углу экрана, а окончание в левом нижнем, визуально это может быть интересно, но читать такой текст неудобно.

Скриншот: сайт Google

Помочь пользователям кликать и скроллить

Людям с двигательными нарушениями может быть трудно задействовать сразу две руки или точно попасть в маленькую кнопку.

Google и «Сбер» рекомендуют увеличивать кликабельные элементы и расстояния между ними. Кнопки лучше делать не меньше 44×44 пикселя, а пустое пространство от одной кнопки до другой ― не менее 8 пикселей.

Скриншот: сайт «Альфа-Банка»

Если элемент неизбежно мелкий, вокруг него нужно больше пустого места.

Скриншот: сайт «Альфа-Банка»

Пространство вокруг элементов тоже должно быть кликабельным. Прицельно попасть пальцем или мышкой прямо в кнопку может быть трудно всем пользователям.

С точки зрения разработки важно корректно сделать управление интерфейсом с клавиатуры ― начиная от скроллинга и заканчивая выбором кнопок для перехода по ссылкам. Нажимать на кнопки при нарушениях моторики проще, чем управлять мышкой или тачпадом.

Помнить про другие нарушения

У пользователя может быть полная или частичная потеря слуха. Обычно это не мешает работе с сайтами и приложениями ― многие люди добровольно отключают звук на своих гаджетах. Но в онлайн-игре или видео важно позаботиться о субтитрах. А если в интерфейсе какого-нибудь сервиса звуковой сигнал обозначает новое сообщение или успешную оплату, это должно ещё и визуально отражаться на экране.

Активная анимация может спровоцировать приступ у людей с эпилепсией. В WCAG прописана возможность отключения анимации, которая не влияет на понимание интерфейса. В гайдлайне Google рекомендуется автоматически отключать анимацию контента спустя пять секунд, а если необходимо мигание, ограничить его до трёх кадров в секунду.

Нельзя учесть все нарушения, которые потенциально могут мешать использовать сайт или приложение. Но вряд ли мигающая анимация со звуками неизвестного происхождения и неконтрастным текстом понравится даже людям без проблем со здоровьем. Хороший интерфейс для обычных пользователей уже можно считать первым шагом к инклюзивности.

Доступность для всех недостижима

Даже если дизайн сделан строго по принципам WCAG, нельзя с уверенностью сказать, что им сможет пользоваться любой. Все проблемы и неочевидные мелочи учесть невозможно — интерфейс может стать доступнее для одних и сложнее для других.

В августе 2021 года в Twitter изменился дизайн. Компания отчиталась, что теперь соцсеть стала более инклюзивной: улучшили контраст, выравнивание, увеличили интервалы между блоками текста. Эти меры должны были бы помочь слабовидящим, но в итоге многие пользователи оказались недовольны. В комментариях писали, что новый шрифт Chirp слишком убористый и мелкий и особенно осложняет чтение дислексикам. А из-за увеличенного контраста некоторые жаловались на мигрень.

В Twitter спустя несколько дней публично ответили на негативные комментарии, но возвращать старый дизайн не стали ― анонсировали только незначительные изменения для Windows. Больше от компании никаких новостей не было, а осенью комментарии с просьбами вернуть старый дизайн продолжились. Сейчас шрифт в интерфейсе выглядит так:

«Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, помогите людям с синдромом скотопической чувствительности решить проблему со шрифтом Chirp, чтобы мы могли использовать приложение. Мы вас буквально умоляем. Если увижу Chirp на видео или на движущемся фоне, меня вырвет или случится судорожный припадок». Скриншот: @cullend / Twitter

Положительные отзывы о редизайне Twitter тоже были. Но всем угодить невозможно ― если только не дать пользователям самим кастомизировать под себя шрифты, цвета, кнопки. При отсутствии такой возможности, как показывает кейс Twitter, с инклюзивностью можно переборщить и получить обратный эффект. Учитывайте потребности разных групп, но не старайтесь удовлетворить их все разом. Предельно контрастный интерфейс с кнопками на пол-экрана и подробными подписями под каждым элементом вряд ли будет удобен большинству.

Научитесь: Профессия UX/UI-дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована