Квартиры, удобные для всех: как дизайн-проект принёс ИКЕА награду на «Каннских львах»
Рассказываем, как 25 дизайнеров решили проблему 80 миллионов жителей типовых домов.
пресс-служба ИКЕА
В 2017 году ИКЕА провела исследование Life at Home, которое показало, что около 60% населения городов России живёт в домах типовой застройки. При этом многие люди не знают, как изменить интерьер своей квартиры, пока не увидят готового решения. Данные легли в основу проекта «Квартиротека», который был запущен в России в 2019-м.
В 2021 году проект отметили на «Каннских львах» сразу в двух категориях: Creative eCommerce (номинация) и Brand Experience & Activation (серебро). Мы поговорили с представителями ИКЕА и командой агентства Instinct о типовых квартирах, инклюзивном дизайне и культурных инсайтах.
Роман Сушкович
руководитель проекта
«В ИКЕА мы более 20 лет изучаем повседневную жизнь миллионов людей в России и знаем, какие у них есть проблемы, потребности и пожелания. Перед тем как запустить «Квартиротеку», мы изучили особенности массового жилья в России, базы серийных домов и определили наиболее популярные серии в городах.
Всё это делала большая команда, которая включала более 25 дизайнеров, а также проектные команды всех магазинов ИКЕА в России. Вместе они продумывали, как можно решить проблемы, с которыми сталкиваются жильцы квартир типовых планировок, подбирали подходящую мебель и разрабатывали дизайн-проекты».
На сайте «Квартиротеки» представлены дизайн-проекты для 33 серий домов. Это студии, однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные и четырехкомнатные квартиры самых распространённых планировок. Для каждой из них разработали несколько дизайн-проектов.
Сейчас можно выбрать один из 192 готовых вариантов. В их числе есть также проекты квартир для людей с ограниченными возможностями здоровья: пространство рассчитано так, чтобы создать комфортную среду для всех жильцов. При этом количество планировок и дизайн-проектов собираются увеличить в будущем.
Ульяна Ярыгина
лидер направления дизайна на проекте «Квартиротека»
«Нам помогли благотворительные фонды «Орби», «Вера», а также Михаил Новиков из региональной общественной организации «Перспектива». Они рассказали про потребности людей с инвалидностью и дали возможность лучше узнать их дома и быт.
Для каждого инклюзивного проекта мы выбрали разные жизненные ситуации:
• девушка, живущая в однокомнатной квартире одна (в основном передвигается на коляске, может привставать);
• семья из 5 человек с 2 детьми и бабушкой, живущая в трёхкомнатной квартире (отец с инвалидностью, передвигается на коляске);
• семья из трёх поколений взрослых: пожилая пара, мать, дочь, живущие в трёхкомнатной квартире (бабушка с инвалидностью, передвигается на коляске).
Создавая дизайн-проекты для наших героев, мы уделяли особенное внимание деталям: например, предлагали использовать специальные ручки на окнах, чтобы было удобно проветривать комнату, а также укороченные шторы, чтобы коляска не могла за них зацепиться.
Мы старались максимально адаптировать привычные бытовые решения для людей с инвалидностью, оставляя квартиру комфортной и для членов их семей. При этом мы следили, чтобы полезные для таких людей приспособления органично вписывались в окружающее пространство. В результате получилось три инклюзивных дизайн-проекта, которые позволяют создать удобный, безопасный и красивый интерьер».
Digital-продакшн ZBRSK на основе дизайн-решений разработал 3D-визуализации планировок. Были учтены все фактические размеры помещений и их особенности, вплоть до расположения труб отопления, также продумали расстановку мебели в различных ракурсах.
Для каждой квартиры нужно было создать разное количество рендеров. Например, для инклюзивного проекта №203 (однокомнатная квартира) понадобилось 32 рендера, для проекта №214 (трёхкомнатная квартира) — 50, для №215 (тоже трёхкомнатная квартира) — 60. Все визуалы создавали в программах SketchUP, 3ds Max, Corona Renderer, Backburner, Мarvelous Designer, V-Ray, Photoshop, Fusion Studio, After Effects.
ZBRSK также отвечала за создание сайта «Квартиротеки». В свою очередь, агентство Instinct занималось его дизайном и текстами для каждого из проектов. Оно также разработало коммуникационные материалы для продвижения платформы.
Надежда Дрожжина
директор по работе с клиентами Instinct
«В 1950-х годах миллионы россиян переезжали из деревни в город, что вызвало дефицит жилья. В качестве «быстрого решения» проблемы были разработаны серии типового жилья. Их проектировали без особого внимания к комфорту жильцов.
По данным Росстата, сегодня в таких домах живут 80 млн человек, которые не могут эффективно использовать пространство, сделать его красивым, уютным и индивидуальным. Большинству россиян не по карману нанять дизайнера, поэтому они ищут решения в интернете, где идеи часто оторваны от реальной жизни.
При этом в России нет единой открытой базы типовых домов с планировками, поэтому нам пришлось проанализировать множество доступных источников, собрать данные по кусочкам. В итоге мы собрали одну из самых больших в России баз с адресами и создали новую точку контакта с брендом, основываясь на локальном инсайте.
Нам изначально было важно обеспечить пользователям понятное и очень простое взаимодействие с платформой. Благодаря этому онлайн-сервису уникальные дизайн-решения и идеи ИКЕА стали доступны многим людям, у которых нет возможности посещать реальные магазины. Они могут виртуально пройтись по своей обновлённой квартире, посмотреть, как она устроена, а затем купить любой предмет или обставить всю квартиру одним щелчком мыши прямо со страницы дизайн-проекта».
В самом начале проекта, в 2019 году, он охватывал около миллиона жилых пространств. Сейчас он распространяется на 5 млн квартир, в которых живут более 13,5 млн человек. Как отмечают представители ИКЕА, планов по интеграции проекта в другие страны пока нет. Тем не менее российское подразделение делится своими знаниями с коллегами по всему миру, чтобы инициатива получила продолжение.