Скидки до 60% и розыгрыш MacBook 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Дизайн
#подборки

Иероним Босх: 10 известных (и не очень) фактов

Что мы узнали за 500 лет с момента создания самых жутких живописных работ великого голландца.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Псевдоним по названию родного города

Настоящее имя художника Еру́н (Иеронимус) Анто́нисон ван А́кен, он родился в середине XV века в городе Хертогенбос ('s-Hertogenbosch). В современном голландском название города сокращают до «Ден Бос», а в обиходе часто встречается и онемеченное «Ден Бош», однако по устоявшемуся обычаю каждая страна называет художника по-своему (чего стоит испанское «Боско»). В этом небольшом городе на юге современных Нидерландов не сохранили оригиналы работ своего великого земляка, однако установили ему довольно изящный памятник.

Монумент на центральной городской площади рядом с домом, где предположительно родился художник. Установлен в 1930 г.
Фото: jan van der Wolf / iStock

Потомственный художник

Дед, отец, старший брат и племянники будущего гения были заняты художественным промыслом и даже брали семейные подряды. От отца он унаследовал мастерскую и первые заказы. В городе Босха уважали, и, по всей вероятности, у него не было проблем материального свойства.

Учителем, кроме семьи, для художника стал некий Д. Боутс, живший в другом городе и иногда приезжавший в Хертогенбос. Босх явно был знаком с модными течениями в искусстве своего времени. Но хотя он позаимствовал у коллег определённые техники, его стиль не похож ни на кого.

«Блудный сын», ок. 1510 г.
Изображение: Музей Бойманса-ван Бёнингена

Выходец из немцев

Удивительно, но один из самых знаменитых голландцев — этнический немец из древней германской столицы Ахена (Акена), к этому отсылает и фамилия ван Акен. Некоторые искусствоведы объясняют проработанность и даже дотошность в изображении деталей на гравюрах и триптихах Босха его связью с немецкой традицией.

Можно усмотреть параллели между работами Босха и, например, Альбрехта Дюрера. Зрелые работы мастера отличает невероятная событийная насыщенность, которую нельзя встретить у других голландских и фламандских живописцев.

«Сад земных наслаждений», ок. 1490–1510 гг.
Изображение: музей Прадо

Вдохновлялся фламандцами и уходящей готической красотой

Предшественниками Босха считаются другие соседи голландцев ― фламандцы, жители южных провинций на территории современной Бельгии. Именно во Фландрии зародилась новая школа живописи, отошедшая от средневекового примитивизма, у её истоков стоят такие корифеи, как Ян ван Эйк и Робер Кампен.

Босха можно назвать ретроградом, среди источников его вдохновения выделяется средневековая миниатюра и готическая традиция с её резкими контрастами и вытянутыми пропорциями. Готическая архитектура ― полноправный герой босхианского мира. Распределение фигур по всей плоскости картины, без строгой перспективы и чередования планов, отсылает к средневековой иконописи.

«Распятая мученица», ок. 1500–1503 гг.
Изображение: Галерея Академии

Мрачный гений Северного Возрождения

Босх жил на излёте Средневековья и застал все его противоречия. Эпоха Босха позднее была отнесена к Северному Возрождению. В отличие от своих итальянских собратьев, северяне не обращались к Античности, их больше волновали актуальные события.

Ожидания конца света (его «назначали» то на 1492-й, то на 1500-й), постоянные войны и вспышки чумы, близкая Реформация и общая смена парадигм, обусловившая уход от средневекового уклада ― в чём-то жуткого, но прочного и стабильного ― мучила современников Босха и его самого. Эта фрустрация во многом и позволила миру увидеть столь необычные полотна.

Для Босха, судя по всему, новые веяния не сулили ничего хорошего, и неприязнь своих соотечественников к господствующей религиозной доктрине он не разделял. Босх стремился вернуть заблудших на путь истинный. Однако вся сила его таланта была беспомощна перед экономической и социальной необходимостью.

В 1517 году, через год после ухода Босха из жизни, Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов, тем самым дав старт самой масштабной реформе в истории Западной церкви. Католицизм вскоре потерял своё былое влияние на всей территории современных Нидерландов.

«Поклонение волхвов», ок. 1480 г.
Изображение: The Metropolitan Museum of Art

Страстный католик, член Братства Богоматери

Босх ещё в юности вступил в религиозное Братство Богоматери, расписывал соборы в родном городе, участвовал в службах. Своими картинами он укрощал грешников. Его любимый герой ― святой Антоний, он изобразил его минимум на двух своих крупных работах (помимо одноимённой картины, святой появляется на одной из створок триптиха «Распятая мученица»), а также святой Иоанн Богослов, в храме которого он проработал всю жизнь.

Современники считали Босха человеком благочестивым, его триптихи и росписи внушали трепет и благоговение. Удивительно, но подозрения в еретическом характере этого творчества стали циркулировать куда позже. Высказывания публики XVI века о его работах весьма комплиментарны, им восхищался сам Лопе де Вега. На это указывает и австрийский искусствовед Эрнст Гомберг в исследовании 1967 года «Триптих Босха „Сад земных наслаждений“ в восприятии зрителей XVI века».

Аллегории Босха были яснее для публики XV века, чем для нас. Он часто переводил на художественный язык современные голландские и немецкие пословицы, а также иллюстрировал библейские фрагменты, которые были на слуху у набожных бюргеров.

Очевидна его связь с фольклором и народной средневековой традицией изображения различной мелкой нечисти ― бесов, драконов и других зооморфных чудищ, которыми летописцы декорировали поля манускриптов и которые нередко украшали фасады соборов. Такие резные фигурки со времён Босха до наших дней сохранились и в храмах Хертогенбоса, некоторые из которых очень напоминают персонажей босхианской вселенной.

«Искушение святого Антония», ок. 1500 г.
Изображение: Национальный музей старинного искусства

Только семь картин Босха подписаны

В настоящий момент определено 25 картин его авторства. Многие работы пытаются идентифицировать до сих пор, и разные научные группы высказывают разные мнения. Доходит и до скандалов.

Так, в 2016 году Прадо отказался сотрудничать с научной группой «Босх 500» и не передал две картины на масштабную выставку «Видение гения» в Хертогенбосе из-за сомнений голландцев в атрибуции картины «Извлечение камня глупости», которую испанцы считают одной из жемчужин главного мадридского музея.

Из-за большого процента реставрированных фрагментов далеко не все работы можно отнести к конкретному периоду. Поначалу казавшиеся бредом безумца, они вскоре стали пользоваться огромным успехом, а значит, сулили и материальную выгоду. Не имея аналогов до себя, Босх породил несметное множество учеников и подражателей.

Ниже указана одна из работ, авторство которой (по крайней мере пока что) не вызывает сомнений. Одна из немногих, подписанная лично Босхом. На ней изображён святой Иоанн Богослов, как уже было отмечено, один из любимых персонажей Босха.

«Святой Иоанн на Патмосе», 1504–1505 гг.
Изображение: Берлинская картинная галерея

Возможно, был шизофреником или еретиком

Современные религиоведы не исключают, что художник принадлежал к гонимой катаро-манихейской ереси, а его работы тайно продвигают идеи этого околохристианского учения. Также есть неподтверждённое мнение, что он мог быть членом секты адамитов.

Американская учёная Линда Харрис провела исследование, результатом которого стала монография «Тайная ересь Иеронима Босха» (2014). На её страницах Харрис достаточно убедительно доказывает еретические или как минимум неканонические, антиклерикальные взгляды Босха.

Среди специалистов по ментальному здоровью распространено убеждение в клиническом характере босховского таланта. Об этом ещё в середине XX века писал британский психолог Р. Е. Хемфилл. Известный психиатр-нарколог Александр Шувалов, специализирующийся на психопатологии творчества, убеждён, что без диагноза такие творения создать невозможно. Его точку зрения разделяют и многие другие врачи (см. также Ерышев О. Ф., Спринц А. М. «Личность и болезнь в творчестве гениев», 2015).

«Концерт в яйце», ок. 1475–1480 гг.
Изображение: Дворец изящных искусств в Лилле

Писал на злобу дня, но шедевры скупали испанская знать и короли

Филипп I Красивый, бывший в то время наместником Нидерландов, благоволил Босху и заказывал у него картины. Этот факт во многом защищал Босха от обвинений в вероотступничестве, ведь король ошибаться не мог.

А внук монарха, жестокий и аскетичный Филипп II, скупил около 40 работ знаменитого голландца. Будучи ярыми католиками, они ценили пропагандистскую мощь, заключённую в жутких, противоестественных и эксцентричных полотнах, изображающих сцены из потустороннего мира. Картины приобретали и богатые голландские купцы, и австрийские герцоги, и венецианские кардиналы.

«Семь смертных грехов и четыре последние вещи», ок. 1480-х гг.
Изображение: музей Прадо

Возможно, тондо было начато Босхом и закончено его учениками. Первоначально задуманная как столешница, картина висела в спальне Филиппа II и, по словам современников, помогала ему настраиваться на исповедь. «Четыре последние вещи» ― это смерть, рай, ад и Страшный суд.

Не оставил детей, наследства, писем и биографии

«Несение креста», 1515–1516 гг. ; одна из последних работ мастера
Изображение: Музей истории искусств в Вене

Босх был женат на богатой горожанке, однако детей не имел. Дневников, мемуаров, корреспонденции после него не сохранилось. Возможно, свой архив он уничтожил подобно другому деятелю Северного Возрождения, Питеру Брейгелю, который считал Босха своим учителем и ориентиром. Босх предоставил нам разгадывать его послания, зашифрованные в немногих сохранившихся шедеврах.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞
За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована