Как рисовать ткань: изучаем виды складок и способы их рисовать
Станет намного проще, если увидеть в складках не хаос, а систему.
В основе любого изгиба ткани лежит определённая логика — если её понять, будет легче рисовать убедительную одежду на персонажах и сложные драпировки.
В статье:
- разберём принципы образования складок,
- покажем основные типы с примерами,
- дадим пошаговый алгоритм рисования.
От чего зависит форма складки
На ткань действуют три основные силы, которые формируют складки:
1. Форма под тканью. Во-первых, чтобы рисунок выглядел убедительно, нужно показать объёмы того, на чём лежит или вокруг чего оборачивается ткань. Во-вторых, форма под тканью помогает найти точки напряжения или точки опоры. Это точки, в которых ткань зафиксирована и плотно соприкасается с объектом под ней — именно от них будут расходиться складки.

2. Сила тяжести. Гравитация тянет ткань вниз, определяя общее направление складок и их провисание.
3. Свойства материала: толщина, эластичность, жёсткость. Деним, шёлк, трикотаж — разные ткани драпируются по-разному.

Примечание: для этой темы важно понимать, как работают формы и объёмы. Загляните в наши статьи о перспективе и эллипсах.
Виды складок и их особенности
Для обозначения разных видов складок англоязычные художники пользуются одинаковой терминологией, которую можно встретить в разных источниках — например, у Барбары Брэдли в книге How to Portray the Clothed Figure или в видеоуроках moderndayjames.
В русскоязычной среде устоявшихся терминов нет, поэтому рядом с переводом мы даём английское название — по нему будет легче искать референсы и дополнительную информацию по нужному виду складок.
Цилиндрообразные складки / Pipe folds
Образуются на тканях с одной точкой напряжения. В чистом виде такие складки напоминают половинки цилиндров, потому что заворачиваются по окружности. Самый классический пример — занавески. В этом случае у каждой складки есть своя индивидуальная точка напряжения на карнизе.



Если вся ткань сходится в одной точке напряжения, то цилиндры деформируются в конусы. Пример — полотенце на одном крючке. Такие складки тоже считаются цилиндрообразными.



Сюда же относится ткань, натянутая между двумя точками опоры. Это те же цилиндры, только вытянутые и сплющенные.


Некоторые художники выводят в отдельную категорию drop folds — ниспадающие складки. Другие считают их подвидом цилиндрообразных. Это ткань с провисающим волнообразным краем.

При рисовании таких складок удобно сперва наметить точку напряжения и волнистую кромку ткани, а потом соединить их вместе линиями.

Дугообразные складки / Diaper Folds
Образуются на ткани с двумя точками напряжения и без сильного натяжения. Складки провисают между этими точками и создают U-образную форму. Ткань не всегда укладывается в идеальную форму, поэтому часто складки идут с чередованием с каждой из сторон. Так выглядит классическая учебная драпировка, накинутый вокруг плеч широкий шарф или свободный плащ.




Чем дальше от точки напряжения, тем больше складка будет провисать.

Если точки напряжения находятся на разной высоте, «дно» складки будет ближе к нижней точке.

В профиль такие складки выглядят как волна. Чтобы было легче их рисовать, можно сперва изобразить вдетые друг в друга конусы.

Зигзагообразные складки / Zigzag folds
Образуются, когда ткань собирается вокруг цилиндра и формирует складки в виде перекрещивающихся линий. Самый частый и ближайший пример — рукава и штанины, где ткань оборачивается вокруг рук и ног. Особенно это касается моментов, когда под тяжестью своего веса штаны внизу собираются в складки.



Спиралевидные складки / Spiral folds
Их суть в том, что они заворачиваются вокруг формы по спирали — как если взять цилиндровую складку и добавить к ней заворот вокруг своей оси. Часто спиралевидные складки образуются на одежде. Ещё они появляются, если ткань завернуть в разные стороны с двух концов — например, свернуть тряпку, чтобы отжать из неё воду.


Здесь спираль выражена куда мягче, но нюансный заворот есть



Полузамкнутые складки / Half-Lock fold
Появляются, когда ткань сдавливается, поэтому чаще всего их можно увидеть на сгибе — локтей, коленей, иногда запястий. Таких складок на одном изгибе может быть одна или несколько.
Точка напряжения находится на сгибе — например, на внутренней части локтя. На самом локте ткань, напротив, растянется и будет без складок



Ещё они образуются, когда свободные штаны заправляют в высокие сапоги или когда свободную одежду перехватывают тугим поясом.

Полузамкнутые складки на своём конце образуют «игольное ушко» или в целом выглядят как вытянутая U. И чем свободнее одежда, тем больше таких складок получится.


Ещё некоторые источники упоминают Moving Folds / Flag Folds — движущиеся или флагообразные складки. Суть в том, что у складок есть единое движение — как у длинного плаща на ветру.
С такими складками важно избегать параллельных и прямых линий.

Инертные складки / Inert Folds
Это непредсказуемые складки на спокойно лежащей ткани. Они получаются случайным образом — например, если бросить ткань на пол — поэтому с ними сложно вывести единый алгоритм рисования. Что тут важно:
- обязательно рисовать с использованием референсов;
- показывать, что ткань лежит на определённых плоскостях;
- следовать общим правилам хорошего дизайна: сочетать крупные, средние и малые формы, придавать ткани гармоничный ритм.


Часто несколько видов складок соседствуют на одной ткани, особенно на одежде. Поэтому очень важно работать с референсами.

Советы
- Используйте референсы всегда, когда можете. В этом нет ничего плохого, ими пользуются и самые крутые художники.
- Сперва разбейте складки на простые фигуры — чаще всего это треугольники. И только после этого переходите к нюансам и деталям.
- Учитывайте свойства материала. На тонких материалах много маленьких складок, на толстых — несколько крупных.

- Свободная одежда будет с крупными округлыми складками. Одежда в облипку будет образовывать складки только на местах сгибов.

- Для более мешковатой одежды — больше складок. Для более натянутой — меньше.

- Со складками важно не переусложнить — лучше чуть упростить и обобщить, чтобы передать суть складки, а не вырисовывать каждый штрих.
- Важно, чтобы под тканью ощущалась форма, на которую эта ткань надета.
- Если хотите академический рисунок, изучайте работы классиков: например, Леонардо да Винчи или Джона Уильяма Годварда.

Изображение: Public Domain
Если хотите стилизацию — изучайте model sheets (модельные листы) из аниме, особенно старых. На них складки показаны минимумом линий. Ещё советуем посмотреть мангу «Ателье колдовских колпаков», потому что там очень грамотно работают с тканями.

Краткий алгоритм рисования складок
Резюмируем пошаговой инструкцией:
0. Ищите референсы или делайте их самостоятельно, например фотографируя себя в зеркало.
1. Набросайте форму, на которой будет ткань.
2. Найдите точки напряжения.
3. Обобщённо набросайте складки в виде простых форм: треугольников, цилиндров, трапеций.
4. Уточните детали.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Наброски человека: большой разбор и пошаговый план обучения
- Гид по московскому стрит-арту
- Культурно, приемлемо: что такое дресс-код и как он появился
- История одежды: главные вещи в моде
- 5 картин, из-за которых возникли проблемы с законом у художников
- 5 современных художников, о которых нужно знать
- Ученик Репина, крестьянин, эмигрант и «Паганини» пейзажа: художник Степан Колесников