Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :37 :59 Выбрать курс
Дизайн
#Руководства

Как рисовать ткань: изучаем виды складок и способы их рисовать

Станет намного проще, если увидеть в складках не хаос, а систему.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

В основе любого изгиба ткани лежит определённая логика — если её понять, будет легче рисовать убедительную одежду на персонажах и сложные драпировки.

В статье:


От чего зависит форма складки

На ткань действуют три основные силы, которые формируют складки:

1. Форма под тканью. Во-первых, чтобы рисунок выглядел убедительно, нужно показать объёмы того, на чём лежит или вокруг чего оборачивается ткань. Во-вторых, форма под тканью помогает найти точки напряжения или точки опоры. Это точки, в которых ткань зафиксирована и плотно соприкасается с объектом под ней — именно от них будут расходиться складки.

Иллюстрация: Drew Tilk / Unsplash / Асета Лиева

2. Сила тяжести. Гравитация тянет ткань вниз, определяя общее направление складок и их провисание.

3. Свойства материала: толщина, эластичность, жёсткость. Деним, шёлк, трикотаж — разные ткани драпируются по-разному.

Фото: GLOBALDSIO IT SOLUTION / The Ian / Nynne Schrøder / Hannah Nicollet / Syarafina Yusof / Kateryna Hliznitsova / Unsplash

Примечание: для этой темы важно понимать, как работают формы и объёмы. Загляните в наши статьи о перспективе и эллипсах.

Виды складок и их особенности

Для обозначения разных видов складок англоязычные художники пользуются одинаковой терминологией, которую можно встретить в разных источниках — например, у Барбары Брэдли в книге How to Portray the Clothed Figure или в видеоуроках moderndayjames.

В русскоязычной среде устоявшихся терминов нет, поэтому рядом с переводом мы даём английское название — по нему будет легче искать референсы и дополнительную информацию по нужному виду складок.

Цилиндрообразные складки / Pipe folds

Образуются на тканях с одной точкой напряжения. В чистом виде такие складки напоминают половинки цилиндров, потому что заворачиваются по окружности. Самый классический пример — занавески. В этом случае у каждой складки есть своя индивидуальная точка напряжения на карнизе.

Иллюстрация: Асета Лиева
Иллюстрация: kjpargeter / freepik / Асета Лиева
Иллюстрация: Hong Nguyen / Unsplash / Асета Лиева

Если вся ткань сходится в одной точке напряжения, то цилиндры деформируются в конусы. Пример — полотенце на одном крючке. Такие складки тоже считаются цилиндрообразными.

Иллюстрация: the blowup / Unsplash / Асета Лиева
Иллюстрация: Feyza Yıldırım / Unsplash / Асета Лиева
Иллюстрация: topntp26 / freepik / Асета Лиева

Сюда же относится ткань, натянутая между двумя точками опоры. Это те же цилиндры, только вытянутые и сплющенные.

Иллюстрация: Houcine Ncib / Unsplash / Асета Лиева
Иллюстрация: Seyi Ariyo / Unsplash / Асета Лиева

Некоторые художники выводят в отдельную категорию drop folds — ниспадающие складки. Другие считают их подвидом цилиндрообразных. Это ткань с провисающим волнообразным краем.

Иллюстрация: Eleanor Brooke / Unsplash / Асета Лиева

При рисовании таких складок удобно сперва наметить точку напряжения и волнистую кромку ткани, а потом соединить их вместе линиями.

Иллюстрация: Асета Лиева

Дугообразные складки / Diaper Folds

Образуются на ткани с двумя точками напряжения и без сильного натяжения. Складки провисают между этими точками и создают U-образную форму. Ткань не всегда укладывается в идеальную форму, поэтому часто складки идут с чередованием с каждой из сторон. Так выглядит классическая учебная драпировка, накинутый вокруг плеч широкий шарф или свободный плащ.

Иллюстрация: Асета Лиева
Иллюстрация: Freepik / Асета Лиева
Иллюстрация: DIEGO SÁNCHEZ / Unsplash / Асета Лиева
Иллюстрация: Chelsey Marques / Unsplash / Асета Лиева

Чем дальше от точки напряжения, тем больше складка будет провисать.

Иллюстрация: Maria Miguel Cardeiro / Unsplash / Асета Лиева

Если точки напряжения находятся на разной высоте, «дно» складки будет ближе к нижней точке.

Иллюстрация: Freepik / Асета Лиева

В профиль такие складки выглядят как волна. Чтобы было легче их рисовать, можно сперва изобразить вдетые друг в друга конусы.

Иллюстрация: Alexa Portoraro / Unsplash / Асета Лиева

Зигзагообразные складки / Zigzag folds

Образуются, когда ткань собирается вокруг цилиндра и формирует складки в виде перекрещивающихся линий. Самый частый и ближайший пример — рукава и штанины, где ткань оборачивается вокруг рук и ног. Особенно это касается моментов, когда под тяжестью своего веса штаны внизу собираются в складки.

Иллюстрация: avat fathiazar / Unsplash / Асета Лиева
Иллюстрация: Jose Mizrahi / Unsplash / Асета Лиева
Иллюстрация: Kevin Grieve / Unsplash / Асета Лиева

Спиралевидные складки / Spiral folds

Их суть в том, что они заворачиваются вокруг формы по спирали — как если взять цилиндровую складку и добавить к ней заворот вокруг своей оси. Часто спиралевидные складки образуются на одежде. Ещё они появляются, если ткань завернуть в разные стороны с двух концов — например, свернуть тряпку, чтобы отжать из неё воду.

Иллюстрация: Cesar La Rosa / Unsplash / Асета Лиева
Иллюстрация: Асета Лиева

Здесь спираль выражена куда мягче, но нюансный заворот есть

Иллюстрация: Nadeem Choudhary / Unsplash / Асета Лиева
Иллюстрация: Freepik / Асета Лиева
Иллюстрация: Freepik / Асета Лиева

Полузамкнутые складки / Half-Lock fold

Появляются, когда ткань сдавливается, поэтому чаще всего их можно увидеть на сгибе — локтей, коленей, иногда запястий. Таких складок на одном изгибе может быть одна или несколько.

Точка напряжения находится на сгибе — например, на внутренней части локтя. На самом локте ткань, напротив, растянется и будет без складок

Иллюстрация: Laura Chouette / Unsplash / Асета Лиева
Иллюстрация: Joshua Díaz / Unsplash / Асета Лиева
Иллюстрация: Joshua Díaz / Unsplash / Асета Лиева

Ещё они образуются, когда свободные штаны заправляют в высокие сапоги или когда свободную одежду перехватывают тугим поясом.

Иллюстрация: Oleksandr Sushko / Unsplash / Асета Лиева

Полузамкнутые складки на своём конце образуют «игольное ушко» или в целом выглядят как вытянутая U. И чем свободнее одежда, тем больше таких складок получится.

Иллюстрация: Gang Hao / Unsplash / Асета Лиева
Иллюстрация: Laura Chouette / Unsplash / Асета Лиева

Ещё некоторые источники упоминают Moving Folds / Flag Folds — движущиеся или флагообразные складки. Суть в том, что у складок есть единое движение — как у длинного плаща на ветру.

С такими складками важно избегать параллельных и прямых линий.

Иллюстрация: benjamin lehman / Unsplash / Асета Лиева

Инертные складки / Inert Folds

Это непредсказуемые складки на спокойно лежащей ткани. Они получаются случайным образом — например, если бросить ткань на пол — поэтому с ними сложно вывести единый алгоритм рисования. Что тут важно:

  • обязательно рисовать с использованием референсов;
  • показывать, что ткань лежит на определённых плоскостях;
  • следовать общим правилам хорошего дизайна: сочетать крупные, средние и малые формы, придавать ткани гармоничный ритм.
Иллюстрация: Victoria Berman / Unsplash / Асета Лиева
Иллюстрация: Benigno Hoyuela / Unsplash / Асета Лиева

Часто несколько видов складок соседствуют на одной ткани, особенно на одежде. Поэтому очень важно работать с референсами.

Иллюстрация: vadym merzlikin / Unsplash / Асета Лиева

Советы

  • Используйте референсы всегда, когда можете. В этом нет ничего плохого, ими пользуются и самые крутые художники.
  • Сперва разбейте складки на простые фигуры — чаще всего это треугольники. И только после этого переходите к нюансам и деталям.
  • Учитывайте свойства материала. На тонких материалах много маленьких складок, на толстых — несколько крупных.
Фото: Kazuo ota / Omid Ghobadi / Unsplash
  • Свободная одежда будет с крупными округлыми складками. Одежда в облипку будет образовывать складки только на местах сгибов.
Фото: sammy swae / Houcine Ncib / Unsplash
  • Для более мешковатой одежды — больше складок. Для более натянутой — меньше.
Фото: Thomas Neteland / Vladimir Pustovetov / Unsplash
  • Со складками важно не переусложнить — лучше чуть упростить и обобщить, чтобы передать суть складки, а не вырисовывать каждый штрих.
  • Важно, чтобы под тканью ощущалась форма, на которую эта ткань надета.
  • Если хотите академический рисунок, изучайте работы классиков: например, Леонардо да Винчи или Джона Уильяма Годварда.
Джон Уильям Годвард, «Свидание», 1912
Изображение: Public Domain

Если хотите стилизацию — изучайте model sheets (модельные листы) из аниме, особенно старых. На них складки показаны минимумом линий. Ещё советуем посмотреть мангу «Ателье колдовских колпаков», потому что там очень грамотно работают с тканями.

Изображение: Kodansha / издательство «Истари Комикс»

Краткий алгоритм рисования складок

Резюмируем пошаговой инструкцией:

0. Ищите референсы или делайте их самостоятельно, например фотографируя себя в зеркало.

1. Набросайте форму, на которой будет ткань.

2. Найдите точки напряжения.

3. Обобщённо набросайте складки в виде простых форм: треугольников, цилиндров, трапеций.

4. Уточните детали.

Иллюстрация: Асета Лиева

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!





Курс с трудоустройством: «Профессия Коммерческий иллюстратор» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована