Группа Memphis: постмодернистский бунт в дизайне
Рассказываем о ярких цветах, необычных формах и смелых паттернах дизайна восьмидесятых годов.
tesla / youtube
Memphis — миланская группа дизайнеров, основанная итальянцем Этторе Соттсассом. Она выпускала предметы интерьера под своим брендом в 1981–1988 годы и стала одним из наиболее ярких представителей постмодернизма в дизайне. Даже сейчас их работы удивляют своей странностью и напоминают: у творчества нет границ.
Из материала вы узнаете, как дизайнеры меняли привычный облик мебели и отношение к ней, как призывали к иронии над самими собой и над устоявшимися эстетическими канонами.
Как назревал бунт в среде дизайнеров
Начиная с двадцатых годов, после Первой мировой войны, в дизайне утвердился и развивался модернизм. На смену декоративности и ручному производству пришли скромные и геометричные формы, функциональность и массовое производство.
Начиная с шестидесятых годов в архитектуре и дизайне в противовес этому формировалось новое направление — постмодернизм. Объединения дизайнеров в Англии, Германии и Италии стремились преодолеть функционализм, единообразие и предсказуемость промышленного дизайна. Они искали альтернативный путь, хотели противопоставить минимализму декоративность, поменять потребительское отношение людей к вещам. Они призывали к иронии, возвращали предметам смысловое наполнение.
В русле таких настроений дизайнеры Memphis предложили яркую мебель, где неожиданно сочеталось всё: формы, цвета и материалы. Они цитировали яркие неоновые цвета поп-арта и китча, использовали отсылки к разным культурам и играли в ассоциации.
Memphis заявляет о себе
Первую коллекцию группа представила в 1981 году в галерее Arc'74 на Миланском мебельном салоне. В день открытия перед входом собралось две тысячи посетителей. Все 55 предметов были произведены в одном экземпляре, а некоторые были частично сделаны вручную. Так группа противопоставляла себя промышленному дизайну.
Благодаря выставке главным акционером Memphis стал Эрнесто Жисмонди — президент производителя светильников Artemide, который продвигал группу на международном рынке. Первая коллекция имела успех, модельер Карл Лагерфельд даже обставил свою квартиру в Монте-Карло предметами Memphis.
Несмотря на ряд негативных отзывов, Memphis поддержали фабрики, заключившие с группой контракты на производство, ведущие журналы о дизайне и мебельные магазины. Большую роль в продвижении Memphis сыграла журналист и арт-критик Барбара Радиче. В 1984 году она выпустила книгу — манифест объединения.
Как Memphis меняла отношение к интерьеру
Ценность мебели Memphis заключалась не в функциональности, а в диалоге, который она провоцировала. У всех объектов есть названия, которые побуждают к ассоциациям, что особенно усиливается на фоне контрастов форм, цвета и материалов. Как говорил Этторе Соттсасс: «Вы должны жить с мебелью. Она не должна просто окружать вас».
Дизайнеры предлагали в первую очередь иронизировать над привычными предметами и над собой. Они переворачивали понятие «статусности» гостиной: за счёт необычных форм и цветов мебель напоминала игрушки. И это подрывало серьёзное отношение хозяев дома к самим себе, к своему вкусу и достатку.
Участники Memphis пересматривали иерархию материалов и привычные парадигмы «богато — бедно», «лучше —хуже». В одном предмете мебели они могли использовать благородные породы дерева, пластиковый ламинат и цветные лампочки. Или просто создавали дорогостоящие предметы из шпона и металла.
Например, для первой выставки Соттсасс создал комнатную перегородку Carlton, которая стала символом группы. Первое, что непривычно, — функционал: это не только перегородка, но и книжный шкаф и комод, при этом все представления о каждом из этих объектов нарушены. Второе: форма перегородки напоминает игрушку или тотемную скульптуру. Соттсасс действительно увлекался племенными культурами. Наконец, предмет рассчитан на обеспеченных покупателей, но покрыт пластиковым ламинатом. Ламинат был привычнее в отделке пола, в кухне и ванной и в сетях фастфуда. Использованный для дорогостоящих столов, диванов и стульев, он создавал эффект китча, призывал к иронии.
Memphis выпустила много мебели для хранения, конфигурация которых нарушала привычные представления о том, как должны выглядеть книжный шкаф, тумбочка или буфет для посуды. Полки часто располагались диагонально или вообще имели криволинейную форму. А некоторые элементы и вовсе ставили в тупик.
Второй материал, нетипичный для мебели, который использовали в Memphis, — терраццо. Это смесь извести или цемента с кусочками камней, мрамора или стекла. Обычно его применяли для покрытия полов.
Члены Memphis покрывали предметы мебели не просто ламинатом, а ламинатом с разнообразными паттернами с броскими узорами контрастных цветов. Визуально такая мебель не давала обитателям покой, она напоминала о том, что дом — не тихая гавань, впускала в него пестроту окружающей рекламы, неоновых вывесок, афиш.
Вдохновение дизайнеры черпали из разных источников. Это могли быть чёрно-белые узоры, напоминающие оптические иллюзии. Или совсем не художественные мотивы, как, например, рисунок проволочной корзины для мусора.
Помимо ламината в Memphis создавали паттерны и для текстиля.
Ричард Хорн, автор книги «Memphis: objects, furniture, and patterns» отмечает, что стулья Memphis проигрывали по удобству классическим модернистским моделям — например, стульям Марселя Брёйера. Функциональность была не столь важна. Зато они выигрывали с визуальной точки зрения — были яркими и декоративными и привносили уникальность в любой интерьер.
То же относится и к диванам. Дизайнеры Memphis как будто шутят над их будущими обладателями. Диван — одно из наиболее уютных мест в гостиной, где можно удобно сесть, лечь, отдохнуть. Но часто формы «мемфисских» диванов неудобные, нелогичные, они снова заставляют задуматься о функции привычных предметов.
Современные лампы были гладкими, с белыми, чёрными или неокрашенными металлическими поверхностями. Главное — они были функциональными.
Многие лампы Memphis — скорее светящиеся скульптуры причудливой формы, независимо от того, какую функцию они могут выполнять. А если лампы конструктивно и похожи на типичные современные настольную лампу или торшер, то окрашены в яркие цвета и содержат непривычные элементы.
Memphis после Memphis
Международный состав группы способствовал тому, чтобы стиль Memphis распространился во Франции, Испании, Австрии, Японии, США. Этторе Соттсасс покинул Memphis в 1985 году, но объединение продолжало существовать до 1988-го. Когда оно распалось, его участники перестали выпускать мебель под одним брендом, но не оставили эту эстетику.
В 2011 году модный дом Dior выпустил коллекцию, вдохновлённую эстетикой Memphis. А в 2013-м дизайнер и художница Натали дю Паскье создала сумки и подушки в стилистике Memphis для датского бренда Wrong for Hay. Год спустя она разработала коллекцию для модной компании American Apparel.
Компания Memphis существует до сих пор. Мебель оригинального бренда производится под брендом Memphis-Milano в неограниченных сериях. Новый бренд Post Design заработал с 1997 года, и некоторые бывшие участники Memphis — Этторе Соттсасс, Натали дю Паскье, Джордж Соуден — создают для него предметы интерьера. Правда, теперь каждый придерживается собственного выразительного языка.