Дизайн
#статьи

«Модульные системы в графическом дизайне»: основы швейцарской вёрстки

Рассказываем, как рассчитать модульную сетку для макета и как её можно применить в трёхмерном пространстве.

Иллюстрация: Rawpixel / Freepic / Josef Müller-Brockmann / medium / Meery Mary для Skillbox Media

Модульная система — одна из основ швейцарского дизайна, который стал популярен во второй половине XX века. Сегодня она помогает структурировать сайты, журналы и другие продукты.

В своей книге «Модульные системы в графическом дизайне» Йозеф Мюллер‑Брокманн на реальных примерах объяснил, как они могут помочь дизайнеру систематизировать пространство макета, оформить журнал, плакат, создать фирменный стиль или даже выставочный стенд.

Издательство — «Студия Артемия Лебедева».

Йозеф Мюллер‑Брокманн — графический дизайнер и один из ведущих практиков печатного искусства Швейцарии. Три года преподавал в Школе прикладного искусства, а затем — в немецкой Высшей школе образного творчества. Сотрудничал с крупными европейскими корпорациями, среди которых были IBM Europa, Olivetti и госкомпания «Швейцарские железные дороги».

Рассказываем, как модульная система помогает дизайнерам создавать гармоничные композиции и как её применить в вёрстке печатных продуктов, создании фирменного стиля и трёхмерного пространства.

Из материала вы узнаете:


Типографика

Шрифт. Йозеф советует начинать изучать шрифты с классических. Их уже давно используют в печатном деле благодаря их удобочитаемости и выверенной форме. С помощью них дизайнер может открыть для себя правила построения гармоничной композиции текстовых блоков.

Вот некоторые из шрифтов, с которых советует начинать Йозеф. Используйте их в тренировочных макетах, чтобы научиться составлять из них красивые текстовые блоки:

Авторы перечисленных гарнитур были необычайно талантливыми и интеллектуальными художниками. Это подтверждается тем, что на протяжении четырёх с лишним столетий великое множество гравёров и словолитчиков создавали новые шрифты и лишь немногие из них сохранились. Шрифт Гарамона, например, являет собой произведение искусства высочайшего уровня. Форма каждой буквы неповторима и своеобразна, и строчные и прописные буквы совершенны и оригинальны. Характер каждой буквы индивидуален и очень убедителен.

Йозеф Мюллер‑БрокманН

Длина строки. От этого зависит, какой шрифт и кегль вы выберете. В качестве ориентира Йозеф предлагает брать книжный эталон — примерно семь слов на одну строку. Обычно если их больше или меньше, то читать текст уже будет неудобно.

Также длина строки зависит от формата и объёма — например, для сноски с кеглем в 8 пунктов (≈ 11 пикселей) строка из семи слов будет выглядеть длинновато.

Всякое затруднение при чтении приводит к потере в качестве восприятия и запоминания прочитанного текста. Утомляют и слишком длинные, и слишком короткие строки. Глаз воспринимает длинные строки с напряжением, потому что на то, чтобы удерживать взгляд слишком долго на горизонтальной линии, уходит много сил; при короткой строке чтению мешает частый переход от строки к строке.

Йозеф Мюллер‑БрокманН

На этом примере текст набран гротеском с кеглем в 7 пунктов (≈ 10 пикселей) и с интерлиньяжем в 1 пункт (≈ 1 пиксель). Слишком широкая полоса для такого текста не подходит, так как глаз очень быстро теряет начало следующей строки. Такое решение сработает лучше для небольших пояснений и коротких выносок — варианты 3 и 4:

Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева

Здесь текст набран кеглем в 10 пунктов (≈ 13 пикселей) и с интерлиньяжем в 2 пункта (≈ 3 пикселя). Слишком длинная полоса для него не подходит, как и слишком короткая. Но зато его удобно использовать в качестве основного текста — варианты 2 и 3:

Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева

Текст большого кегля, например 20 пунктов (≈ 26 пикселей), и с интерлиньяжем в 4 пункта (≈ 5 пикселей) хорошо читается на широкой полосе, но на более узких — уже нет. Такой размер удобно использовать в заголовках.

Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева

Если вам нужно уместить на одной полосе текст разного кегля, ширина полосы должна быть подобрана под наименьший. Например, если кегль заголовка 26 пикселей, а основного текста — 14, то ширину полосы подбирать нужно под 14.

Интерлиньяж. Слишком мелкий интерлиньяж, как и слишком большой, снижает темп чтения, так как читателю приходится постоянно искать начало следующей строки.

Также стоит учитывать и то, что чем больше интерлиньяж, тем меньше строк может уместиться на странице.

Правильный интерлиньяж помогает оптически вести глаз от строки к строке, придаёт устойчивость и уверенность, ритм чтения быстро стабилизируется, текст легче читается и лучше запоминается. Если не надо тратить усилия на чтение, смысл слов проясняется, они кажутся выразительнее и точнее, лучше врезаются в память.

Правильный выбор интерлиньяжа — один из важных факторов, необходимых для достижения гармонии, функциональности и вневременной красоты в типографике.

Йозеф Мюллер‑Брокманн

В книге Йозеф советует дизайнерам подбирать интерлиньяж на глаз. Но если вы только начинаете учиться типографике, советуем пользоваться простой формулой — значение кегля умножить на коэффициент 1,3.

Модульная конструкция

Йозеф советует начинать работу над макетом не с сетки, а с определения базовых параметров и проработки эскиза. При этом дизайнеру необходимо представлять в голове, сколько в итоге у него получится колонок, какие между ними должны быть отступы, какой кегль должен быть у шрифта:

Любая работа начинается с изучения проблемы. Должны быть определены формат, текстовый и иллюстративный материалы, подписи, гарнитура шрифта, способ печати и качество бумаги. Потом дизайнер в поисках решения задачи начинает делать маленькие эскизы. Эскизы должны быть точно пропорциональны окончательному формату, чтобы избежать ненужных осложнений при перенесении их в формат оригинала.

Йозеф Мюллер‑Брокманн

Чтобы у дизайнера оставалась вариативность в дизайне, Йозеф советует использовать в макете две колонки. При необходимости их можно легко увеличить до четырёх, шести или двенадцати и добиться интересной композиции:

Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева

Две колонки для текста и иллюстраций создают много возможностей: в одной колонке помещается текст, во второй — иллюстрации. Текст и иллюстрации могут печататься в одной и той же колонке, друг под другом. Кроме того, две колонки ничто не мешает ещё раз разделить и получить четыре.

Йозеф Мюллер‑Брокманн

В модульной сетке есть базовые линии, по которым выравниваются строки. Верхняя граница должна проходить по верхней линии прописных, а нижняя — по нижней линии выносных элементов строчных. По ним же определяется высота одной строки:

Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева

В модульной вёрстке важно соблюдать аккуратность и знать, сколько строк текста может поместиться в колонке. Йозеф советует рассчитывать это значение по алгоритму — проще всего его объяснить на примере:

  1. Предположим, высота полосы на макете — 57 строк, а одна колонка должна занимать четыре модульных клетки по вертикали. Размеры отступов между ними равны одной строке текста. Высота строки зависит от выбранного вами кегля.
  2. Из 57 строк нужно вычесть три — они нужны для отступов между четырьмя модулями. Оставшиеся 54 будут заполнять колонки. Чем больше в колонке модулей, тем больше нужно выделять пустых строк.
  3. Теперь нужно разделить количество строк под модули на количество самих модулей: 54 / 4 = 13,5.
  4. Получилось дробное число, а в типографике не бывает половины строки. Значит, нужно брать следующее наименьшее число, которое можно разделить на 4 без остатка, — это 52.
  5. В итоге получается колонка из 13 строк с тремя слепыми — 4 × 13 + 3 = 55.

При модульном расположении элементов можно использовать интересные выразительные приёмы. Например, здесь на первой странице большой отступ от заголовка подчёркивает его важность. А на второй — демонстрация приёма, когда текст и иллюстрации не имеют отношения друг к другу, но выглядят связанно:

Изображение: издательство «Студии Артемия Лебедева»

Иллюстрации в модульной системе

Модульная сетка помогает расположить иллюстрации на макете быстро, аккуратно и логично. Чтобы результат получился хороший, дизайнеру важно иметь чувство ритма и композиции. Йозеф предупреждает, что сетка — лишь инструмент и не гарантирует композиционного успеха.

Иллюстрации, рисунки, статистические данные, таблицы и тому подобное, так же как и фотографии, могут быть соразмерны модульным клеткам. Иллюстрации со свободным контуром возможно удачно расположить на странице таким образом, чтобы их фон совпадал с модульной клеткой. Часто удачный результат даёт подложка светло-серого тона, на которой печатается иллюстрация, в результате иллюстрация сохраняет самостоятельность, но благодаря светлому фону строже соответствует модульному порядку.

Йозеф Мюллер‑Брокманн

На примерах красными диагоналями указано, как можно расположить иллюстрации в сетках из 8 и 20 модульных клеток. Красными линиями указаны диагонали иллюстраций, которые можно расположить в модулях:

Аналогично можно рассчитать положение для макетов и из большего количества клеток.

Если вы хотите поставить иллюстрацию без чётких границ вразрез, макет может выглядеть неустойчиво. В этом случае Йозеф советует использовать серую или цветную плашку под картинкой — её размер должен вмещаться в модуль, чтобы вся конструкция страницы оставалась крепкой.

Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева

Интересных выразительных эффектов можно добиваться и простейшими приёмами. Например, на этом макете кажется, что свободное пространство в левой колонке — часть композиционного оформления. Но Йозеф предупреждает, что хорошее впечатление от материала создаётся в первую очередь за счёт содержания текста и иллюстраций:

Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева

Фотограф не всегда сможет самостоятельно понять контекст, как и для чего его фотографии будут использованы. Поэтому Йозеф рекомендует дизайнерам участвовать в съёмках и обсуждать свои композиционные идеи с фотографом. Это правило работает во всех проектах, а не только в продуктах с модульной системой.

Только если фотограф и дизайнер работают в тесном сотрудничестве, у фотографа появляется возможность компоновать свои снимки с помощью модуля, разработанного графическим дизайнером. Тогда фотограф может нанести модульную сетку на матовое стекло своей камеры и располагать объекты съёмки в соответствии с модулем или сделать себе модульную сетку в виде металлической либо деревянной конструкции, ставить её перед объектами и фотографировать их вместе с сеткой.

Йозеф Мюллер‑Брокманн

Модульная система в фирменном стиле

Фирменный стиль — это не просто логотип и пара похожих паттернов. Клиенту придётся использовать его для своих текущих и будущих задач. Дизайнеру необходимо это учитывать, чтобы итоговую концепцию можно было применять в любых форматах без ущерба для эстетики.

Для соблюдения единства в дизайне печатного издания внешнее оформление (сторонки обложки) должно делаться по той же модульной системе и шрифтами тех же размеров, что и внутреннее оформление. Такая форма последовательного, логичного оформления требует, чтобы концепция дизайна обложки с самого начала разрабатывалась вместе с внутренним оформлением. Для этого должна быть найдена такая модульная структура, с помощью которой можно сделать красивую и броскую обложку и в то же время объективно и функционально представить внутренние материалы издания. Такая задача ставит перед дизайнером множество вопросов, которые он должен как следует обдумать, чтобы найти функциональное и эстетически убедительное решение.

Йозеф Мюллер‑Брокманн

Чтобы фирменный стиль был гибким, важно на старте соблюдать единообразие. Вот некоторые критерии, о которых Йозеф советует не забывать:

  1. Заголовки, подписи и текст всегда печатаются с одним и тем же кеглем, интерлиньяжем, отступами.
  2. Выделения и сноски всегда должны оформляться одинаково.
  3. Фотографии и иллюстрации должны сохранять стилистическое единство и соответствовать модулям.
  4. На каждой странице — одна и та же модульная структура.

Посмотрите, как выполнена вёрстка этого рекламного проспекта. И обложка, и развороты оформлены в едином стиле по одной и той же модульной сетке:

Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева

Йозеф отмечает, что внутреннее и внешнее оформление должны быть в едином стиле, чтобы подчеркнуть целостность продукта. Добиться этого сложно, так как дизайн разворотов и обложки приходится разрабатывать одновременно.

Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева

Модульная система в оформлении трёхмерных пространств

Никто не мешает дизайнерам применять модульную структуру и в дизайне зданий и общественных пространств. Она помогает эффективнее организовать визуальную коммуникацию и экономит время за счёт систематизации.

Задача по оформлению трёхмерного пространства при помощи модульной структуры теоретически не отличается от работы по оформлению двухмерной плоскости. На примере с кубом легко объяснить принципы модульного оформления. Если нужно оформить внешние и внутренние плоскости, они покрываются модульной сеткой, спроектированной для данного оформления. Тексты и изображения, а также мебель будут размещаться по модульной структуре. Отверстия в стенах, двери, окна и светильники — расположение всего этого определяется размером модуля.

Йозеф Мюллер‑Брокманн

Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева

Куб в развёртке поможет вам представить, как то же пространство будет выглядеть на плоскости. На этом макете дизайнер подбирает поля и размер модульной ячейки.

Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева

Но несмотря на визуальное упрощение, подобрать оптимальные пропорции для трёхмерного пространства очень сложно, так как дизайнер не может изменить площадь помещения.

Посмотрите на этот макет — информационные стенды висят на уровне глаз человека, а двери и светильники подчиняются общей модульной структуре комнаты. Добиться такой точности трудно:

Изображение: издательство «Студии Артемия Лебедева»

Если помещение слишком большое, Йозеф советует делить каждую стену на несколько. Это не только позволит быстро собрать стенд, но и сделает его долговечным — одинаковые стенды легко упаковывать и хранить, а обновлять придётся лишь информационное наполнение.

Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева

Это — модель выставочного пространства с соразмерностью 1:20. Павильоны уже практически готовы, остаётся только разместить необходимые для выставки предметы. Йозеф отмечает, что этот приём очень хорошо выручает на переговорах, так как любые замечания можно снять сразу на встрече — достаточно только поменять расположение модульных стен.

Изображение: издательство «Студии Артемия Лебедева»

Стенды передвижной выставки «Швейцария» сделаны так, чтобы их можно было быстро установить и в помещении, и на улице. Все графики, изображения и тексты создают впечатление единства благодаря модульной структуре.

Изображение: Издательство Студии Артемия Лебедева
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована