«В фоторепортаже должны торчать „уши автора“»: Гоша Бергал о своём подходе к фотографии
Фотограф Гоша Бергал рассказал, за что ценит стрит-фото, как стать настоящим профессионалом и почему фотографу нельзя быть соучастником событий.
Иллюстрация: Chanikarn Thongsupa / Rawpixel / Annie для Skillbox Media
Гоша Бергал работает в документальном жанре, снимает фоторепортажи и занимается fashion-съёмками. Также он организует мастер-классы в фотолаборатории «Перспектива» и преподаёт на курсе «Профессия Фотограф» в Skillbox.
В интервью Гоша рассказал:
- про метафизическое в его карьере;
- о том, как уличная фотография учит работе во всех жанрах;
- о том, как сопереживание может испортить кадр;
- и о том, уместно ли творчество в фотодокументалистике.
— Расскажи про первую успешную серию фотографий.
— Думаю, это Toxic Trip, с ним я занял первое место в номинации «Современные проблемы» на «Славянской неделе искусств» в Берлине.
В этой серии семь снимков моего знакомого-токсикомана: на одном из них он играет на флейте, на остальных — дышит клеем. Интересно, что, когда я отправил работу комиссии, мне сказали, что никакая цензура её не пропустит, и посоветовали прислать что-то другое. Я так и сделал, но в итоге они всё равно взяли на конкурс Toxic Trip. Понятия не имею, почему передумали, но, как я уже сказал, работа победила.
— А есть ещё особо ценные работы для тебя?
— Да, есть фотография, после которой я прямо поверил в себя. Однажды я гулял с подругой в парке, сфотографировал её возле бюста Сталина и выложил это фото в Instagram*. Через какое-то время мне на почту пришло сообщение на английском, мол, купим у вас это фото за двести евро. Я подумал, что это спам: «Какие ещё двести евро?!» — и не ответил на письмо.
Но мне писали снова и снова, и раз на третий или четвёртый я решил воспользоваться «Google Переводчиком». Оказалось, что письма приходили от немецкого журнала Neon Magazine. Они хотели проиллюстрировать этой фотографией какую-то политическую статью. Вот так мой снимок впервые купило зарубежное издание.
— Ого! А как они узнали про тебя?
— У них есть человек, который сёрфит в интернете и ищет интересные работы фотографов. Видимо, он как-то наткнулся и на меня. Вообще, я верю в неслучайные совпадения, любовь, карму и метафизические связи. У меня и проекты, связанные с этим, есть.
— Например?
— Например, история связанная с теперь уже моим псом, которого я нашёл в подъезде не в лучший период моей жизни — были некоторые трудности. У пса, как оказалось, тоже: одна его лапа кровоточила, рана загноилась.
Я взял его к себе, полечил, свозил на рентген — выяснилось, что у него сломано левое колено и его держит специальная металлоконструкция. По удивительному совпадению у меня тоже проблемы с левым коленным суставом, и тоже стоит поддерживающая конструкция. Я тогда подумал, что неслучайно мы так похожи. Мы друг другу нужны, можем друг другу помогать.
После этой ситуации я сделал серию фотографий, где показываю связь между человеком и животным — не зря ведь говорят, что питомцы похожи на своих хозяев. На одном кадре, например, мой пёс стоит на весах, следующее фото — я стою на весах, дальше — его игрушки и мои сигареты, потом — его зубы и мои зубы…
Но эта работа ещё и про что-то сверхъестественное, если честно. Ведь на первый взгляд кажется, что это я его спас, что он бы вряд ли пережил без меня зиму, а на самом деле непонятно, кто кому был нужен в тот момент больше. Мне было о ком заботиться, это поддерживало меня.
— Ты сооснователь проекта «Курок». Как он появился?
— На какой-то съёмке мы познакомились с Наташей Рубиной, разговорились и выяснили, что и она и я хотим потренировать свои навыки (она — в написании текстов, а я — в фотографировании), поработать «в полях» и наполнить классным материалом свои портфолио.
Мы не придумали ничего лучше, чем снимать портреты людей, которые живут или работают в районе станции метро «Курская»: нам казалось, что все самые интересные личности обитают именно в этом округе, ведь там находятся креативные локации. Решили записывать с ними интервью об их личных точках невозврата, переломных моментах жизни или просто важных для них событиях.
Много любопытных героев находили в районе Artplay, говорили с художниками, фотографами, актёрами, общались с бабушками и бездомными… А потом стали ещё искать новые места.
Вообще, «Курок» задумывался как челлендж: мы хотели опубликовать 365 постов за год — по одному в день. Но в таком темпе получилось выложить только 200, дальше я поступил к Игорю Мухину в школу Родченко и времени на проект не оказалось: оставшиеся 165 публикаций растянулись на полтора года.
«Если ты умеешь снимать уличное фото, то сможешь работать и с фоторепортажами, и с портретами»
— Расскажи, с чего началось твоё увлечение фотографией?
— В детстве меня интересовали две вещи: экстрим и камера. Я это совмещал и фотографировал, как мы с друзьями катаемся на скейтборде или дурачимся.
С экстримом у меня в итоге не сложилось: травмировал колено, долго не ходил, не мог гонять на скейте. Свободного времени стало уйма, и я начал заниматься фотографией более серьёзно — читал историю, разбирался, как устроена камера. В общем, меня затянуло так, что не отпускает до сих пор :)
— Но сначала ты увлёкся именно уличной фотографией?
— Меня цепляло то, что меня окружает, я это и снимал. Мне очень нравятся реальные люди, реальные события, чего нет на постановочных fashion-съёмках. А ещё стрит отлично тренирует навыки.
— Каким образом?
— Когда ты просто гуляешь и фотографируешь, у тебя полно времени, чтобы работать с ракурсами, диагоналями в кадре, светом, сюжетами — в общем, заниматься техникой съёмки. И получается, что, когда я получаю коммерческий заказ, у меня уже есть набор композиционных решений, поэтому фотографии делать в разы легче. А если учитывать, что, в отличие от улицы, на мероприятиях люди только рады тому, что я их снимаю, задача упрощается вдвойне.
— Получается, уличная фотография для тебя — это основа других жанров. Я думала, что, чтобы снимать хорошо, надо сосредоточиться на чём-то одном. Разве нет?
— Совсем нет, можно сфокусироваться на двух или трёх. Например, если ты умеешь снимать в жанре уличной фотографии, то сможешь работать и с фоторепортажами, и с портретами… А свадьбы и корпоративы для тебя будут плёвым делом!
Если фотограф только начинает, то тем более ему не стоит зацикливаться на чём-то одном, надо пробовать себя! Я первые пять лет только и занимался тем, что штудировал всё, что только можно: и макросъёмку, и портрет, и спортивную фотографию. Помимо, конечно же, изучения истории, теории, физических и химических процессов, что тоже немаловажно.
«Фотографу не нужно быть участником событий — он должен быть беспристрастным наблюдателем»
— Что конкретно надо уметь, чтобы фотографии получались хорошими?
— Был в моей жизни эпизод, который чётко мне показал, чему мне, как фотографу, нужно обязательно научиться.
Как-то раз я попал в больницу. На соседней койке лежал тяжело больной дедушка, а рядом с ним сидела его супруга, которая уже даже не надеялась, что он выживет. Я так проникся, что захотел снять их. У меня как раз был с собой «Зенит». Я долго собирался с духом — всё-таки не самый удачный момент для фото — и спросил разрешения. Они согласились, я сделал кадр.
Потом, спустя время, я понял, что снимок получился очень плохой: он не передаёт атмосферу, эмоции и настроение тех людей. Связано это с тем, что я был эмоционально слишком вовлечён в происходящее, а фотограф не должен быть участником событий — он должен быть беспристрастным наблюдателем.
После этого случая я пытаюсь держать нейтралитет, когда работаю, быть иногда даже хладнокровным, чтобы вовремя брать себя в руки и спокойно использовать свои умения, сосредоточиться на композиции и важных деталях. Понятное дело, что я своим героям всё равно сопереживаю, но держу дистанцию, иначе ничего не получится.
— Может, дело в том, что ты спросил у героев разрешения на съёмку? Ты же сам говоришь про наблюдение со стороны…
— Я за профессиональную этику и против того, чтобы внаглую врываться в чужое пространство, но и тут не без исключений. Иногда понятно, что ситуация мимолётна и нужно снимать сейчас, чтобы не упустить момент. Но если я хочу сделать портрет незнакомого человека или мне нужно, чтобы он воссоздал определённое состояние, то я вхожу в контакт с героем, пытаюсь объяснить, зачем и что я снимаю. Часто принимаю отказы, но не заостряю на этом внимание — просто продолжаю искать новые сюжеты.
— Как ты ищешь?
— У меня уже своя стратегия: я с самого начала говорю, что я Гоша Бергал и что я снимаю проект про Москву. Знаю, что иногда фотографы сочиняют, будто снимают для парижского журнала или ещё что-то подобное :) Но я за честность. Из-за честности, кстати, я и не обещаю им, что они получатся на фото красивыми, а сразу объясняю, чем мне понравился их образ — например, грубостью, сединой, родинками. Далее спрашиваю, можно ли их сфотографировать, и узнаю что-то о них, чтобы понять, что за человек передо мной.
Чаще всего после беседы люди уже расслабляются и принимают подходящую позу. Но если нет, то я помогаю выбрать наклон головы, положение рук, ног, плеч… Так как я постоянно наблюдаю за людьми и за тем, как они себя ведут (такая профдеформация даже есть), то мне несложно объяснить, как встать, чтобы всё было естественно.
— Сталкивался ли с ситуациями, когда понимал, что не можешь опубликовать снимок?
— Я сотрудничал с фондом Андрея Рылькова и снимал многодетную мать, зависимую от наркотиков. Мы пообщались с ней, с её семьёй и поняли, что у них прекрасные отношения, которые мы можем испортить, если выложим фото. Мало ли, вдруг у неё отберут детей, всё-таки наркотики — табуированная тема в России. В общем, для их безопасности мы опубликовали только те снимки, где не видно её лица.
«Ошибка многих фотографов — думать, что ты всё уже умеешь»
— Уместно ли творчество в фоторепортажах и документальных фото?
— Конечно, без него кадры будут сухими и протокольными. Это не значит, что надо врать — я уже говорил, что я за честность. Но репортаж становится интересным, если видны «уши автора». В этом, кстати, плюс безграничного множества фотолюбителей: профессионалы учатся делать фото более интересными, индивидуальными, ищут новые приемы. Это отличает их от бесконечного количества любителей.
— Как ты сам эти «уши» отрастил?
— На этот счёт тоже есть история. Однажды редакция «Сноба» заказала мне съёмку московского митинга. Я загорелся этой идеей, а потом подумал, что было бы неплохо принести с митинга кадры в мой собственный творческий проект о жизни в Москве. Поскольку для него я снимаю на плёнку, а репортаж надо было, конечно, делать на цифровом фотоаппарате, передо мной встал выбор: снимать в своей стилистике для себя или снять по заказу и получить деньги. Варианта сделать и то и другое не было: таскаться с двумя камерами — это такое себе развлечение.
Признаюсь, долго думал, всё-таки кушать тоже, конечно, хочется :) Но в итоге принял решение снимать так, как я хочу, и написал об этом в редакцию. А когда в «Снобе» увидели, что получилось, они всё равно купили у меня снимки, а позже эти кадры опубликовали и в других московских изданиях и даже в Европе.
— Как думаешь, почему их всё-таки взяли, если они не похожи на привычный репортаж?
— Обычной съёмкой заказчика уже не удивишь: мастеров нажимать на кнопки огромное множество. А вот что действительно привлекает внимание, так это когда фотография рассказывает не только о событии, но и об авторе.
— Кстати, об отказах от проектов. Часто приходилось говорить «нет»?
— На самом деле, редко. Я пришёл в фотографию ради фотографии, мне интересно всё, что с ней связано: фактура, образ, как свет отпечатывается на плоскости… Поэтому я почти никогда не отказываюсь от проектов.
Я уже рассказывал, что работал на художественно-производственном предприятии «Софрино» Русской православной церкви. Целых два года фотографировал ремесленников, которые делают церковную утварь, иконописцев. И мне нравилось, хоть я и не религиозен.
— Хорошо, а что ещё кроме практики и поисков своей стилистики посоветуешь начинающим фотографам?
- Получить образование. Фотолюбителем быть неплохо, но если хочешь называться профессионалом — будь добр, учись. Ошибка многих фотографов — думать, что ты всё уже умеешь. «Платите мне деньги, да побольше». Но, чтобы фотографировать, большого ума не надо: только нажимай на кнопку. Фотомастерство заключается в другом: в умении общаться и договариваться с людьми, в знании истории, техники и технологии, а также изобразительно-выразительных средств фотографии, в жизненном опыте. И советую помнить, что фотография — это молодой вид искусства. Мы открыли лишь несколько жанров, а ведь столько всего неизведанного!
- Волноваться — нормально. Даже я волнуюсь. Но, чтобы иметь больше интересных и уникальных кадров, надо преодолевать себя.
- Гуглите! :) В интернете полно классной бесплатной информации. Я многое изучал самостоятельно, так что рекомендую и вам.
- Следите за современными фотографами, чтобы понимать, что сейчас ценится. Мне, например, нравится Данила Ткаченко. У него есть свой узнаваемый стиль, и это здорово. Он сделал фотопроект, в котором поджёг заброшенную деревню, чтобы привлечь внимание к вымиранию деревень в России. Советую смотреть победителей разных фотоконкурсов, изучать их работы: тут пригодятся сайты Союза фотохудожников России и «Артнаграды».
- Придумывайте свои собственные творческие проекты: так мы в своё время сделали «Курок». Вы будете знакомиться с людьми, обрастать контактами, вас станут приглашать на интересные мероприятия. Со знакомыми времён «Курка» я сотрудничаю до сих пор.