Фотоателье автопортрета UU: как сделать по-настоящему классное селфи
И почему процесс важнее результата.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
В фотоателье UU, у которого есть локации в Москве, Петербурге и Екатеринбурге, нет фотографа. Посетитель сам может запечатлеть себя с помощью зеркала, за которым спрятана камера, и пульта-кликера. Изображения получаются чёрно-белыми и приходят гостю на почту через сутки. Это исходники: дальше гость может обработать их на своё усмотрение.
Основательница ателье Наташа Локшина рассказывает, что формат придумали три с половиной года назад. В основном альтернативы тогда были в Азии, но без зеркала: что-то вроде фотокабинки.
В UU принципиально делают чёрно-белые фотографии: это, по словам создателей, убирает информационный шум и делает снимок неустаревающим. Ещё в зале для съёмки нет дисплея, на котором транслируются превью фотографий, чтобы гости погружались в процесс и не отвлекались на результат, не критиковали себя.
А для того чтобы в фотоателье получился хороший снимок, рекомендуют надеть однотонную контрастную с фоном одежду (чёрную или белую) и, получив готовые изображения, кадрировать их.
За все годы работы самым сложным было обьяснить, как именно устроен формат съёмки. «Когда мы только начинали и аналогов ещё не было — гости даже пытались найти, где прячется фотограф, потому что не понимали, как работает зеркало и пульт», — говорит Наташа.
Мы спросили Наташу об опыте работы фотоателье, источниках вдохновения и секретах хорошего автопортрета. И вот что получилось.
Наташа Локшина
Соосновательница сети фотоателье без фотографа UU, в списке Forbes 30 до 30
— Как пришло озарение?
— Я фотографирую довольно давно, примерно с 13 лет, и думала, что это будет моим основным занятием всю жизнь. Но примерно к 20 годам я стала интровертнее. Оказалось, не так комфортно знакомиться с новыми людьми и их снимать день в день, как раньше. И я ушла в учёбу.
Когда я окончила «Британку», поняла, что хочу продолжать заниматься фотографией, но в каком-то новом формате. Тогда мы с мужем посетили подобную студию в Екатеринбурге — «Self Портрет». Она была на тот момент единственной: я так понимаю, что ребята первыми придумали механику, когда фотографируешься с помощью пульта и зеркала.
Мы сходили к ним в гости, пофотографировались. Выйдя из студии, я поняла, что это офигенная идея, мне всё нравится, но я бы сделала немного иначе. Так мы решили с мужем попробовать показать миру нашу интерпретацию, то, как это могло бы быть. Так открылось UU.
— Ваше ноу-хау — это ч/б, правильно?
— Это было ателье с новой механикой, но до сих пор фотостудия. А мы хотели сделать новый, концептуально другой экспириенс: чтобы люди приходили к нам не просто за фотографиями, а за каким-то новым опытом, чтобы это было больше похоже на перформанс наедине с собой или с близкими людьми.
Мы всё перевели в ч/б. У нас изначально был только чёрный фон, чтобы сделать максимальный акцент на эмоциях и состоянии наших гостей. Мы добавили вентилятор. Это маленькая деталь, но довольно значимая во всём процессе. Мы сделали затемнённое пространство, где видно буквально только твоё отражение, и не отвлекают ни стены, ни интерьер. И мы изменили коммуникацию с посетителями: добавили больше сервиса.
— Сколько человек могут прийти на съёмку и что они могут с собой принести?
— Если это один слот, могут прийти до пяти гостей, потому что зал не очень большой. Он рассчитан на индивидуальную съёмку. Идеально — если один-два человека. Можно прийти с семьёй пофотографироваться, это тоже здорово. Но больше пяти человек уже сложно разместить в кадре. И труднее организовать пространство и световую схему так, чтобы все получились хорошо при любом расположении относительно камеры, зеркала и света.
Поэтому один-два — это идеально, пять — возможно. Если больше человек, то это не проблема. Это будет больше похоже на экспириенс, нежели на фотосессию с качественным светом. Тогда мы просим забронировать два слота одновременно, чтобы гости могли разойтись по двум залам.
Когда в один зал приходит большая компания, гости, которые идут параллельно в другой зал, чувствуют себя будто в меньшинстве и не так комфортно. Недавно к нам приходила «Новая Голландия» всем составом, 30 сотрудников, они просто забронировали всё ателье целиком и располагались, как им удобно. Так тоже можно.
Что можно брать с собой? Всё что угодно, кроме еды, алкогольных напитков и фейерверков, каких-то конфетти. Такие правила потому, что мы не успеем прибраться до следующих гостей.
— Гостям нужно иметь какой-то предварительный, хотя бы минимальный бэкграунд по композиции или по фотографии, чтобы вышел хороший кадр?
— Сложно сказать, что нужно, чтобы получился отличный кадр, потому что понятие «хорошая фотография» для всех разное. Мне кажется, что наилучший снимок для человека — это та фотография, на которой он себя узнаёт, он себе нравится, и он может себе её присвоить, сказать: «Здесь изображён я, и я готов показывать это и себе, и миру».
Для этого нужно принятие себя. Не фантазия о том, как я выгляжу, какой я есть, а объективное, коррелирующее с реальностью знание. Это очень редкий дар или наработка. Не могу сказать, что я ей обладаю в полной мере. Скорее нет, чем да. Это какой-то идеальный мир, когда человек себя очень объективно воспринимает.
Но достаточно быть в хорошем настроении и отпустить свою голову во время процесса. Для этого не нужно специальных навыков. Для этого не нужно знать, как работает свет. Для этого просто достаточно расслабиться.
Примерно через 15 минут можно расслабиться и снять маски, чтобы выглядеть так, как привыкли себя видеть, поворачиваться рабочей стороной. Пятнадцати минут достаточно для того, чтобы гость использовал все свои обычные наработки, сфотографировался так, как он представляет себя комплиментарно.
Через 15 минут человек готов идти в какое-то исследование и творчество, посмотреть: «А что будет, если я повернусь по-другому, встану на стул, повернусь спиной?» Примерно на сороковой минуте получаются те кадры, которые мы уже готовы воспринимать, которые получаются интересными и на которых мы открываемся и проявляемся.
— Почему автопортрет в студии не хуже съёмки фотографом?
— Это вообще супердругое. Когда нас снимает фотограф — это его оптика, то, как видит нас и мир. Если мы хотим сфотографировать, как мы видим себя, то для этого вряд ли подойдёт другой человек, потому что у него совершенно другие бэкграунд, опыт и видение.
Это не значит, что у фотографа получится хуже или лучше. В таких категориях сложно рассматривать этот вопрос. Это очень неощутимые факторы, какие-то зыбкие. Если говорить о более твёрдых фактах, то фотограф работает со светом. Слово «фотография» просто переводится как «рисунок света».
Если вам повезёт с мастером, и ему повезёт со светом, то вы можете получить действительно хороший рисунок. Он может поставить вас у окна или так расположить в пространстве, что на вас очень комплиментарно, здорово ляжет освещение, и фотография выйдет качественно.
В наших условиях свет поставлен заранее. Можно чуть поднять голову, чуть опустить, и получатся абсолютно разные кадры. Вы в процессе не будете этого замечать и не будете это контролировать. Может произойти так, что какие-то кадры вам не понравятся, потому что свет лёг не так, как вам бы хотелось, или не слишком комплиментарно. Это то, с чем мы не можем работать на сто процентов.
Мы стараемся поставить максимально хороший свет, чтобы вы хорошо получались стоя посередине зала, сидя на стуле или на полу, и если вы один, и если вас пятеро. Нам приходится идти на огромное количество компромиссов, выставляя такие схемы, в то время как фотограф может адаптировать свет под каждый кадр.
Фотограф выдаёт те снимки, которые он считает самыми лучшими. С одной стороны, это плюс, потому что у него есть опыт и насмотренность. С другой стороны, это минус, потому что ваш взгляд и взгляд фотографа могут различаться.
Из нашего ателье вы получаете полностью все исходники и можете из них выбрать те кадры, которые вам откликаются. У вас больше контроля, но при этом на вас очень ответственная часть — это отбор и кадрирование, иногда обработка кадров, потому что они приходят сырыми.
Опять-таки, кому нужно работать с фотографиями? Вам, возможно, не нужно. Некоторым необязательно кадрировать и обрабатывать свои кадры, это абсолютно в порядке. Но сильными, имеющими художественную ценность такие кадры редко можно назвать.
Но к нам гости приходят за другим: увидеть себя, познакомиться с собой, а не получить произведения искусства и шедевры. Их можно сделать, но для этого нужен специалист. Искусство делается обычно профессионалами. Для этого нужно образование и какой-то жизненный опыт, какой-то опыт в полях.
— Какие самые необычные фотографии делали гости UU?
— Одна девушка пришла в наше первое ателье на Луначарского, в Екатеринбурге. Это было очень просторное помещение, где мы предоставляли гостям ещё и вещи, чтобы они могли как-то экспериментировать. Она этот рейл с одеждой добавила с собой в кадр и фотографировалась не только самостоятельно, но и с вещами на вешалках. Это было довольно интересно, что она решила включить в кадр пространство.
Другая девушка фотографировалась с большим зеркалом и многократно отражалась в нём. В кадре получилась не она одна, а несколько её двойников.
Часто что-то интересное получается, когда гости работают с пространством, подходят к зеркалу или, например, фотографируют одну часть тела.
Сложно сказать, что такое необычная фотография, это очень субъективно. Обычно что-то в кадре цепляет. Какая-то поза или взгляд, какие-то мелочи. Это бывает очень мощно.
— Про процесс. У вас в команде есть какие-то неочевидные традиции и обычаи, от которых вы получаете удовольствие все вместе?
— У нас довольно большая команда. Мы находимся в четырёх городах. Сложно сказать, что у нас есть какая-то совместная традиция, потому что мы просто довольно сильно разбросаны.
Но каждое утро и ещё раз в день все делают тесты и отправляют их в общий чат, чтобы проверить свет. Мы иногда общаемся с помощью этих фотографий. Так мы узнаём, как наши сотрудники перемещаются по городам.
Бывает, вечером попрощаешься с администратором, а утром он уже делает в другом городе тест вместе с администратором того ателье. Сотрудники делают нам послания, сюрпризы с помощью этих тестов.
— Расскажи про фильм «В поисках Вивиан Майер», который очень зашёл вашей команде.
— Я думаю, все, кто занимается фотографией, так или иначе, видели фотографии Вивиан Майер. Она делала довольно много автопортретов. Интересен кейс тем, что она снимала в стол. Она никогда не делала собственных выставок, не отдавала фотографии тем, кто на них запечатлён.
Она работала няней и просто каждый день носила с собой фотоаппарат. Насколько мы поняли по фильму, у неё была амбиция стать художником. Она даже писала в какие-то галереи, но в её жизни не вышло никаких выставок её работ.
Много работ она не проявляла вообще, они были в негативах. У неё был гигантский архив, который случайно выкупили риелторы. Оказалось, что там очень много стоящих работ, сильных, художественно ценных.
Человек, у которого в руках оказался этот архив, решил, что с ним нужно что-то сделать. Он подарил миру такую художницу, как Вивиан Майер. Не она сама себя реализовала в жизни, а это сделали за неё те, кто случайно нашёл её творчество. Мне кажется, что это довольно интересно и уникально. Хотя, возможно, много таких творцов.
— Этот фильм близок вашим ценностям?
— Мы всегда собираем всякие крупицы. Я не могу сказать, что этот фильм полностью откликается нам по ценностям, но какие-то моменты в нём нас очень задевают.
Например, что человек фиксировал свою жизнь и делал это, в том числе, с помощью автопортретов. Это был её инструмент взаимодействия с реальностью.
Мы тоже считаем, что необходимо документировать свою жизнь, в том числе с помощью фотографий. Для этого есть разные инструменты. Можно вести дневник, можно записывать видео. И фотография — это очень хороший рабочий инструмент.
Мне импонирует, что она делала снимки, потому что это её страсть, а не потому, что она хотела добиться каких-то целей. Просто ей это нравилось.
Мне кажется, не всегда нужно что-то делать с какой-то окончательной целью. Просто процесс тоже может быть уже искусством.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!